Судьбоносный сезон

       
        В продолжение рассказа «Лучший друг»
       
        Сразу же, с момента первой верховой поездки на Соколике, жизнь Романа приобрела совсем иную окраску.
 
        Теперь, уже ни в коей мере, не ощущая себя отщепенцем, он завел дружеские отношения с двумя-тремя коллегами-операторами и выпускницей геологоразведочного техникума – Ниной. И, именно с этого момента, изменилось его отношение к окружавшей их природе: он вдруг заметил и оценил её красоту.

        Участвуя на своем Соколике в ежедневных, достаточно длительных, конных разъездах, часто переходящих в скачки, юный Роман постепенно приобретал необходимые навыки верховой езды.

        К примеру, он очень скоро научился не держаться рукой за луку седла, даже в галопе, поскольку опытный наездник удерживается в седле не с помощью рук, а сжимая бока лошади внутренней стороной своих коленей и бёдер.

        И, как оказалось, такое умение было для Романа просто насущной необходимостью. Ведь, замечательной, но отнюдь не безопасной, особенностью Соколика было то, что он не выносил вида скачущей впереди него лошади. Сразу же бросался вдогонку и готов был умереть, но непременно обогнать ее.

        В таких случаях Роману приходилось прилагать немалые усилия, чтобы сдержать своего порывистого скакуна, не вылетев, при этом, из седла.

        Уже через пару недель после их знакомства эта удивительная черта характера Соколика позволила Роману в опасный момент, можно сказать нечаянно, оказать помощь одному из операторов.

        Этот голубоглазый выпускник школы завёл неразумную привычку сидеть в седле, обернувшись с улыбкой к едущей вслед за ним – такой же выпускнице – Соне. И, однажды, его лошадь, не управляемая всадником, провалилась передней ногой в нору сурка, припав на оба колена. Голубоглазый вылетел из седла, а испуганная лошадь понесла, волоча за собой наездника, правая нога которого застряла в стремени.

        Такая неординарная ситуация грозила голубоглазому жестокими травмами, тем более, что вокруг вразброс лежали крупные гранитные валуны.

        Соколик, увидев резкий рывок этой лошади, устремился вслед за ней, без понукания, и легко настиг ее.

        В тот момент, когда его скакун, буквально впритирку, обходил испуганную лошадь слева, Роман правой рукой поймал ее за уздечку и, конечно, не без труда остановил обеих лошадей.

        Беспечный наездник отделался несколькими ушибами и расцарапанной спиной, а Соколик каждое утро стал получать от него кусочек сахара. 

        И еще, можно без преувеличения сказать, что Роман был просто очарован местной природой. Здесь он в натуре увидел ту самую высотную поясность, которую не так давно изучал в школе на уроках географии.

        Проезжая по долине Чон-Кемина, всадники наблюдали, в основном, привычную их глазу степную растительность. У подножия гор и выше степь переходила в лесостепь с невысокими лиственными деревьями и кустами барбариса и малины.

        В интервале высот 1700-2800м они любовались уже лесной зоной, представленной в ее нижней части листопадными лесами, а в верхней – хвойными.

        Из хвойных здесь преобладала тянь-шаньская ель – удивительно стройное, высокое и красивое дерево. Хвоя у такой ели более длинная и пышная, чем у европейской, имеет ярко-зеленый цвет, а с возрастом становится сизой. Роману же она казалась голубой.

        Выше лесной зоны путники наблюдали непривычно яркую и сочную горно-луговую растительность, а затем – горно-тундровую, пестрящую множеством мелких цветков.

        Ближе к вершинам гор располагались каменистые пустыни, снега и ледники.

        Такое разнообразие природы очень привлекало и восхищало Романа. Да, и погода почти всегда благоприятствовала поисковикам: было тепло и в темно-голубом небе сияло яркое солнце. 

        Даже много лет спустя Роман не забыл, как в последний день сентября, во время маршрута в пределах лесной зоны, их застал грозовой ливень. Все промокли насквозь, но было так тепло и приятно, что никто и не подумал прятаться под густыми кронами елей.

        Лошади, увлечение верховой ездой, великолепная природа, молодежный коллектив поисковой партии, хорошая организация работ, включая приличное питание, решили судьбу Романа, призвав его в следующем году поступить на горно-геологический факультет.

        И каждый летний сезон, в течение пяти с лишним лет обучения в институте, Роман с удовольствием выезжал на полевые работы, с нетерпением ожидая встречи с лошадьми и природой Тянь-Шаня.

        Примечание: Это отрывок из ранее опубликованного рассказа «Горы и кони. Часть1»


Рецензии