Велесова книга и норманская теория

Научное оформление норманская теория впервые получила в работе Г.З. Байера «О варягах» (1735 г.), основные положения которой были затем развиты Г.Ф. Миллером в его сочинении «Происхождение народа и имени российского» (1749 г.).

В работах А.Л. Шдёцера «Опыт анализа русских летописей (касающийся Нестора и русской истории)» (1768 г.) и «Нестор» (1802 – 1809 гг.) тезис о скандинавском происхождении древнерусской княжеской династии впервые был дополнен тезисом о том, что до прихода скандинавов восточные славяне вообще не знали государственности.

Однако своё классическое воплощение норманнская теория получила в статьях датского историка и лингвиста В. Томсена «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства» (1876 г.). Отметив, что «заложение первых основ русского государственного строя является делом скандинавов», Томсен подчеркнул, что «исполинское здание» на этом «основании» возвели «природные славяне». Вообще, тезис Шлёцера о том, что с самим понятием «государственность» восточных славян познакомили только скандинавы, – тезис, который советская историческая наука 1940-х – 1980-х гг. представляла квинтэссенцией норманнской теории, – серьёзными учёными не разделялся уже в XIX в. Не смотря на это своё «второе дыхание» норманская теория приобрела с появлением «Велесовой книги», которую тут же объявили фальшивкой.

Возникает естественный вопрос, что же такого сообщила нам «Велесова книга», что её с таким остервенением ошельмовывают кому не лень?

«Велесова книга» об Аскольде:

«И вот после тысячи пятисот лет после Карпатского исхода Аскольд злой пришёл к нам и согнулся народ мой. От (имени) Лада призываем мы всякого идти под знамёна наши. Ибо может Русь, быть захвачена врагами.
А Сварог наш Бог, не их.»

«И вот Аскольд пришёл с варягами своим к нам.
И этот Аскольд - враг наш.
Ведь говорили нам, что идёт он захватить нас, и лжёт, что он враг только грекам.
Аскольд этот - варяг-наёмник, который охранял купцов эллинских, когда они шли по Непре-реке /Днепр/.
Аскольд этот пришел к нам со своей силою спустя (четыреста шестьдесят) лет после Алареха и захотел править нами. И Дирос Эллинский сказал нам смириться ибо договорились они править вместе. Но вскоре Аскольд убил Дироса и встал один на его место. Поэтому он враг наш, и не хотим мы его как врага.
Старинные предания поведали нам, что придет на Русь иной Аскольд, и будут ещё три Аскольда.
Враги и те варяги, что жертвы приносят (только) для себя, и не соблюдают наши нужды. Чужие князья, это не те князья, которые нужны простым воинам. И силу они нашу похищают владея нами не право.
Впервые варяги пришли на Русь (как недруги).
Аскольд силою разгромил князя нашего, подло (обманув) его. После Дира власть над нами перешла к Аскольду, но (для нас) он князь не прошенный. И с тех пор начал он княжить над нами, поднявшись в действительности до (особого) вождя - самого, костры (священные) хранящего, Огнебога. Поэтому отвратил Он лик свой от домов наших, ибо приняли мы князя от греков крещенного. Аскольд - темный воин.
Он так ныне греками просвещен, что нет ни каких русских, а есть только варвары. Но мы можем это осмеять, ибо были кимры, также отцы наши, которые и римлян трясли и греков разметали, как поросят испуганных.»

«Аскольд посадил воинов своих на лодки и пошёл захватывать другие (земли). И сперва пошёл на греков, чтобы уничтожить их города, и жертвы богам принести на земле их. Но не в этом истина (поступков) его, ибо Аскольд не русич, а варяг, и имеет тайный замысел - мощь русскую ослабить. Но зло это творя, сам от него погибнет.»

«Но Аскольд приносит жертвы чужим богам, а не нашим, как (испокон веков) было заведено отцами нашими, и не должно быть по иному. И греки хотят нас окрестить, чтобы забыли мы богов наших, и стричь с нас дань (с поклонения их богу), как (делают то) пастыри, стекающие в Скифию отовсюду.»

«Велесова книга» о Рюрике:

«И вот Рюрик идёт. И не (должны мы) давать (власть) Рюрику, как прежде не давали её иным. Должны мы иметь князя своего и ему доставать чужие святыни, сохранив (эту традицию) до конца. Ни римляне, ни эллины не владели нами. Да прибудет так (во веки веков)!
Было это во время (правления) Дироса, и было (при нем много) греков, а потом исчезли, (когда) пришли к нам Аскольд и Рюрик.
И молю богов я, чтобы избавилась Русь от зла этого. И вот мы достались иным, ибо голод стоял великий, и были мы (в это время) сиры и нищи.»

«Поэтому Аскольд и Рюрик по Непре ходят и людей наших вызывают на бой. Но так как мы Дира имеем при себе, то не смеем ходить на них. Это нам будет уроком, чтобы мы осознали наши ошибки и чтобы стало у нас по иному.»

«И Рюрик, тоже не русич, ибо как лис хитрый рыскал по степи и нападал на купцов, а иных грабил, когда те ему доверялись.
И вот дымы (смрадные) вздымаются до (самой) Сварги. И это означает беду великую для отцов, деток и матерей наших. И означает это, что пришёл час борьбы. И не смеем мы говорить ни о чем другом, как только об этом, ибо пришли варяги на Непру и захватили там нашу землю, когда люди наши доверились им. И теперь земля та под ними. Не троньте людей наших!
А не послушаете нас, так согласитесь с мечами нашими.
Рюрика отречите от земель наших, гоните его с глаз долой, туда от куда пришёл. Но, (обманом и силою) сокрушены врагами границы наши. (И ныне) землю нашу попирает враг. И это (святая) обязанность наша, (очистить землю нашу от варягов), и иной брани (мы себе) не желаем.»

«А после варяги Рюрик и Аскольд уселись в краю нашем. И мерзко нам (от этого) до крайности, ибо мы потомки рода славянского, который пришёл на Ильмень озеро и Русь объединил (задолго) до готов.»

«Велесова книга» о варягах:

«Раньше были на Руси хазары, ныне - варяги.
Мы же сами русичи и ни какие не варяги.»

«Если русич умрёт, то к Сварожьим лугам отойдя, он услышит торжественный глас Перуницы:
«То никто иной - русский воин пришёл, он ни грек, ни варяг, он родович славянского славного рода…»»

«И набросились на нас, одержимые (черною) силою. Но смогли мы посечь варягов и прочь прогнать (их) от домов наших, как псов.
Имели войну мы с врагами, которые пришли к нам, отречась от святого волхования.»

«Явился (князь новый к нам) - каган, из-за нерадивости нашей. Впервые пришёл он с ватагой (своей), (сопровождая) торговцев на Русь. По началу были они велиречавы, но затем стали злыми и русичей утеснять стали.
И говорили мы тогда:"Куда идти нам от них? Где вольными вновь обретем себя? Коль (ныне) мы весьма сироты, и рука божеская от нас отвернулась. Коль не смогли (уберечь) Русь за тысячу двести лет сотворённую до этого. А пришли варяги и просто взяли эту землю.»

«Она, (земля здешняя), что сотворена на севере, (земля) сыновья Великой Руси, не могла, как в Киеве, сотворена быть такой же в ильменьских лесах, а дана (нам) была лишь как малая часть. Там то и уселись варяги, по сути своей хищники, повесившие Свентояра с дружиною.»

«И вопрошают нас народы: «Кто мы есть?»
И отвечали (мы им): «Мы есть люди - потерявшие край свой. и правят нами греки и варяги.»
И что же мы поведаем детям нашим? Которые будут ругать нас и плевать в глаза нам. И будут правы!»

«Слава Богам нашим! Имеем мы веру истинную, которая не требует жертв человеческих. Это же делается у варягов, кои именовали Перуна - Перкуном, и исказили ритуал (жертвоприношения).»

«Боги русов, не берут жертв жизнями человеческими, а лишь плодами, овощами, фруктами и зернами, молоком, питейной сурьей на травах заброженную и мёде, и ни когда (не приносили в жертву) живую птицу и рыбу. Это варяги и эллины дают богам (своим) жертву иную, страшную - человеческую. Такого нам нельзя делать, ибо есть мы Дажьбоговы внуки. И не должны (слепо повторять того, что делают) чужеземцы.»


Итак, мы видим не просто неприятие варягов, а скорбь, что вынуждены были им подчиниться. Ни о каком призвании речи вообще нет. Да, в 9 веке был кризис собственного управления, раз территорией русов управлял булгарский наместник «джир», получивший за греческий образ жизни прозвище «Дир», но управлял он очевидно справедливо и не притеснял местное население, поэтому его воспринимали как Великого князя. Этим и воспользовались Аскольд и Рюрик.

Булгарский протекторат русской территории в это время принципиально отличался от татаро-монгольского ига спустя 380 лет. Булгары не имели здесь своей регулярной армии и полностью полагались на военную силу русов. Почему к середине 9 века эта сила не смогла противостоять варягам в настоящее время не известно, но именно её отсутствие стало причиной варяжской экспансии.

И в этом вопросе свидетельство «Велесовой книги» принципиально важно – не было ни какого призвания варягов и государственность на территории русов уже была, хотя к середине 9 века территория эта и находилась фактически в руках булгар. Но ещё в 790 году русский князь Бравлин громил греческие колонии в Тавриде. Из «Велесовой книги»:

«А нынче имеем мы другого князя Бравлина, правнука деда своего, который говорил:
- Идемте на юг, на Грецколань. Ибо греки между эллинами племя особое. Терзают и терзают они нас в степях (наших), и хотят скотину нашу взять задаром. Так стряхнём их в море и погоним до края своего, ибо есть та земля русская. На земле той кровь русская лилась и питала ее. Надейтесь на нас. Будем мы защитой для неё во все дни, которые взойдут над ней ясным утром.
Говорил (князь) Бравлин:
Должны смело ходить мы на (врагов своих). О том знамя (Купалы) нам речёт, (что) каждый из нас витязь и само (оно нас в бой) ведёт. И поведёт (оно нас) осесть на земле, где Солнце яркое спит в ночи на златом ложе своем. Но на той земле (сейчас враги наши).»

В 790 году Суророж был разгромлен русскими войсками, а всего 70 лет спустя Аскольд без всякого боя захватил Киев.

Вся норманская теория под натиском этих свидетельств рассыпается как карточный домик, поэтому каждый, кому не лень, бросает камень в «Велесову книгу», чтобы не дай бог ей открылся путь к общественному сознанию и потомки древних русичей узнают подлинную историю борьбы их предков за свою независимость от варягов и христиан.


Рецензии
Самая простая логика предполагает, что ничто из ничего не берется. А у славян стоило прийти человеку с несколькими сотнями воинов и уже через пару десятилетий они массово поехали щиты на ворота прибивать. При этом ни каких историй про становление в эти годы промышленного производства, образования какой-то иной инфраструктуры, каких-то новых источников товаров. Само все завелось...

Владимир Толмачев   12.08.2020 10:02     Заявить о нарушении
В совсем не давней истории мы видели как в период кризиса не то, что новое производство не создавалось, старое разрушилось. Торговые связи в полном объёме до сих пор не восстановились.

О причине и глубине кризиса начала 9 века мы только догадываться можем. Но Смутное время 17 века показало, что кризис может быть на столько глубоким, что способен поставить государство на грань выживания. В 9 веке, события развивались для Руси катастрофически, так же как и в период татаро-монгольского нашествия. Но могло быть ещё хуже, если бы варяжская экспансия не совпала с миграционной волной венетов (прибалтийских славян), которые фактически и перенаправили исторический ход по более мягкому сценарию интеграции и ассимиляции норманов в славянском этносе.

Александр Захваткин   12.08.2020 11:02   Заявить о нарушении