Хлебников Борис Константинович

    С Борисов Константиновичем я  был знаком целую вечность, с приходом меня на работу в ММП в 1968 году.  А расстались мы с ним в 2009 году, когда я ушёл на пенсию и уехал в Боровичи. Уже в 1968 году Борис Константинович был знаменитым капитаном-наставником…

     Борис Константинович Хлебников родился в 1926 году в Ленинграде. В трудные годы Великой Отечественной войны в возрасте 15 лет он начал работать.  В 1942 году поступил на учебу в Архангельский морской техникум. Шестнадцатилетним подростком, не выдержав голода, устроился дровоколом, чтобы получить карточку рабочего второй категории, что было больше, чем паек учащегося.

     В 1944 году курсанта Хлебникова направили на пароход «Диксон». На нем он пять месяцев плавал матросом 1 класса на линии Архангельск-Дудинка. Фашистские подлодки, базировавшиеся в Арктике, неоднократно обстреливали пароход.  Борис Хлебников был заряжающим носового орудия. Всю жизнь он был благодарен судьбе за то, что повезло ему выжить в той кровавой войне.

     Весной 1947 года Хлебников прибыл в Мурманское морское пароходство. Его назначили на должность пассажирского помощника парохода «Ястреб», а через три месяца он стал штурманом на пароходе «Сосновец», затем у него был бывший английский пароход типа «Empire», получивший название «Мурманск», где он работал третьим и вторым помощником капитана.

    Кстати, интересна судьба этого судна. Он прибыл в Кольский залив в составе союзного конвоя и был потоплен немецкой авиацией в Мурманске в июне 1942 года. В 1944 году наши его подняли, отремонтировали и, поскольку союзники отказались от прав на пароход, передали его в состав Мурманского морского пароходства под названием «Мурманск». И этот транспорт находился в строю аж до 1978 года!

    С 1956 года Борис Хлебников – капитан на судах пароходства, а в 1962 - его, как одного из наиболее опытных специалистов, назначают капитаном – наставником.

     На протяжении пяти лет Хлебников трудился капитаном ледовой проводки при Штабе морских операций Западного района Арктики. Во время работы в Штабе за безопасную и сложную проводку судов по арктическим трассам ему были присвоены почетные звания «Отличник речного флота СССР» и «Отличник Аэрофлота». Более четверти века он оказывал помощь командному составу в обеспечении безопасности мореплавания.

     Принципиальность и скромность, интеллигентность и трудолюбие, уважительное отношение к подчиненным – эти качества Хлебникова знали все судоводители. Моряки уважали капитана-наставника за его профессионализм и порядочность.

     Его заслуги были высоко оценены. Он награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны, многочисленными медалями в том числе «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

      15 февраля на 88-м году жизни не стало почетного полярника и работника морского флота, арктического капитана и участника полярных конвоев Бориса Константиновича Хлебникова.

      На память о таком выдающемся человеке сотрудники музея попросили у его родственников какую-нибудь личную вещь.
- Дочь Бориса Константиновича Ирина Борисовна пообещали поискать, но сказала, что не знает, есть ли такой предмет, достойный стать экспонатом музея. Каково же было ее удивление, когда при уборке квартиры своего отца, она нашла в углу… фрагмент трубчатой кости ноги мамонта! Она не знала о его существовании, - рассказывает директор музея Мурманского морского пароходства Валентина Карепова.

      Об экспонате известны лишь крупицы информации. Подарили его Борису Константиновичу в 1982 году – об этом говорит красивая бронзовая табличка, прибитая к кости. На ней также написано «Таймыр. Дудинка», там базировался штаб морских операций, куда часто летал Хлебников.  Кто решил вручить такой оригинальный презент не  известно – друзей и знакомых у капитана Хлебникова Б.К. было много по всей России. А вот найденая кость была на одном и самых известных кладбищ мамонтов у реки Берелях – устья Индигирки в Сибири.

      Посмотреть на этот экспонат, и другие ценные, и интересные вещи, мурманчане  смогут в музее пароходства на ул. Володарского, 6.

     Вот какую информацию о Борисе Константиновиче я прочитал в Кольской энциклопедии: Хлебников Борис Константинович (17.05.1926, г. Ленинград – 15.02.2014, г. Мурманск), работник морского транспорта, полярный капитан.

     Окончил судоводительский факультет Архангельского мореходного училища (1947), Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С. О. Макарова (заочно).

     С 1944 – матрос на судах Северного морского пароходства («Диксон» и др.); участник Великой Отечественной войны, обороны Советского Заполярья, северных конвоев; с 1947 – третий помощник капитана пароходов «Ястреб», «Сосновец», второй помощник капитана парохода «Мурманск», старший помощник капитана пароходов «Селенга», «Вологда», «Софья Перовская»,  с 1956 – капитан судов «Селенга», «Адам Мицкевич», «Якан» и др. С 1962 – капитан-наставник штаба морских операций Западного сектора Арктики.  В 1970-х – капитан-наставник службы безопасности мореплавания.

    Участник разработки метода авиационных ледовых разведок на трассе арктических морей, успешной проводки караванов речных судов (1964–1966), кораблей ВМФ по Северному морскому пути; участник внедрения тактики проводки судов на Дудинской линии в период круглогодичной навигации.

     Почетный член Мурманской ассоциации морских капитанов.
     Награжден орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья», медалью Жукова; почетными знаками «Участник плавания в конвоях», «За доблестную службу в Заполярье». Заслуженный работник транспорта РСФСР. Почетный работник морского флота. Почетный полярник. Отличник Аэрофлота. Отличник речного флота.
Лит.: Солдаты Победы. Мурманск, 2007. Т. 1; Карепова В. И. На румбе – Арктика: история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах. Мурманск, 2014.

     У Бориса Константиновича был ещё и знаменитый брат – Юрий Константинович Хлебников – человек-легенда, чьё имя носит один из ледоколов Дальневосточного морского пароходства. Юрий  Константинович обладатель нескольких государственных наград СССР  (в том числе ордена  Нахимова). Командовал различными ледоколами в годы ВОВ.  В 1948 году   был арестован и осуждён по ложному обвинению на 25 лет лишения свободы.

      Полностью  реабилитирован в 1957 году (после XX съезда КПСС). После реа-билитации продолжал работать капитаном Мурманского морского пароход-ства. Умер в 1976-м году. Похоронен в Москве на Ново-Арзангельском кладбище.  Кроме ледокола, именем Ю. К. Хлебникова названы остров в Карском море имыс на Новой Земле.
   


Рецензии