Измена

ТАТЬЯНА ЭДЕЛ





1.Эрнестина
Одиноко зажжённая лампа да огонь от камина скупо освещали небольшую комнату. Был вечер. И тишина. Лишь изредка слышался звук шелестящих за окном веток березы. Она была уже старой и стучалась в раму при резких порывах ветра, словно просила приюта. Обычно хозяева переглядывались и улыбались, но не сегодня.
Прямо на полу в окружении сотни писем, разбросанных здесь же, сидела женщина. Коричневое платье, что при солнечном свете придало бы яркость бледному лицу, казалось сейчас тюремной робой. Мелкие пуговицы, застегнутые нервной рукой наспех и через одну, что было совсем несвойственно их хозяйке, говорили о чрезвычайных обстоятельствах. Весь вид женщины выражал безысходное отчаяние, будто она стояла на перилах моста, готовясь прыгнуть вниз.
Женщину звали Эрнестина и была она женой известного поэта Федора Ивановича Тютчева.
Красавица, умница, богатая вдова, каковой ее увидел на балу впервые Тютчев.  Он слыл блестяще образованным человеком, более двадцати лет жившим за границей. Он и говорил-то чаще на французском, нежели на родном языке и своим красноречием и внешностью иностранца умел покорить сердца многих красавиц. Пала жертвой его чар и Эрнестина.
Теперь она была раздавлена. Кто бы мог сказать сейчас что это своенравная Эрнестина? Жизненные силы покинули ее. Она думала об измене мужа, поражалась тому, как могло случиться, что уже несколько лет многие в свете знали о двойной жизни их кумира, но с ней никто не обмолвился ни словом. Мужчины понимали его, женщины молчали из сочувствия. И самым жестоким ударом стало известие, что в той «семье» растут уже двое детей.
Сидя на полу в кабинете, она достала все письма мужа, его пылкие, полные любовных признаний стихи, посвященные ей. Эрнестина пробовала их читать, но строчки сливались в одну длинную цепь без начала и конца. Она рвала ее на мелкие кусочки, и с каждым уничтоженным письмом та цепь все тяжелее оттягивала ее плечи.
Она вспомнила начало отношений, бал, свечи, стихи. Их чувство вспыхнуло остро и пламенно и, казалось, пусть рухнет мир, но мы все равно будем вместе. Она не думала тогда о жене возлюбленного. А ведь он был счастливо женат и имел троих детей. Да и сама она была еще замужем, правда за нелюбимым, но это не оправдывало ее.  В этом же году муж ушел из жизни, развязав ей руки.
Эрнестина повсюду следовала за любимым и считала его своим. Разве жалко ей было тогда Элеонору, его нежную любящую жену, когда та, узнав о неверности мужа, пыталась покончить жизнь самоубийством? Нет, признаться не жалко. Думала, что это само провидение ведет их к браку таким нелегким путем. Разве пожалела она ее или восхитилась, когда узнала, как Элеонора, попав в кораблекрушение, спасала своих детей и после чуть живая от нервного потрясения последовала к мужу, а не в лечебницу. Нет, она досадовала тогда.  И узнав о тяжелой мученической смерти соперницы, лишь перекрестилась- упокой душу ее, господи.
Так что ж, видимо пришла расплата.  Теперь бросали ее.
Может быть он не уйдет, билась молоточком в висках мысль, может он и меня любит тоже. Как жить? Выгибаясь телом и прижав к голове руки, мучилась женщина.

2. Возлюбленный
Увидев в кабинете тусклый свет, он подошел к приоткрытой двери и остановился пораженный. Картина, представшая его взору, представляла страшное его сердцу зрелище: распростертая на полу жена, перебирающая и рвущая письма. Ее мука отражалась на лице так явственно, что сердце мужчины болезненно сжалось и готово было разорваться. Он безмерно любил свою новую пассию, но Эрнестина тоже была ему очень дорога. Ему хотелось броситься на колени и вымаливать прощенье. Но что бы это дало? Одернул он себя. Я никогда не оставлю мою Елену прекрасную, мою последнюю любовь, мое счастье, мою небесную радость.
Так же тихо, почти не дыша, он ринулся назад. Натыкаясь на стены, будто находясь в забытьи, он вышел в сад. Прохлада вечера вдохнула силы, и несчастный поспешил в беседку, ноги не держали его, из груди рвались стоны.
Вдалеке от всех в самой глубине сада наконец он смог дать волю чувствам. Вся его жизнь встала перед глазами как бывает в минуты кончины. Вот он мальчик с поразительными способностями, подающий большие надежды. Знакомство и первая любовь к Амалии внебрачной дочери Прусского короля. Несмотря на взаимное чувство, девушка вышла замуж за другого, предпочтя богатство. Как он страдал, как хотел драться на дуэли! Но был отослан во избежание неприятностей. Эта рана долго не заживала в юном сердце, которое жаждало Любви.
А вот уже он работающий в Мюнхене. Вечер в дипломатической миссии, танцы с очаровательной молодой вдовой. Она была столь мила, непосредственна и умна, к тому же безумно влюблена с того мгновенья как почувствовала жар его рук на своем теле. Он не желал более юной непорочной девы. Молодая вдова пленила его. Дочь немецкого дипломата, она имела прекрасное воспитание и образование. Даже разница в возрасте и наличие трех маленьких сыновей не смутили его. Они начали встречаться, и через год тайно обвенчались. Понадобился еще один год чтобы сочетаться законным браком и начать счастливую семейную жизнь. Они прожили одиннадцать лет и все эти годы молодой муж знал, что в любую секунду она отдаст за него жизнь не раздумывая.
С содроганием в душе он вспомнил ужас своего состояния, когда жена, узнав об измене, пыталась покончить с собой. Как и тогда из его глаз полились слезы. Он не мог забыть, как клялся у ее постели забыть разлучницу и как быстро нарушил клятву. Нервные перегрузки и простуда сделали свое дело, и Элеонора ушла из жизни в жестоких мучениях, оставив ему трех дочерей.
Сколь бы страшной ни была потеря, рядом всегда была любящая Эрнестина, которая мало того, что опекала его всячески, но и практически удочерила девочек.
Начался новый этап его жизни: сытой, безбедной в отличие от прежней, когда приходилось сводить концы с концами. Теперь он жил на деньги новой жены и совсем не тяготился этим.
Ему вдруг пришла мысль, которая не посещала его раньше. Почему он уже дважды влюблялся и женился на вдовах? Такой образованный... Дальше он не смог подобрать слов для описания себя любимого.
Но теперь, теперь он наконец познал любовь юной девы. Она училась в Смольном институте вместе с его двумя дочерями была вхожа в их дом и так мало-помалу страсть начала разгораться. Это ничего, что он был вдвое старше возлюбленной, она горела так ярко что, казалось, свои светом затмит солнце. От нее даже отрекся отец и пришлось уйти из института, ничего не могло остановить юную деву. Она считала любимого только своим и ничьим более.  Жила трудно на съемной квартире, там же родила ему троих детей. Это был настоящий подвиг. А он? Что он сделал? Ничего! Лишь позволил записать детей на свою фамилию и пользовался ее чувствами столь долгое время. Конечно, первый год был ураган, но жена, слава богу ничего не узнала. Потом буря улеглась, роман перешел в сожительство. И стихи перестали появляться в голове сами собой. Он практически перестал печататься. Ему это было понятно: рифмы любят чувства, если их нет, то не будет и поэм.
«О, как же мне быть?» - вопрошал, не зная у кого виновник всех бед.

3. Елена
Худенькая, черноволосая, никакой особой красоты или стати. Своенравная смелая девица, так отзывались о ней завистницы-подружки. Однако что-то в ней было невыразимо притягательное, что влекло к ней мужчин.
Рано осиротев, девочка не смогла ужиться с новой матерью и переселилась в дом тетушки, работавшей инспектором в Смольном институте. Конечно, туда же и пошла учиться и Елена вместе с пятью ее двоюродными сестрами.
Она рано вышла в свет и на балах не знала отбоя от кавалеров.
В институте познакомилась с дочерями поэта и частенько стала появляться в их доме. Поначалу ничто не предвещало беды для семьи. Однако день за днем, общаясь и с отцом подружек, Елена влюбилась безоглядно со всей силой своей горячей души. Видя пламенные взоры юной обожательницы, не устоял и он, тонко чувствующий женскую душу. Роман загорелся факелом. Возлюбленный был вдвое старше девушки, но разве это могло остановить страстное влечение тел и душ, казалось, наоборот, только подливало масла в огонь.
Девушка порвала с отцом, ушла из института и посвятила свою дальнейшую жизнь своему кумиру. Кстати сказать, ее мало интересовала его поэзия, она читала и восхищалась лишь теми стихами, что были написаны для нее одной. Поэт снял для нее небольшую квартирку и вскоре она огласилась криками первенца. Однако любимый не торопился порвать с женой, а так и продолжал жить на две семьи долгих четырнадцать лет.
Появятся еще двое детей. Возлюбленная будет устраивать сцены, но оторвать себя друг от друга они так и не смогут. Лишь в редких поездках за границу она носила его фамилию, в России же ей было уготовано постыдное звание любовницы.
В 37 лет Елена заболела чахоткой. Поэт совсем потерял голову. Она умирала трудно и когда все закончилось, закончилась и его жизнь. И стихи перестали появляться в голове сами собой. Он практически перестал печататься. Ему это было понятно: рифмы любят чувства, если их нет, то не будет и поэм. Он ходил слабой тенью от одного друга к другому и говорил без остановки о Елене. Ему вяло сочувствовали, двоеженец не мог вызывать уважения. Но на этом несчастья не закончились, их череда лишь взяла начало. Через год от той же болезни умирают двое их с Еленой детей, потом отец, брат... и было уже не оправиться.
Эрнестина горячо сочувствовала своему мужу и поддерживала как могла. Они воссоединились снова, теперь уже до самой его кончины...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.