И всё небо - тебе, Пчёлка

Когда 11 лет назад я впервые испытала чувство свободного падения, в тандемном прыжке на уютной дропзоне АТСК Арсеньев, поняла: да, именно так я летала и падала в своих снах. Говорили, что в такие моменты человек растёт. Летала часто, а вот подрасти до среднестатистической нормы – никак: полтора метра с гаком в 4 см. Актуальный вопрос – зачем случился этот прыжок? В 49 лет, когда уже жизнь сложилась, внучка появилась, работа и зарплата радуют, даже инвалидность с надломленным позвоночником есть – зачем? Ответ мерзко банален: затяжная депрессия и не то с человеком может сотворить.

РОЖДЕНИЕ ПЧЕЛЫ

Как сейчас помню: 23 мая 2009 год. Небольшой аэродромчик, «огороженный» лесопосадками, светящийся яркими жёлтыми одуванчиками. Серебристая «Аннушка», самолётик из моего чукотского детства, раз в три года доставлявший нас в Анадырь, откуда мы улетали на материк – к бабушке, к морю, в Москву даже! Какие-то мешки, сумки цветные, полосатый тряпочный конус на длинной палке…

Я в новом спортивном костюме модного цвета морской волны, нервы скручены, волосы дыбом, улыбка застывшая (на всякий случай, чтобы не догадались, что боюсь). Приехала умирать. Жить устала, счастья нет, высоты боюсь, в самолёте тошнит, пятки поломанные, два позвоночных диска – в осколки… И третий по счёту развод на исходе лет… Полтора года назад был, а выбраться никак не получалось.

Согласитесь, красиво придумала (а как же – режиссёр массовых праздников!) – исполнить свою давнюю мечту, тряхнуть стариной, кайфануть напоследок. И умереть от разрыва сердца, потому как очень высоты боюсь после травмы. А мне обещали не семь метров, с которых я рухнула однажды, а целых три километра!
Понятно, что никакого разрыва сердца не случилось. А вот умереть я умерла. Та, которой жить надоело, куда-то исчезла, а приземлилась на газон с одуванчиками совершенно другая Ира, которой через некоторое время присвоят парашютный ник Crazy Bee.

НЕ ХОЧЕШЬ - ЗАСТАВИМ

Никакой спортивной карьеры я делать не собиралась, просто для удовольствия приезжала раз в месяц и сигала с 600 метров с десантным парашютом. Неуправляемым, на стягивание, то есть просто выпадала и куда-то прилетала. Ничего сама не открывала, не рулила – всё от погоды зависело и доброты лётчика при выброске. Предложения как-то разнообразить эту историю, освоить расчековку, подучить матчасть, попробовать раскрытие кольцом, отвергались напрочь:

- Я вам деньги плачу за то, чтобы приехать и ничего не делать! Чтобы всё само! Я адреналин получаю, пока ничего не знаю про всё вот это!

Как оно летает? Как всё это работает? Фонарею от удивления и восхищаюсь! А если мне всю аэродинамику рассказать – где романтика и чудо? И когда обращали внимание на красивые разноцветные купола спортсменов, реально не круглые, просто матрасики какие-то на лямочках, я не выпадала из реальности: мне почти 50 и нырять в большой спорт уже поздно. А в мелкий – неинтересно.

То, что я «по нечайке» завязла в небе, сотворил лётчик-инструктор Алексеич. Уж не знаю, почему он сделал мне этот королевский подарок. Сначала-то меня на аэродроме не очень ждали. Ни фига у меня не получалось, в площадку приземления прыжков десять не могла попасть – ветром уносило (купол-то 81 кв м!).

Когда меня хвалили и предлагали двигаться дальше и выше, категорически отказывалась. Боялась! Я в небе обязательно всё перепутаю, забуду, у меня ни за что ничего не получится. Но Сергей Алексеевич, видимо, думал иначе. Сначала он велел не давать мне парашют, не спортсменка же – пришлось научиться «чекеровке», так я изначально обозвала расчековку запаски. Потом выгнал с аэродрома, как неинтересный элемент для парашютного спорта – научилась дёргать кольцо и падать 3 секунды.

Потом каждый раз хитростью и давлением пересаживал с купола на купол. И всем новеньким рассказывал, как я тут «клялась и землю жрала», что никогда и ни за что не буду прыгать с этими быстрючими матрасами -  только выпасть и кайф словить. Именно ему первому сообщила, что прыгнула юбилейную тысячу. Спасибо, бравшему меня на «слабо», ругавшему по любому поводу и без повода (я так думала), тянущего меня туда – в небо, вверх – Сергею Алексеевичу Ананьеву.

СТАВЬТЕ ЦЕЛИ ВЫСОКИЕ

Согласитесь, маститые парашютисты, которые в небе работают, они просто не считают свои прыжки. Им ни к чему делать видео-разборы, их выходы из ЛА похожи один на другой. Для них прыжки с парашютом – любимая, но всё же работа. А вот когда ты вляпался в это дело случайно,  неожиданно для себя, то столько цветного кайфа, жёсткого адреналина, новых вводных по жизни сразу получаешь!

Задание вести дневник прыжков, чтобы записывать свои косяки и удачи, задачи и их исполнение, было обязательным в аэроклубе. Для начинающих, конечно. Я завела электронный дневник, свой, прямо девичий, дневничок. И все свои страдания и слёзы от первых потуг - там. Сейчас читать смешно - сплошные сопли, но это, как ни странно, тогда помогало анализировать, думать, запоминать.

И, что важно: ни одного прыжочка я себе случайно не приписала в учётную книжку, каждый продублирован и расписан в дневнике. Сначала – даже пофамильно перечисляла всех участников, весь разбор инструктора записывала, свои впечатления и мнения. Иногда спорила прямо там, в дневнике, в реальности меня за споры и лишние вопросы сильно ругали.

- Сколько нужно вести дневник?

- Пока прыгать не научишься!

- А как понять, что научилась?

- Поймёшь, когда научишься…

Ох, как бесила эта неопределённость! А сейчас читаю и всё понятно.
 
Я для себя решила, что изо всех сил постараюсь и напрыгаю… 50 прыжков! Да! Я такая! Я смогу! А когда меня на этот полтинник базовым пассажиром покатали в большой формации, захотелось доскакать до сотни. После сотого меня подкидывали в небо, стучали запаской по попе, поздравляли и желали…

А чего это я так мелко мыслю? Чего не ставлю недостижимые цели? Именно так же надо жить: ставить нереальную, несбыточную точку на линии жизни и целеустремлённо к ней лететь. Тогда будет прогресс и движение. А добавлять по 50 прыжков – это не цель для женщины, которая не к пенсии движется, а в детство впадает после каждого удачного прыжка с парашютом. И тогда было решено: цель – 1000 прыжков и дневник веду до этой цифры. Понятно было, что ващще нереально, но пусть вот так смешно и будет!

Я тщательно фиксировала модификации куполов, на которых прыгала, летательные аппараты с которых выходила на поток, дропзоны, которые появлялись в моей парашютной биографии. Каждую новую сотню прыжков устраивала юбилеи, разные по времени года, количеству участников и исполнению. С третьего года начала делать ежегодные видеоотчёты. Там без прикрас выставляла все косяки, но и достижениями гордилась.

Традицию открывать юбиляра повыше, чтобы он «выстреливал», как пробка из общего круга, а остальные небоныры разлетались, как брызги шампанского в разные стороны, я невзлюбила сразу. Ну, не могу я потом скручиваться, чтобы быстро потерять высоту – тошнит меня и голова кружится. Потому на всех юбилеях я открывалась сама, это отдельно обговаривалось, многократно подтверждалось и недоверчиво переспрашивалось.

Лишь однажды сдалась, когда для поднятия настроения в формации Кравцова в Коломне искали хоть какого-нибудь юбиляра. А у меня случился 777-й прыжок. Чем не повод? В очередной раз подтвердилось, что скручиваться на куполе в 150 футов мне таки напряжно и тошнотно. Народ уже уложился и на старт вышел, а я только пришла с поля укачанная донельзя. И для себя объявила: этот прыжок – не юбилей. Юбилейные я всегда открываюсь сама!

ЗА ЧЕРТОЙ

Сегодня идёт пятый день после юбилея. Я молчу в соцсетях, не радуюсь, не пиарюсь. Почему? Ступор. Потому что установленная нереальная цель - покорена. Потому что невероятное стало очевидным. Вот он - пограничный столбик в 1000 прыжков. Высота, которая пришла сама. Которую я и не надеялась хоть когда-то покорить. А год назад, после непредсказуемо случайного перелома на приземлении, первой моей травмы в парашютном спорте, даже подумывала о продаже системы.

Друзья-скайдайверы, наверное, думали, что не вернусь я в небо. Травмы, возраст, пенсия не небесная. Травма случилась на 973-м прыжке. Чуть-чуть не допрыгала. Значит, точно не судьба. Но я честно шла к этой высокой вершине…

А потом погуглила в соцсетях и выяснила, что с пластиной на берце вполне себе можно прыгать! И опять всё закрутилось, понеслось, полетело! Пандемия перекрыла небо, не дав начать сезон в мае. Погода как-то не в кассу была: то пекло, то дожди холодные. Вот на День парашютиста рвану… ну, на день ВДВ уж точно получится… Никак. И всё равно этот день, медленно, но приближался. 08 августа 2020, в субботу, на ДЗ Пущино случился этот мой самый серьёзный в жизни юбилей.

ТРЕТЬЯ СУББОТА БУДЕТ В ВОСКРЕСЕНЬЕ

Это мы так шутим. Те, кто в Пущино прыгает в группе «Третья суббота». Раньше собирались на большие формации один раз в месяц, ровно в третью субботу. А сейчас эта суббота может случаться каждую неделю и даже в воскресенье, всё от погоды зависит и количества желающих. И чтобы два самолёта было!

Я с этой командой познакомилась в аэротрубе года три назад. Спасибо Кириллу, с которым в Коломне вместе прыгали как-то. Зимой по пятницам собирались, оттачивали движения на потоке. Потом (спасибо Анне, порекомендовала меня руководителю ДЗ в качестве журналиста) стала приезжать и прыгать в Пущинском небе. В прошлом году - впервые, не очень удачно почему-то и недолго - до травмы. Не в Пуще, на выезде.

Да, команда разношёрстная: состав не постоянный, уровень подготовки - от 50-ти прыжков. Набравшись опыта и заматерев, отсюда уходят в большие формации, скоростные четвёрки, фрифлай, серьёзный парашютный спорт. Остаются те, кто типа меня прыгает фан, кому не интересен спортивный карьерный рост, просто для здоровья полезно периодически гулять по небу. И приходят новые начинающие формацевты. Постоянная ротация.

Короче, за два прыжка до юбилея я вливаюсь в команду, успевшую сходить в первый подъём и традиционно весело разбиравшую косяки содеянного. Мы дружно ещё дважды пытаемся хотя бы собрать фигуру, уже не до перестроений. А на прошлых выходных в Альфе спокойно четыре фигуры уложили.

Да-а, юбилей обещает быть ярким. Между прочим, радуют и запоминаются в такие моменты не чёткие точные движения, а именно косяки и ошибки! Если накосячили, говорят – есть что вспомнить! Я вся в предвкушении. Но инструктор Алексей Закаблук строгим и заговорщическим голосом сообщает всем, что сейчас нужно выполнить очень важную задачу – выполнить юбилейный прыжок. Не простой для «Третьей субботы», тут отродясь таких юбилеев не бывало. И общее «Ох! Ух ты! Ого…». И понимание важности своей миссии в общем деле. И обещание сделать всё возможное.

- Кто не придёт в фигуру, останется без мороженого! – от меня прозвучало, как угроза.

А сама я, тренирующая последнее время дальние подходы, с тоской стояла у обреза сразу за базой: вот как не пролететь мимо на скорости? Есть у меня такой прикол, периодически устраиваю в незнакомом коллективе.

Но в это самое время вдруг там, наверху, поняли, что я всё равно не сдамся. И все препятствия исчезли разом!Шикарная погода, когда тепло, но не жарко. Кучевые облака по голубому небу, как я люблю: очень уж картинка на видео получается красивой, когда с облаками. Даже с самолётом повезло – медленная «Синяя Молния» перед нами ушла в подъём.
 
- Ох, не к добру это, - насупилась я. - Так не бывает, чтобы всё в шоколаде… Видимо, тернии начнутся на выходе.

А на выходе случилось очередное чудо – база, просто как влитая, легла уже в косом потоке, невзирая на попавшего под неё моторного флоттера. Никто не провалился. До невозможности сосредоточенные Саша и Паша, приняли меня в свой базовый кружок. И лежащие уже рядом перформеры начали обвязку. Никаких резких влётов, толчков и раскруток. Слушайте, а это точно начинающие формацевты? Так всё легко, быстро и красиво!

Правда Аким, объявив, что он на диете, отказался от сладкого и объявил себя оператором снизу. Оччень прикольный получился видеоряд, снизу всегда необычно смотрится фигура и всё, что с ней происходит. К слову, когда на следующем юбилее пригрезился тортик, он тоже отполз в сторону. А на третьем за день юбилее лотом был арбуз – и Аким сдался: пришёл как миленький, встал, как вкопанный.

 Фигура и на земле, кстати, была не совсем симметричная. А когда выпал один перформер, то в обвязке получилась символическая для меня нумерология: в замочках стояли один, два и три человека. Раз, два, три –«авантюра», «легко», «рост». Кто в курсе, тот сразу понял. Остальным расшифровываю: не остановится эта бешеная Пчела на тысяче, никак не остановится…

Открыли меня на 1600: согласилась, что это будет красиво и празднично. Инструктору доверила этот поступок.Через час уже перекрыла красивую юбилейную цифру: у Миши юбилей - 400, следом у Наташи – 100. Как же я пропущу такое?
 
Да, мне уже 60. И система для моего позвоночника – не самая лёгкая ноша. И в небе я не пчела, а улитка на догоне. И нет у меня ни одной регалии чемпионской или рекордсменской. И приземляюсь я с некоторых пор, по совету бывалых травматов, скользя пятой точкой по планете. Но если меня выгонят из всех формаций, я пойду одиночно винговать, там у меня ещё поле непаханое – всего 4 прыжочка-то и было.

11.08.20


Рецензии