Тротуарная вечеринка

Когда долго-долго сидишь дома, жизнь расплющивается в лепёшку, которая полощется на трёх китах: диван-кровать, обеденный стол и компьютер с интернетом, а сам ты превращаешься в рыбу камбалу с глазами на затылке. Но когда выходишь в люди, всё совсем по-другому – вдруг ниоткуда вытягивается какой-то палец, который растягивая во всех направлениях бытовую плоскость, превращает её в многогранную картинку. Вот так было и намедни.
Рутинная встреча по выяснению «А куда делись деньги, переведённые с карты на карту?» потянула за собой другие встречи и обросла несколькими историями. Встретились мы втроём, о чём позже, и кстати решили зайти на тротуарную вечеринку на Мясницкой. Эта улица имела на своём веку много названий, но при мне называлась улицей Кирова. Всё было как в первый раз, поэтому опишу, что увидела.
Возле дверей «Дома Фарфора», уже бывшего, общалась промеж собой кучка людей. Слева от них же виднелись плакаты с разъяснениями «что есть что», а при закрытых дверях стояла барышня и предлагала имеющиеся на раскладном столе напитки и печенюшки. Также на столе для демонстрации имелось блюдо Кузнецовского фарфора с парочкой более мелких предметов. В качестве напитков были представлены соки, вино и шампанское. Всё было под присмотром волонтёров группы «Реставрация старинных вывесок», а главным действующим лицом группы виделась Наталья Тарнавская – по виду Чулпан Хаматова в образе куклы марионетки из фильма «Синдром Петрушки».
Коротко про этот дом
Дом с меркуриями был построен по проекту архитектора Фёдора Шехтеля для фарфоровой компании Матвея Кузнецова. В результате многочисленных надстроек и перестроек его нынешний вид сильно отличается от первоначального. В своё время Матвей Кузнецов выкупил земельный участок под особняком купца Тюфякина и стоящего рядом доходного дома, решив построить здание для размещения конторы компании и магазина своей продукции. Строительство началось в1898 году на распутье между Мясницкой улицей и Златоустинского переулка. Первоначальный дом, построенный по проекту Шехтеля в стиле московского модерна, имел три этажа, на первом из которых разместился магазин. В соответствии со стилем он был обильно украшен лепниной: бюстами покровителя торговли бога Меркурия, женскими головками и разными завитушками. В целях рекламы и чтобы привлечь бОльшее количество покупателей, Матвей Кузнецов начал устраивать в этом доме художественные выставки и литературные вечера. Там, к примеру, выставляли свои картины первые русские символисты Николай Крымов, Павел Кузнецов, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян. После революции 1917 года дом национализировали и отдали на милость трудовому народу. В 1957 году на первом этаже снова стали продавать посуду из фаянса, фарфора и изделия из хрусталя и серебра. Историческая надпись, выбитая в камне на фасаде дома «Т-во М. С. Кузнецова» была замазана краской новыми владельцами.
Моё поколение жило в эпоху тотального дефицита, но мы от этого страдали не очень сильно, потому что знали, где, в крайнем случае, можно «достать» тот или иной предмет товара. Вот, к примеру, за посудой нужно было идти в Дом фарфора и, отстояв порядочную очередь, купить то, что в её конце достанется….
Теперь коротко о династии Кузнецовых
На рубеже 18-19 веков, как справедливо заметил В. И. Ленин, в России начали развиваться капиталистические отношения. Почвой для них послужили старый мир торговли и народившийся мир производства. Самыми активными действующими лицами новой реалии стали, освоившие фабричное дело купцы. Нам всем хорошо известны купеческие династии, которые расцвели на ниве разных областей промышленности – от текстильной до горнодобывающей.
Время существования фарфоровой империи Кузнецовых уместилось в сто лет. В нём с 1810 по 1917 годы жили и действовали четыре поколения – от Якова Васильевича Кузнецова до его правнука – Матвея Сидоровича. География их деятельности распространялась от села Дулёво до города Риги. Наивысший расцвет фарфоровой династии пришёлся на годы деятельности Матвея Кузнецова. К концу своей жизни он кроме завода в Гжели был собственником бывшего завода Гарднера в Вербилках, фабрики в Риге, бывшего завода Ауэрбаха в Конаково, а в общей сложности владел 18 фабриками фарфора, которые после 1917 года стали известными советскому народу производителями посуды и фарфоровых изделий. Как «Редкая птица долетит до середины Днепра», так и кузнецовские, ставшие советскими фабрики, не сумели дожить до настоящего времени. Продукция радевших за своё дело Кузнецовых была рассчитана на средний класс и была декорирована в расчёте на разные вкусы представителей того времени: дворян, крестьян, мещан, купцов, помещиков. Помимо России свой товар Матвей Кузнецов поставлял на Запад, но чаще всего на Восток – Турцию, Персию и Среднюю Азию. Соответственно с этим ассортимент и декоративная роспись фарфора менялась. В Европу – копии императорских сервизов, а в Азию – яркие крупные цветы и с рисунком под адрас. Одно время над эскизами Кузнецовских росписей трудился Михаил Врубель. Помимо посуды фабрики Кузнецова выпускали фарфоровые статуэтки.
Как большинство представителей разбогатевших на производстве купеческих династий, Матвей Кузнецов заботился о тех, кто трудился на его заводах. Дети учились в школах и ремесленных училищах, старики получали пенсию и состояли под наблюдением врачей, трудовое население получало достойную зарплату. На территории фабрик находились магазины, которые продавали им товар по низким ценам. После национализации фабрик большевиками, они продолжали выпускать фаянс и фарфор. Вот его то до недавнего времени и можно было купить в Доме фарфора на улице Кирова.
Росписью советского фарфора занимались великие художники своего времени: Петров-Водкин, Кустодиев, Малевич, Кандинский...
В настоящее время, говоря о сохранившемся производстве, входивших в фарфоровую империю Кузнецовых фабрик, мы можем сказать только о фарфоровой фабрике в Ликино Дулёво и ЛФК.
Так вот на тротуарной вечеринке я была с двумя представительницами купеческого союза. Одна из них пришла по просьбе ныне живущего потомка Кузнецовых, который ищет помощи и защиты – он обнаружил, что кто-то демонтировал памятник на могиле его предков. Вторая женщина хотела получить положенную компенсацию за национализированный большевиками дом её деда, которым до сих пор пользуются неизвестные ей ведомства.
Коротко о судьбе этой женщины.
Она родилась в 1938 году на Урале, куда выслали её мать в 20-е годы. Её дед был простым остзейским бароном. После начала Первой мировой войны в России, выступившей на стороне Франции и Англии, расцвели антигерманские настроения. Так в 1915 году российской Госдумой был принят Ликвидационный закон, по которому у крупных немецких землевладельцев отбиралась земля и передавалась Крестьянскому банку для награждения ею русских офицеров и солдат действующей на фронтах армии.
- Вот так, - рассказала Ольга, - семья деда после экспроприации поместья, погрузив имущество на подводы, ведя скот в поводу, добрались до ближайшего города вместе с батраками и слугами. Там они продали за бесценок всё, что сумели, и отправились в Москву искать Долю, то есть Удачу. Они нашли приют у знакомого – богатого купца. У этого купца, по национальности еврея, был сын наследник, а у разорённого немца – дочь бесприданница, которые выросли и вопреки желаниям родственников поженились. Брак был неравный, но революция сумела всё исправить. Дом и фабрику отобрали, а молодоженов с грудным ребёнком выслали из Москвы. Так что их дети родились и выросли на Урале. Ольга, окончив институт, уехала работать на завод в Душанбе. В 90-е годы её родных опять попросили покинуть насиженное место, и она из Таджикистана вернулась в Россию. Сейчас Ольге 82 года, и она живёт вместе с внучкой, её мужем и правнучкой в однокомнатной квартире в Подмосковье. Внучатая племянница Шолом Алейхема, она собирается писать книгу истории своей семьи, а ещё хочет получить хоть какую-нибудь компенсацию за национализированный в революцию дом.
- Хороший был дом, четырехэтажный, - говорит она, - на его крыше была обсерватория с мощным цейсовским телескопом, а в цокольном этаже стояли две фарфоровые ванны Кузнецовского производства.
Не знаю, добьётся ли она своего. Но вот у волонтёров группы «Реставрация старинных вывесок», кажется, получается то, что они задумали. Они взялись за малое, но очень важное дело – восстанавливать вывески на старых домах и уже восстановили несколько. На сей раз тротуарная вечеринка была посвящена восстановлению вывески на бывшем доме Матвея Кузнецова. Теперь её может увидеть каждый, а увидев, заинтересоваться историей дома, семьи, страны. А там, гляди, потомкам не захочется ничего разрушать из наследия предков.
Несмотря на непостоянство нашей жизни, в которой всё случается быстро, как в детской песочнице – ты строишь, а чья-то злая рука тут же ломает - такие маленькие репера, как, например, эта вывеска, приводят мир к системе, в которой координатой точки отсчёта является мир-труд-май, или, скорее добро-справедливость-созидание, или как было у Кузнецова: напористость – инициатива – предприимчивость! Так я подумала.
Вот такой длинный рассказ получился о коротком вечере!


Рецензии