Доставка билетов. Глава 3

     На следующее утро я вышел из дома десять минут шестого. Оказывается, каждая станция метро открывается на вход пассажиров в своё собственное время, но не позднее шести часов утра. Это я ещё вечером, когда из метро выходил, выяснил. А вот закрываются они на тот же самый вход все одновременно в час ночи, тогда же и все пересадки тоже закрываются, после чего поезда продолжают развозить припозднившихся пассажиров вплоть до конечных станций на каждой из линий. Поскольку Белорусская-кольцевая открывается в пять часов двадцать пять минут, я вышел из дома с небольшим запасом, вдруг по дороге, что-нибудь непредвиденное случится. Но всё было в порядке, я даже постоял немного перед входом рядом с другими такими же "ранними пташками", но первым успел к ещё неподвижному эскалатору.

     В общем, без двадцати шесть я уже подошёл к полуподвальной двери в ЦЖБОП, и осторожно тронул дверную ручку, в полной уверенности, что всё, конечно, ещё закрыто. К, моему удивлению, дверь открылась и другой, нежели вчера вечером, милиционер попросил предъявить пропуск. Я уже говорил, что не люблю эту публику и мало того даже побаиваюсь её, поэтому растерялся и начал долго и путанно рассказывать ему эту историю. Наверное, ему надоело слушать мой голос, потому что он прервал меня на самом интересном месте, когда я начал рассказывать, как я помогал начальнику отдела доставки Сергею Ивановичу, и спросил:

     - Фамилия?

     - Не знаю, - растерялся я.

     - Что свою фамилию не знаешь? - удивился он.

     - Свою знаю, а Сергея Ивановича не знаю, - честно ответил я.

     Тут он опять удивился:

     - Причем здесь Сергей Иванович? Его фамилию я и без тебя знаю. Я о твоей спрашиваю. 

    - А моя? – я вначале, чуть не ляпнул ему свою настоящую фамилию, но вовремя прикусил язык, и проговорил:

      - Алексей Богоявленский.

      Милиционер достал откуда-то, из шкафа, по-видимому, я потом там такой старинный шкаф с глухими дверками видел, несколько листов, скреплённых железной скрепкой и посмотрел на самый последний лист:

     - Есть такой, от руки вписан, - пробормотал он, как бы про себя, и добавил уже громче, - проходи, но пропуск оформи, чтоб не разыскивать каждый раз.

     Я думал, что там никого нет, а в этой большой комнате царило оживление. Около торцевой стены, у большого стеллажа с надписями на полках, которые меня вчера немного удивили, поскольку там были то названия улиц написаны, а то целые огромные районы, стоял небольшого росточка немолодой мужчина. Он ловко, казалось бы, не глядя, но очень точно разбрасывал по полкам, подаваемые несколькими людьми, среди которых был и вчерашний Сергей Иванович, обычные запечатанные почтовые конверты. Конверты были не пустые, а такие, знаете, пухленькие, а некоторые так достаточно толстые. Каждый из подающих конверт, брал их из большой кучи, находящейся на столе, внимательно рассматривал, а затем протягивал тому, который у стеллажа стоял, называя при этом название или улицы, или района, в общем, то, что и было под полками написано.

     Слышались только голоса людей, разбиравших конверты, все остальные стояли молча. Находиться около двери мне пришлось более получаса. Как только гора конвертов на столе исчезала, тут же откуда-то снизу поднимался опечатанный металлической пломбой мешок специфического серовато-зелёного цвета, и из него на стол высыпалась очередная куча. Потихоньку подходили всё новые и новые люди. Около двери стало тесновато, и я перебрался в угол. "Не зачем было приходить так рано, - подумал я, - сказали к пол седьмому, ну чуть пораньше, вот и надо слушать старших. А я припёрся, незнамо, когда. С другой стороны, всё равно рано встаю, а тут любопытно. Но завтра попозже приду, лучше дома, что-нибудь почитаю. Книг-то у родителей полно, я про многие даже забыл. А так, будет время кое-что перечитать".

      Только я так решил, как очередная куча со стола исчезла, и оказалось, что была она последней. Сергей Иванович повернулся к нам и внимательно осмотрел всех присутствующих. Я следом за ним постарался тоже на всех посмотреть, но не на лица, а просто на фигуры, я их пересчитывал. Ну, есть у меня такая дурная привычка. Ещё с самого раннего детства, как только счёту обучился, я всё пересчитываю. Вот и тут принялся пересчитывать тех, кто в комнате находился. Насчитал 66 человек, может немного ошибся, поскольку, многие на месте не стояли, а кое-кого с моего места мог не увидеть. Но, в общем, много народа там собралось.

     Мы с Сергеем Ивановичем практически одновременно осмотр присутствующих закончили, и он заговорил:

     - Если все собрались, то здравствуйте.

     В ответ раздались отдельные голоса, но большинство, только головами покивали, а Сергей Иванович уже продолжил:

     - У нас пополнение, ещё трёх человек начальство нам в помощь прислало. Одного я уже проинструктировал, вон он в уголок забился, его Алексеем кличут, а двое Виктор с Юрием у двери стоят.

     Все присутствующие, как заговоренные, головы от меня на дверь повернули. Там два высоких парня виднелись.

     - Я Алексея за собой на первое время закреплю, а этих молодцев вы, Петрович и Андрей, к себе в обучение примите.

     Это он с тому обратился, который конверты по полкам раскладывал, да ещё к одному парню, который чаще других их подавал. "Наиболее опытным значит", -  решил я.

     Дальше интересней всё происходило. Человек двадцать подошло и каждый себе по пачке конвертов, молча, забрали, а потом к столу направились, да в очередь выстроились. Там ещё какой-то молодой сидел, который конверты пересчитывал, да в какую-то ведомость всё записывал. Вот это ещё минут двадцать у нас остальных отняло. Отошли эти первые привилегированные, очередь до нас грешных дошла.    

     Андрей начал выкликивать названия улиц или районов. Поднимались руки, желающим вручались пакеты, они направлялись к столу, где их записывали в ведомость. Народа оставалось всё меньше и меньше, но и полки, на которых продолжали конверты лежать, тоже редели. Наконец осталось семеро: Сергей Иванович, Андрей, Петрович, тот молодой, который записи вёл и нас трое новичков. Начальник участка вручил мне пачку конвертов со словами:

     - Вот тебе Алексей первая порция, ты Водный стадион просил, ведь так? Частью этого большого района является Кронштадтский бульвар. Вот мы тебе его, по твоей просьбе, и дали. Тяжелый район, надо сказать. Очень большие расстояния, много пешком придётся ходить. Но ты молодой должен сдюжить. Если район хорошо знаешь, начинай раскладывать билеты, тут всего 22 адреса, - и он повернулся в сторону.

     Так ребята, - это он к Петровичу и Андрею обратился – разбирайте новичков, а я сейчас всё оформлю и с Алексеем делами займёмся. Да, чуть не забыл, вот, новички, возьмите проездные билеты, зайцами много не накатаетесь, а пешком тоже не очень-то побегаешь, - и он протянул каждому из нас по единому проездному билету на все виды городского транспорта на июнь месяц.

     Я посмотрел на конверты. На них были написаны: фамилия и адрес пассажира, номер телефона, количество билетов, дата отъезда, номер поезда, вагон, место, конечная станция, и стоимость. Сказал мне наставник, раскладывай, а вот как не объяснил. Как их раскладывать-то.

     Он занят, отвлекать неудобно, посмотрю хоть, чем он занимается, решил я и подошел к столу, где Сергей Иванович ловко перекладывал конверты, по какому то, одному ему, наверное, известному принципу.  Последний конверт он, перебрав немного образовавшуюся пачку, воткнул куда-то в самую середину, и начал быстро, четким почерком заполнять ведомость, укладывая уже записанный конверт вниз лицевой стороной. Это заняло немало времени, писанины там было достаточно: станция назначения, фамилия пассажира, количество билетов и сумма. После этого он убрал всю пачку в потёртый, но настоящий кожаный с пружинным замком, офицерский планшет, скорее всего трофейный, я раньше таких не встречал. Воевал, значит, подумал я, совершенно другими глазами посмотрев на этого уже не молодого человека. Пачка была довольно большая, по моей прикидке штук шестьдесят, если не больше конвертов там было, я до конца досчитать не успел.

     - Ну, что, молодой человек, - повернулся ко мне начальник отдела, - ты билеты по адресам разложил? Вижу, что не знаешь, как это сделать, да, наверное, не совсем понял, для чего всё это нужно. У тебя сегодня небольшая доставка, всего 22 адреса, для примера у меня более 80. Разницу ощущаешь. Так вот, если они у тебя по маршруту не будут разложены, ты, как бездомная собака, начнешь бегать с одного конца бульвара на другой, а затем назад. Эти 22 адреса у тебя в 50, а то и больше превратятся. Поэтому, давай, мы с тобой вместе это дело исполним. Вначале разбросаем конверты по улицам. Вот так. Видишь, почти все они по Кронштадтскому бульвару числятся, да это и естественно. В этом районе стройка на стройке сидит, да стройкой погоняет. Бульвар почти весь уже не только застроен, но и заселён, а чуть вглубь зайдёшь, там или частный сектор, да ещё и без улиц, а по деревням числится, или стройка всё перегородила. Теперь смотри, у бульвара, как и у любой улицы две стороны, чётная и нечётная, но бульвар он на то и бульвар, что от дома до дома, которые напротив друг друга стоят, расстояние весьма немаленькое. Поэтому логичней всего разложить их вначале по той стороне, по какой автобус от метро идёт, её всю прошерстить, с ответвлениями на переулки, если такие у тебя попались. А вот, когда до конца доберёшься, я имею в виду последний адрес на сегодня, ты на другую сторону перейдёшь, да в сторону метро двинешься. И тоже по дороге не забывай в переулки заглядывать, если у тебя туда билеты имеются.

        Мы с ним вдвоем минут десять потратили, раскладывая билеты в таком порядке, чтобы мне не возвращаться. Я поражён был. Сергей Иванович знал эту улицу, как свои пять пальцев. Он мне предлагал прямо на конвертах писать такие вот, например, вещи, от дома 16 до дома 22, это я условно говорю, две остановки надо на автобусе проехать. Мне бы ни за что даже в голову не пришло, что почти соседние дома на таком расстоянии стоять могут, а оказывается, там пруд есть, и он эти дома разделяет.

     - Мне кажется, - сказал Сергей Иванович, когда мы раскладку билетов закончили, -  что вчера ты немного погорячился, называя этот район. Ты там, где-то, наверное, живёшь? Ну вот, что я тебе скажу на будущее, мало ли как жизнь сложится, вдруг пригодится. Никогда не лезь в строящиеся районы, там такая чехарда с адресами происходит. Соседние дома имеют разные адреса, а тот дом, который,казалось бы, должен вот на этом месте стоять, ну, если всё в порядке и район полностью застроен, на самом деле черте знает, где находится. Я решил позволить тебе один день побегать в своё удовольствие, но адресов всего 22 разрешил дать, хотя у нас редко, когда меньше 30 их бывает. Это я специально тебе облегчение сделал, а то ты будешь до полуночи билеты в районе Водного стадиона разносить. Да пошлёшь всё это дело к той ещё матери. С усталости человек на любую глупость готов, это потом понимание приходит, что не прав был, а глядишь, уже поезд ушёл.

     Теперь ещё одно, - немного помолчав, пока я информацию усваивал, сказал Сергей Иванович, - если ты не по учреждениям, как многие из нас ходят, а по спальному району бегать должен, возьми себе за правило. Обзвони всех или большинство клиентов, да предупреди, когда ты у них появишься.  Первым скажи с 10 до 12, следующим – с 12 до 14, ну а последним, вообще после 4 часов. Ты людям руки развяжешь, а они, в знак благодарности, глядишь чуток пощедрей будут.

     И последнее, - голос моего наставника стал серьезным до невозможности, - никогда не проси денег у клиентов. Учти, раз и навсегда, в стоимость, которую пассажиры за билеты заплатить должны, входит цена доставки – 70 копеек. Если, клиент тебя спрашивает, сколько я вам должен, честно признавайся - ничего, доставка входит в цену, которую вы заплатили. Некоторые говорят так: вы мне ничего не должны, но, если вам понравилось, как я вас обслужил и всё такое прочее, но я тебе не советую. Первая же жалоба, а люди очень любят это делать, и тут же пинок под зад, поскольку жалобы у нас почему-то не очень приветствуются. Учти, благодарный клиент всегда щедр, поэтому старайся всё делать легко и весело. Не забывай волшебные слова: здравствуйте, всего доброго, спасибо и пожалуйста. Если ты вежлив и аккуратен, то у клиента возникает естественная реакция – рука к кошельку тянется. Ты ведь сюда по нужде обратился, на что-то крупное деньги потребовались?

    Я, молча, головой кивнул. Он на меня внимательно посмотрел, а затем продолжил:

     - Ладно, понял. Большая нужда вероятно, да деньги ты в долг набрал, так?

     Пришлось признаться, что вступил в кооператив, и чтобы заплатить первоначальный взнос, набрал у родни денег.

     - Хорошо, постараюсь помочь, - неожиданно сказал Сергей Иванович, и протянул мне руку.

     Вот с чувством, что я обрёл друга, который намного старше и мудрее меня, я вышел на улицу и пошёл в сторону метро. В руке я нёс старый фибровый чемоданчик, с которым шесть лет проходил в институт. И вот теперь он вновь, по совету моего папы, у меня в руках. А в нём лежат железнодорожные билеты на весьма нехилую сумму – более пятисот рублей.


Рецензии
Слопал 2 главы. Надо отписаться. Мне было очень интересно. Но меня интересует вопрос, ты работаешь под чужой фамилией. Неужели у тебя никто ни разу паспорт не попросил? Все ж таки это Москва, а не село где все про всех все знают. А как ты будешь зарплату получать. Я правда по себе сужу, с 78 года я инвалид 2 группы, абсолютно ничего не слышу, поэтому даже в туалет хожу с паспортом.
Второе, ты пишешь, что у тебя длинные ноги. Какой у тебя рост?
И наконец, я понял, что ты по бабьей части не слишком теряешься. На последний вопрос можешь не отвечать.

Иван Наумов   12.08.2020 15:45     Заявить о нарушении
Иван, день добрый!
Первое. Это художественное произведение, а не автобиографический очерк. Второе. Там на доставке все работали "по-чёрному", паспорта на фиг никому были не нужны. Третье. Если бы это было село, такой фокус бы не прошёл. Но там за брата такое высокое начальство хлопотало, что никто даже подумать не мог, что там подстава. Зарплату выписывали регулярно, все доставщики в ведомости расписывались и всё. Деньги уходили по другим карманам. Четвёртое. Если речь идёт обо мне, то у меня рост 180. Это пятый рост по классификации одежды, но пиджак мне нужен четвёртого роста, и то он великоват, а брюки аж седьмого. Ноги, лично у меня несуразно длинные, уж таким родился. Вот и героя своего я таким же сделал. На последний вопрос по твоей просьбе не отвечаю.
С уважением и читай дальше.

Владимир Жестков   12.08.2020 16:28   Заявить о нарушении
Да, забыл, Это ко второму. Не забывай, что это был 72 год, тогда обманов было не так много, а доверия к людям значительно больше. Пришёл человек по рекомендации высокого начальства, насколько знаю кто-то из зам.министров хлопотал, что паспорт проверять, что ли будут?

Владимир Жестков   12.08.2020 16:30   Заявить о нарушении