Шарукань на Донце

Города призраки Руси, России, СССР.
=======================================
     Город таинственный и по сию пору не раскрывший свою родословную.
     В летописях он упоминаются в одном ряду с половецкими городами на Донце Сугровом и Балином, тоже полными тайн и загадок.
     Учёные Советской школы полагают, что все эти три города принадлежали ясам донецким, имевшим за собой традицию оседлого образа жизни, а кочевники половецких ханов приходили сюда на зимовку.
     ========================
    
     Шарукань представлял из себя городок на плоской местности, в степи, который был обнесён невысоким валом, а поверх вала укреплён частоколом, как это делалось в ранний период древнерусского зодчества.
     В середине вала были вставлены ворота, по сторонам которых стояли невысокие башни из срубов.
     Жителями города были как яссы-аланы, так и приведенные половцами из походов ремесленники. Там обитали также и беглецы, а также половцы, принявшие христианскую веру.
     Эти ремесленники и город половцам построили, видать среди них были люди, знавшие технологию строительства городов. Убежать из города было непросто, если только на коне и организованно, отрядом. В одиночку никак не получится. Половцы глазастые были, из-под горизонта зрели.
     В городе Шарукань жили оседлые племена, коих скопом звали ясы, среди которых больше было алан. Известно, что Ярополк привёз с тех краёв, где стоял Шарукань, с Донских степей, красавицу ясскую дщерь.
     Историки полагают, что Шарукань возник на том месте, где уже стояло поселение аланское с примесями славянскими и русскими. Поскольку хан Шарукан встал на зиму именно рядом с аланским селом, надо полагать там были и половцы, которые тут уже вкусили основные преимущества оседлой жизни вместе с аланским вином.
     Считается, что Шарукань был главным кипчакским городом, где стоял ханский шатёр Шарук-ахана. Есть версия, что город стоял на месте нынешнего Харькова, именование которого этимологически связано с именованием Шарукани.
     С приходом монгольской Орды в донские степи, кипчакские ханы покинули Шарукань, кто в русские пределы, другие в болота. Среди них летописи упоминают и богача Котян, и половцев лукоморских, и Токсебичей, и Багубпарсовичей, и Бастееву чадь.
====================

     Детинца в городке не было, кыпчакам он был ни к чему, они весь свой скарб возили с собой и семью тоже, а если далеко уходили, то семью оставляли прямо в степи, подальше от глаз.
     Были в городе и остатки хазарских купцов, которые торговлю держали. После гибели Шарукани, они, подождав немного, вернулись сюда, когда тут стал строиться новый город русскими зодчими. Их присутствие здесь Харьков град сохранил в названии Каганова городища рядом с собой, Козарским его называют местные.
     Каменных строений тут было немного, только для ремесленного производства. Больше тут было юрт кочевников, которые располагались округ постоянных строений, по большей части за пределами укрепительных валов.
     В Шарукань город уходили ещё и беглецы от боярских почестей, жили тут и половцы, принявшие христианскую веру.
     Хазары, печенеги, половцы, Киевские Князья не разрушали Шаруканьскую торговлю, напротив, поддерживали, сторожили, но брали за своё крышевание дань. Среди донских ясов было распространено православие и в большинстве своём принимая при крещении греческие имена они растворились среди донских казаков и служивого населения чернозёмного края однодворцев.
     Половцы были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент на Сырдарье, Канглыкент на Иргизе, Саксин в низовьях реки Волги, Шарукань недалеко от современного Харькова.
     ==========================
    
     По мнению некоторых учёных, город Шарукань был главным кыпчакским, то есть половецким, городом, который они меж собой звали Шарук-ахан, надо полагать, так звали хана, основателя города. Шару-кан, он же Шарук-хан, он же Харук-хан, который возглавлял самое крупное объединение половецких степняков. Шарукан был родным дедом хана Кончака.
     Некоторые историки ведут именование города хана половцев Шарукана.
     Согласно другой, скорее сказочной версии, Шарукан в переводе тюркского языка означает мифического Дракона, имя которого взял себе легендарный прародмитель рода шаруканов.
     Интересно нахождение в месте предполагаемого расположения Шарукани города Змеёв.
     Интересна версия названием Харукань. Такой угорский вариант замены слова «шар» на слово «хар» существует до сих пор у башкир. Тогда предполагается и финно-угорское участие в жизни города, чего археологи и исследователи проблемы Шарукани не отрицают.
     Город Бахмут, ныне Артёмовск, сначала был столицей половцев. Бахмут у половцев считался одним из верховных Богов. Постепенно половцы передвигались на северо-запад, так что и их столица Бахмут двигалась вместе с ними, однажды достигнув Шарукани, древнего стояния половецких первопредков, где к толму же жили ремесленники. Осёдлые люди, половина из которых говорила на схожем языке. Так Бахмут стал Шаруканью.
     По одной из версий этот город в тюркской среде назывался Харька, так звали сестру Аттилы. По всей видимости, этот город не сидел на одном месте и передвигался по степи вслед за ней. Он был, как и легендарный Каракорум монголов, кочующим городом, одной из ставок сначала Аттилы, а потом его наследников, печенежских и половецких ханов.
     Слово «шарукан» производно от двух корней, каждое из которых означает обозначение царя. Шар-сар-царь и кан-хан. Но одновременно оба эти корня обозначают и понятие град, ибо у степняков так назывались и места стояния их вождей.
     В Аккадии 2300 лет до Рождества Христова правил царь Саргон, который, завоевав Месопотамию, принял имя Шаррукан, то есть Царь Городов. Если принять версию о происхождении шумер от арийцев и тюрок, то следует согласиться и с дальним родством степной Шарукани с Шумеро-Аккадским Саргоном-Шарруканом.
     ====================
    
     Основание Шарукани относят ко времени жизни легендарного хана Шару-Кана. Он правил над половцами ещё в 1068-м году, когда победил отряды Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича на реке Альте.
     В 1107-м году Шарукан был пленён Князем Святославом Ярославичем. В этом же году Шарукан уговорился со Святославом, что будет действовать с ним совместно. К этому году можно приурочить и основание города Шарукань, поскольку Святослав мог дать ему в помощь своих строителей, специалистов по крепостному зодчеству.
     В 1107-м году половцы напали на землю Северску, нарушив договор со Святополком. Князь Киевский Святополк Изяславич в тот же год отправился в ответный поход на половцев и неожиданно напал на Шарукань, рядом с которым расположился походный стан хана, где половцы радовались своим победам.
     В 1111-м году Владимир Мономах берёт Шарукань. Причиной конфликта были частые нарушения правил войны в степи со стороны половцев.
      Владимир приказал попам петь тропари, и нести кондаки креста честного, и канон святой Богородицы. Приехали к городу Шарукани в воскресенье, тут вышли горожане с рыбой и вином ясским. На другой день ходили на Сугров и пожгли его. Только неделю спустя половцы смогли собрать свою орду и пошли в бой, но были рассыпаны по степи и всю дорогу обратную ехали за Мономахом, обсыпая его стрелами, которые дальше их коней не долетали.
     В 1116-м году сын Мономаха Ярополк, и Всеволод Давыдович ходили на Дон. Там взяли Сугров, Шарукан и Балин. Тогда Ярополк взял себе жену очень красивую, пленную дочь ясского князя, что была в Шарукани. В первый раз половцы разбежались вместе с ханом. Кроме ни в чём неповинных ремесленников в городе никого не было. Город Шарукань сдался, не стал ждать разрушений.
     По поводу принцессы ясской есть похожая легенда, которая утверждает, что раньше этот город звали Асенев или Осенев. Так звали хана этого города. Принцесса Асенева хана была необычайно красива собой, слух о её красоте докатился и до Мономаха, который женил своего сына Юрия на этой принцессе.
     После умиротворения половцев в городе остались только его жильцы. Ханы больше сюда не заходили. Никаких заказов ремесленникам не было, разве только какой отряд остановится, чтобы коней подковать, да упряжь выправить.
     К концу 12 века Шарукань была уже в упадке, а в 1223 году подоспевшие войска тартар (они же монголо-татары) полностью разрушили город.
      В 1223-м году в степь приходят ордынские монголы под руководством Джэбэ и Субэдея. Достигают они и русо-алано-кыпчакского города Шарукань. Тогда кыпчакские ханы разбежались кто куда, кто на Русь подался, кто по болотам разбежался. Был там богач Котян из иудеев хазарских, были там половцы Лукоморские, были там Токсебичи, Багубпарсовы, Бастеева чадь.
     Организованная часть половцев сместилась в сторону Руси и вступила в её отряды. После битвы на Калке некоторое время население города Шарукань сохранялось.
     В 1237-м году сюда снова приходят монголы под руководством хана Батыя. Половцы навсегда покидают Шарукань и его окрестности, унеся с собою тайны своего города.
     =====================
    
     Город этот локализуют по правому берегу Северского Донца в одном конном переходе от Харькова. Рядом с предполагаемым Шаруканским городищем стоит город Чугуев, тоже половецкий городок. У половцев все города считались ханскими станами, и назывались по имени хана.
     Оседлые города-зимовья Шурукань и Осенев находились к югу от Усманского бора и находились в районе Воронежа. Там был узел соприкосновения тюркских, аланских, славянских и фино-угорских народов.
     Есть обоснование локализации Шарукани в окрестностях села Рыкань на реке Усманка. Согласно летописей 12-го века эта местность именовалась как Рыканская и Шкурупанская пустошь. Здесь постоянно жили ясские, славянские, угорские и даже тюркютские ремесленники. Но столицей своей эти народы этот город не называли, а вот половецкие ханы тут проводили длительное время, особенно зимнее, к томуже это было древнее место стояния их царственных предков, что объясняет тдлительное существование здесь торгово-ремесленных центров.
     Отождествляют Шарукань и с Донецким городищем, что в 10-ти километрах от Харькова.
     Местные исследователи истории Харькова пытаются разместить Шарукань при городе Изюме.
     Есть и такие, кто ищет Шарукань по левой стороне Северского Донца восточнее Красного Оскола.
     Есть не очень распространённое мнение, что после Шарукани здесь или рядом разместился город Харьков, взяв своё именование от Шарукани.
     Лингвисты полагают, что город получил своё именование от стоянки пастухов, поскольку тюркское слово «шару» означает пастух, а слово «кань» означает место.
     Набирает популярность идея локализовать Шарукань на основе противоречивой летописи Гази-Барадж, булгарского происхождения. Здесь Шарукань идентифицируется с городом Чырши-Чешуевым, где Шарукан скрывался со своим сыном Сарачанем во время Мономаховых походов.
     При этом летопись Гази-Барадж утверждает, что города Балин, Чешуев и Сугров располагались на древнем торговом пути из Киева в Булгар. Это поднимает цель двух Мономаховых походов на великокняжескую высоту. Контроль за таким торговым путём важнее разборок среди степняков.
     Получается, что согласно булгарской летописи Шарукан, идентифицируемый с древнерусским городом Чешуевыми или с древнебулгарским Чыршы, есть современный город Елец, расположенный на реке Быстрая Сосна.
     Современные историки считают такие вывода филигранной фальсификацией, достойной уровня Авраама Фирковича, караимского фальсификатора мирового уровня.
     ========================
    
     Скотоводы всегда нуждались в товарах, которые можно было сделать только в осёдлости. Со времён Аркаима они создавали особые станы, где оставляли людей, готовивших им нужные для скотоводства товары, инструменты, упряж, детали жилищ. Со временем такие станы становились покупателями мяса, кожи и молока у скотоводов. В некоторых местах такие станы объединялись в единые коллектив, основывая города, вокруг которых формировался уже животноводческий кластер. Так было с Каракарумом у древних монгол, так было и с Шаруканем у печенегов и половцев.
     С Шаруканью особая история, поскольку основан он был ещё в глубокой древности, он не стоял на одном месте, а перемещался, а состав его жителей был поистине интернациональным. С древних времён тут ставили свои ханские и княжеские шатры повелители степей.
     Кипчаки половецкие имели много ремесленнических городов, разбросанных по степи, поскольку были скотоводами и постоянно нуждались в специализированной продукции. Ездить за тысячи километров, чтобы починить сбрую, было бы накладно.
     Некоторые исследователи расшифровывают топоним Шарукань с очень древнего дотюркского лексикона как шару-белый, кан-город.
     Кипчаки ставили свои ханские шатры всегда на перекрестье торговых путей, поскольку собственными заказами они не могли поддерживать жизнеспособность своих артельщиков. Заодно при таких городах при делах была и их конница. Никакая конница не может существовать без стационарной обслуги, как и автомобильный транспорт.
+++++++++++++++++++


Рецензии