Вжик, вжик - уноси готовенького

В трилогии Дюма-отца о мушкетёрах, собственно о мушкетах упоминается не часто - во время караульной службы и во время боевых действий.

Наиболее часто в романах упоминаются шпаги.

Что это такое?

Среди множества сетевых материалов мы выбрали, на наш взгляд, наиболее информативную публикацию:

 "Ставшее легендарным, благодаря произведениям А. Дюма, время до середины 17 века обессмертило оружие мушкетеров короля Людовика XIII и гвардейцев кардинала де Ришелье — легендарную рапиру бретту (с исп.bretta). Не даром забияк и дуэлянтов называют бретерами. Легкая рапира, гарда которой состоит из глубокой и широкой «итальянской чаши», накрывающей рикассо, широкой крестовины и передней защитной дужки закрывающей пальцы. Этот обоюдоострый колющий клинок был чрезвычайно популярен у дуэлянтов по всей Европе. Полная длина этого тонкого, длинного и острого меча ( буквально— "espada de ropero" -меч для одежды, (а не для доспехов)) достигала 110-130 см. Ими, легендарными бреттами, можно было рубить, но они были слишком легки, чтобы отрубить."


У Дюма мы встретили несколько названий длинномерного холодного оружия: шпаги, рапиры, сабли.

Вот в деле Портос:

"... налетел на своего спешившегося противника, схватившегося за шпагу. Но прежде ... рукоятью своей рапиры нанёс ему страшный удар по голове, ..."

Вот битва при Ньюкасле:

"... раздалась команда Винтера ...: -Cабли наголо!
При этой команде все сабли блеснули, как молния."

Есть основание предполагать, что во всех случаях имелись ввиду шпаги.

В основном шпагами в романе пользуются на дуэлях.

Некоторые свойства этих шпаг заставили искать дополнительные источники информации.

Основное недоумение вызвали прочностные характеристики шпаг.
 
Вот мы видим молодого д'Артаньяна в Менге:

"...длинная шпага на кожаной портупее, бившаяся о ноги своего владельца, когда он шёл пешком, и ерошившая гриву его коня, когда он ехал верхом."

Он ссорится с графом Рошфором, а потом слуги трактирщика набрасываются на д'Артаньяна:

"... молодой гасконец, обессилев, выпустил из рук шпагу, которая переломилась под ударом палки.
...
... шпага его была сломана пополам...
... сделав попытку выхватить шпагу, он оказался вооружён лишь обломком длиной в несколько дюймов, который трактирщик аккуратно засунул в ножны, припрятав остаток клинка в надежде сделать из него шпиговальную иглу."

Ладно, подумали мы - "против лома нет приёма"...
 
Сразу по прибытию в Париж:

"... он сходил на набережную Железного Лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге."

Конечно интересно - новый  клинок  кузнецы "приварили" к обломку с эфесом?

Или "приварили" отломленную часть?

Осадок, конечно остался...

Впрочем, в умелых ручках и обыкновенным карандашом можно делов натворить на статью 105 УК, а у д'Артаньяна были очень умелые ручки:

"... в то время, как Жюссак выпрямлялся, гасконец, словно змея, ускользнул из-под его руки и насквозь пронзил его своей шпагой."

Да и у Атоса дело заладилось:

"... через несколько секунд Каюзак упал: шпага Атоса вонзилась ему в горло."

Был там ещё один такой - Бикара:

"... внезапно отскочив назад, он переломил пополам свою шпагу, ..."

Эти фокусы с ломанием шпаг, персонажи Дюма демонстрируют неоднократно.

Вот эпизод из последней битвы короля Карла I:

"Несколько офицеров вышли из рядов и сломали свои шпаги.
...
Король вынул шпагу и сломал её о колено."

Как в народе говорят, сдуру и шпагу сломать можно.

Вот Мордаунт, гад такой, сломал шпагу д'Артаньяну:

"Но в то мгновение, как после быстрого и короткого отступления он нанёс рассчитанный удар, стена словно раскололась. Мордаунт исчез в зияющем отверстии, и шпага д'Артаньяна, попавшая в щель, хрустнула, словно была из стекла."

Но фигня в том, что д'Артаньян ломает ещё одну шпагу и происходит это в одном и том же романе, в "Двадцать лет спустя".

После возвращения из Англии во Францию, д'Артаньян и Портос попадают в опалу к кардиналу Мазарини и их арестовывают.

Естественно, д'Артаньян и Портос оказывают сопротивление:

"... хозяин гостиницы вошёл в дом и достал из сундука половину лезвия сломанной рапиры.
-Вам знакома эта вещь? -сказал он.
Взглянув на лезвие, Атос воскликнул:
-Это шпага д'Артаньяна!"

Вопрос: на лезвии что-то было написано?

Фамилия владельца?

Номер ИНН?

Боевой девиз: "За госпожу Бонасье!"?

Д'Артаньян имел привычку возить с собой резервную шпагу?

Вряд ли...

Скорее - это винные пары, скопившиеся в густой тени развесистой клюквы.

Дюма просто забыл, что шпагу уже сломал противный Мордаунт.

Вот финал главы, где Атос выясняет свои отношения с королём Людовиком ХIV:

"Сказав это, Атос снял с себя шпагу, переломил её о колено, неторопливо положил оба обломка на пол, поклонился королю, задыхавшемуся от бешенства и стыда, и вышел из кабинета."

Мы очень надеемся, что это не та шпага, которая висела на стене в жилище Атоса на улице Феру в Париже:

"... шпага, богато отделанная и, несомненно, принадлежащая ещё эпохе Франциска I, один эфес которой, украшенный драгоценными камнями, должен был стоить не менее двухсот пистолей. Атос, однако, даже в самые тяжёлые минуты не соглашался заложить или продать её."

У нас есть основание предполагать, что это та самая шпага, о которой Атос рассказывает д'Артаньяну:

"На поставце стоял превосходный серебряный кувшин.
...
-Какая дивная работа!
...
-А что за битву оно изображает?
-Битву при Мариньяно, и как раз то самое мгновение, когда один из моих предков подаёт свою шпагу Франциску Первому, сломавшему свою."


Но больше всего мы "ofigeli", прочитав эти строки:

"Взгляните на мою старую ла-рошельскую шпагу, на её испанский клинок; она верой и правдой служила мне тридцать лет, пока не упала однажды на мраморные ступеньки Лувра и не сломалась."

Конечно, эти слова, сказанные д'Артаньяном, возможно являются аллегорией - дворцовые интриги всегда оказываются сильнее воинской доблести...

А вот в сцене погони за сбежавшим герцогом Бофором описан ещё один феномен:
"Оба противника наносили удары, но неудачно; искры дождём сыпались со шпаг."

О достоверности этого явления пока ничего сказать не можем.

Что было в голове папаши Дюма, когда он писал в своих романах о шпагах, сидя в тени развесистой клюквы и прихлёбывая из стакана вино урожая 18.. года, мы не знаем.

А потому, знайте вы:

"Оружие из Толедо было закаленным, что делало его намного более прочным, чем арабские аналоги, но в то же время очень хрупким и жестким. За очень короткое для XI века время толедцы выяснили, что рисунок на поверхности дамасских клинков является естественным, а не нанесенным, и что материалом служит смесь твердой стали с мягким железом. Будучи прокованным, клинок обретал структуру, чередующую мягкие слои с жесткими, становился гибким и прочным одновременно.
Время шло, технологии развивались и мастера заметили один интересный недостаток легендарной дамасской стали – при заточке на режущую кромку мог выйти участок мягкой низкоуглеродистой стали. В этой точке кромка крошилась, создавая зазубрину, а зазубрина на клинке приводила к лишним напряжениям при рубке, клинок мог дать трещину в ходе боя, поставив жизнь владельца на грань.
Решение стало элегантным в своей простоте и эффективности – заготовку для клинка стали делать не из скрученной проволоки, однородной по объему, а из слоистого «бутерброда». Вокруг мягкого центра, называющегося «alma de hierro», то есть «душа железа», оборачивался слой стали, из которой выковывались острые и твердые режущие кромки, не имеющие изъянов. Мягкий центр крепился к эфесу – клинок никогда не отламывался, сохранял гибкость дамасской стали, но больше не требовал ювелирной заточки.

В этот момент, кстати, и появился древний тест на качество: толедский клинок не имеет узора на металле, мягкая прокованная сердцевина не выходит на поверхность, как же проверить действительно ли оружие имеет внутреннюю структуру? Мастера придумали тест, развлекавший заказчиков раньше и туристов сейчас:
они клали клинок плашмя себе на голову и сгибали пока эфес и острие не касались плеч, а затем отпускали, и оружие быстро распрямлялось назад."


Быть может, мушкетёры пользовались изделиями китайской промышленности, изготовленной без надлежащего контроля со стороны толедских оружейников?


Рецензии
Сталь клинков должна быть удивительно прочная! Никогда не перестану этому изумляться. Всяк имеющий в своём распоряжении несколько современных не плохих ножей может легко убедиться, что очень не просто сохранить режущую кромку целой после удара по металлу.

Но металлы и технологии есть. Молодцы увлекающиеся военно-исторической реконтрукцией рубятся сплеча, я был свидетелем как в жарком бою отлетела половинка меча ... и хорошо что не долетела до зрителей.

Виктор По   18.03.2021 10:13     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимание!

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   18.03.2021 10:21   Заявить о нарушении