Вжик, вжик - уноси готовенького
Наиболее часто в романах упоминаются шпаги.
Что это такое?
Среди множества сетевых материалов мы выбрали, на наш взгляд, наиболее информативную публикацию:
"Ставшее легендарным, благодаря произведениям А. Дюма, время до середины 17 века обессмертило оружие мушкетеров короля Людовика XIII и гвардейцев кардинала де Ришелье — легендарную рапиру бретту (с исп.bretta). Не даром забияк и дуэлянтов называют бретерами. Легкая рапира, гарда которой состоит из глубокой и широкой «итальянской чаши», накрывающей рикассо, широкой крестовины и передней защитной дужки закрывающей пальцы. Этот обоюдоострый колющий клинок был чрезвычайно популярен у дуэлянтов по всей Европе. Полная длина этого тонкого, длинного и острого меча ( буквально— "espada de ropero" -меч для одежды, (а не для доспехов)) достигала 110-130 см. Ими, легендарными бреттами, можно было рубить, но они были слишком легки, чтобы отрубить."
У Дюма мы встретили несколько названий длинномерного холодного оружия: шпаги, рапиры, сабли.
Вот в деле Портос:
"... налетел на своего спешившегося противника, схватившегося за шпагу. Но прежде ... рукоятью своей рапиры нанёс ему страшный удар по голове, ..."
Вот битва при Ньюкасле:
"... раздалась команда Винтера ...: -Cабли наголо!
При этой команде все сабли блеснули, как молния."
Есть основание предполагать, что во всех случаях имелись ввиду шпаги.
В основном шпагами в романе пользуются на дуэлях.
Некоторые свойства этих шпаг заставили искать дополнительные источники информации.
Основное недоумение вызвали прочностные характеристики шпаг.
Вот мы видим молодого д'Артаньяна в Менге:
"...длинная шпага на кожаной портупее, бившаяся о ноги своего владельца, когда он шёл пешком, и ерошившая гриву его коня, когда он ехал верхом."
Он ссорится с графом Рошфором, а потом слуги трактирщика набрасываются на д'Артаньяна:
"... молодой гасконец, обессилев, выпустил из рук шпагу, которая переломилась под ударом палки.
...
... шпага его была сломана пополам...
... сделав попытку выхватить шпагу, он оказался вооружён лишь обломком длиной в несколько дюймов, который трактирщик аккуратно засунул в ножны, припрятав остаток клинка в надежде сделать из него шпиговальную иглу."
Ладно, подумали мы - "против лома нет приёма"...
Сразу по прибытию в Париж:
"... он сходил на набережную Железного Лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге."
Конечно интересно - новый клинок кузнецы "приварили" к обломку с эфесом?
Или "приварили" отломленную часть?
Осадок, конечно остался...
Впрочем, в умелых ручках и обыкновенным карандашом можно делов натворить на статью 105 УК, а у д'Артаньяна были очень умелые ручки:
"... в то время, как Жюссак выпрямлялся, гасконец, словно змея, ускользнул из-под его руки и насквозь пронзил его своей шпагой."
Да и у Атоса дело заладилось:
"... через несколько секунд Каюзак упал: шпага Атоса вонзилась ему в горло."
Был там ещё один такой - Бикара:
"... внезапно отскочив назад, он переломил пополам свою шпагу, ..."
Эти фокусы с ломанием шпаг, персонажи Дюма демонстрируют неоднократно.
Вот эпизод из последней битвы короля Карла I:
"Несколько офицеров вышли из рядов и сломали свои шпаги.
...
Король вынул шпагу и сломал её о колено."
Как в народе говорят, сдуру и шпагу сломать можно.
Вот Мордаунт, гад такой, сломал шпагу д'Артаньяну:
"Но в то мгновение, как после быстрого и короткого отступления он нанёс рассчитанный удар, стена словно раскололась. Мордаунт исчез в зияющем отверстии, и шпага д'Артаньяна, попавшая в щель, хрустнула, словно была из стекла."
Но фигня в том, что д'Артаньян ломает ещё одну шпагу и происходит это в одном и том же романе, в "Двадцать лет спустя".
После возвращения из Англии во Францию, д'Артаньян и Портос попадают в опалу к кардиналу Мазарини и их арестовывают.
Естественно, д'Артаньян и Портос оказывают сопротивление:
"... хозяин гостиницы вошёл в дом и достал из сундука половину лезвия сломанной рапиры.
-Вам знакома эта вещь? -сказал он.
Взглянув на лезвие, Атос воскликнул:
-Это шпага д'Артаньяна!"
Вопрос: на лезвии что-то было написано?
Фамилия владельца?
Номер ИНН?
Боевой девиз: "За госпожу Бонасье!"?
Д'Артаньян имел привычку возить с собой резервную шпагу?
Вряд ли...
Скорее - это винные пары, скопившиеся в густой тени развесистой клюквы.
Дюма просто забыл, что шпагу уже сломал противный Мордаунт.
Вот финал главы, где Атос выясняет свои отношения с королём Людовиком ХIV:
"Сказав это, Атос снял с себя шпагу, переломил её о колено, неторопливо положил оба обломка на пол, поклонился королю, задыхавшемуся от бешенства и стыда, и вышел из кабинета."
Мы очень надеемся, что это не та шпага, которая висела на стене в жилище Атоса на улице Феру в Париже:
"... шпага, богато отделанная и, несомненно, принадлежащая ещё эпохе Франциска I, один эфес которой, украшенный драгоценными камнями, должен был стоить не менее двухсот пистолей. Атос, однако, даже в самые тяжёлые минуты не соглашался заложить или продать её."
У нас есть основание предполагать, что это та самая шпага, о которой Атос рассказывает д'Артаньяну:
"На поставце стоял превосходный серебряный кувшин.
...
-Какая дивная работа!
...
-А что за битву оно изображает?
-Битву при Мариньяно, и как раз то самое мгновение, когда один из моих предков подаёт свою шпагу Франциску Первому, сломавшему свою."
Но больше всего мы "ofigeli", прочитав эти строки:
"Взгляните на мою старую ла-рошельскую шпагу, на её испанский клинок; она верой и правдой служила мне тридцать лет, пока не упала однажды на мраморные ступеньки Лувра и не сломалась."
Конечно, эти слова, сказанные д'Артаньяном, возможно являются аллегорией - дворцовые интриги всегда оказываются сильнее воинской доблести...
А вот в сцене погони за сбежавшим герцогом Бофором описан ещё один феномен:
"Оба противника наносили удары, но неудачно; искры дождём сыпались со шпаг."
О достоверности этого явления пока ничего сказать не можем.
Что было в голове папаши Дюма, когда он писал в своих романах о шпагах, сидя в тени развесистой клюквы и прихлёбывая из стакана вино урожая 18.. года, мы не знаем.
А потому, знайте вы:
"Оружие из Толедо было закаленным, что делало его намного более прочным, чем арабские аналоги, но в то же время очень хрупким и жестким. За очень короткое для XI века время толедцы выяснили, что рисунок на поверхности дамасских клинков является естественным, а не нанесенным, и что материалом служит смесь твердой стали с мягким железом. Будучи прокованным, клинок обретал структуру, чередующую мягкие слои с жесткими, становился гибким и прочным одновременно.
Время шло, технологии развивались и мастера заметили один интересный недостаток легендарной дамасской стали – при заточке на режущую кромку мог выйти участок мягкой низкоуглеродистой стали. В этой точке кромка крошилась, создавая зазубрину, а зазубрина на клинке приводила к лишним напряжениям при рубке, клинок мог дать трещину в ходе боя, поставив жизнь владельца на грань.
Решение стало элегантным в своей простоте и эффективности – заготовку для клинка стали делать не из скрученной проволоки, однородной по объему, а из слоистого «бутерброда». Вокруг мягкого центра, называющегося «alma de hierro», то есть «душа железа», оборачивался слой стали, из которой выковывались острые и твердые режущие кромки, не имеющие изъянов. Мягкий центр крепился к эфесу – клинок никогда не отламывался, сохранял гибкость дамасской стали, но больше не требовал ювелирной заточки.
В этот момент, кстати, и появился древний тест на качество: толедский клинок не имеет узора на металле, мягкая прокованная сердцевина не выходит на поверхность, как же проверить действительно ли оружие имеет внутреннюю структуру? Мастера придумали тест, развлекавший заказчиков раньше и туристов сейчас:
они клали клинок плашмя себе на голову и сгибали пока эфес и острие не касались плеч, а затем отпускали, и оружие быстро распрямлялось назад."
Быть может, мушкетёры пользовались изделиями китайской промышленности, изготовленной без надлежащего контроля со стороны толедских оружейников?
Свидетельство о публикации №220081101789
Но металлы и технологии есть. Молодцы увлекающиеся военно-исторической реконтрукцией рубятся сплеча, я был свидетелем как в жарком бою отлетела половинка меча ... и хорошо что не долетела до зрителей.
Виктор По 18.03.2021 10:13 Заявить о нарушении
С уважением,
Краузе Фердинанд Терентьевич 18.03.2021 10:21 Заявить о нарушении