С печи на полати

           Как стремительно меняется мир, заполненный  гаджетами и иностранными терминами. Давно уже коттеджи  пришли на смену деревенским избам. Незаметно исчезают из оборота исконно русские слова, связанные  с деревенским бытом. Вряд ли современные дети без «Википедии» смогут ответить,  что означает слово «голбец». А так хочется, чтобы  и эти слова,  и  деревенский уклад,  и традиции не исчезли из нашей памяти!
     Все ребятишки непоседы. Вот и две подружки, жившие в хрущёвские времена в одном из сёл Зауралья,  не были исключением. Зима на дворе. Школу отменили из-за сильных морозов, а им дома не сидится.
    - Мам, а можно мы с Валей Немировой у нас в ограде поиграем? – спросила восьмилетняя девочка, которую в честь крёстной тоже  назвали  Валей.
    Валина мама, красивая худенькая  женщина лет сорока, в переднике, надетом поверх домашнего платья, готовила обед.
    - Доченька, да ведь минус сорок! Холодно! Обморозитесь.
    - Нет! Не обморозимся! Замёрзнем,  так на печке погреемся!
    - Ну, поиграйте. А вдруг Валюшку мама  не отпустит?
            - Отпустит! Вон она уже пришла, - ответила дочка,  услышав, как звякнула щеколда на калитке. Девочка подышала на покрытое инеем стекло окна,  потёрла  его пальчиками. Образовался довольно большой прозрачный круг, через который Валя увидела вошедшую во двор подружку.
             Скрипнула входная дверь и на пороге появилась  девочка - матрёшка. Поверх шапки  и шубки  она была перевязана крест - накрест  дорожной шалью с кистями.   На спине красовался огромный двойной узел. Поверх валенок были  надеты шаровары -  фланелевые штаны с начёсом и резинкой внизу, чтобы снег не попадал. Двигаться в таком одеянии,  конечно, нелегко, но разве маму переспоришь?
          -  Здравствуйте, тётя Вера!
          - Здравствуй, Валя. Проходи, раздевайся!
          - Нет, мы во дворе  поиграть хотели. Мама меня ненадолго отпустила. Валь, ну, ты скоро?
          - Скоро! Как  ракета! - ответила  тёзка со смехом.
          Девочка   быстро оделась и подала маме бежевую  шаль с белой каймой и кистями, как у подружки:
          - Мам, завяжи!
          У дочки  из-под шали остались видны  только глаза. Скрестив концы  и заведя их  подмышками за спину, мама  сделала двойной узел. Теперь перед  Верой оказались две одинаковые матрёшки в шароварах поверх валенок и дорожных шалях одного цвета.
          - Ну,  прямо две маленькие кулёмы! - засмеялась мама.
          - Мы не кулёмы, - ответили девочки хором. – Мы куклы-неваляшки!
          - Неваляшки? Да нет, ещё какие  Валяшки!  Валюшки! Только не забывайте греться, когда варежки намокнут и обледенеют!
          - Хорошо! Не забудем! Правда, Валь? -  ответила дочка.
           Подружка в ответ только кивнула. Ей было  жарко стоять в хорошо  натопленной избе.
           Взяв  маленькие лопатки и  ведёрки, девочки отправились гулять.  Снега  во дворе  намело  до самой крыши.  Каждое утро Валин папа брал широкую  совковую лопату и пробивал дорожки к стайке, к дровнику  и к калитке. Ему приходилось откапывать от снега окна, которые выглядели как крепостные бойницы. Двор теперь напоминал сказочный лабиринт. Снежные стены узких коридоров доставали до неба, которое  на фоне высоченных  сугробов  было похоже на узкие  голубые ленты.
        - А давай  мы с тобой сделаем  из снега лестницу и заберемся на чердак! Или хотя бы посмотрим, что там  с крыши видно, – предложила Валя, жившая в этом доме.
       - Давай! – согласилась другая.
       Девочки дружно, несмотря на мороз, начали с помощью лопаток и ведёрок делать ступени.  Работа спорилась. В это время  небо очистилось. Ярко засветило солнце,  да  и мороз окреп. Двойные  варежки  у подружек быстро намокли и покрылись ледяными корками, которые откалывались, если ими постучать друг о друга. Руки  у  подружек замёрзли, а  сделать удалось только четыре ступеньки, и то неровные.  До чердака ещё очень высоко.
       - Валь, пойдём,  погреемся, а потом доделаем.  А то я  замёрзла, - предложила хозяюшка.
       - Ага. Я тоже замёрзла, - ответила гостья.
            Девочки оставили свой нехитрый инвентарь, смели в сенках   веником снег с валенок  и,  как колобки,  ввалились в избу.
        - Ну что, наморозили соплей?  - смеясь,  сказала  мама, увидев, что подружки совсем замёрзли. – Раздевайтесь скорее да марш на печку! Я вас сейчас горячим супом накормлю,  да чаю с малиновым вареньем  дам. Хотите?
        - Хотииим! – дружно ответили Валюшки.
        -  Сначала  положите варежки в печурки , а  валенки с собой на печку забирайте. Положите возле трубы,  там они  скорее просохнут.
Забравшись на печку, подруги, лежа головой на одной подушке, стали шептаться и рассказывать друг другу страшные истории.
        - Вот когда мне было пять лет, я попала в больницу и стала лунатиком. Знаешь, как  страшно! – сказала Валя и выглянула из-за  печной трубы, чтобы проверить, скоро ли мама нальёт обещанный суп.
        - Подумаешь, страшно!  Ну, походила во сне по палате. Я вот  однажды в голбец улетела. Вот это страшно! - ответила подружка.
        - Как это? В голбец падают, а не летают.
        - А я улетела. Я с печки увидела, что  в  открытом  голбце маленькая  красная мышка.  Высунулась из-за трубы и улетела прямо в открытый лаз.  Мама забыла закрыть его. Хорошо, что упала  на что-то мягкое, не сломала себе ничего.
        - Не выдумывай!  Это тебе приснилось! Во-первых, красных мышек не бывает! А во-вторых,если бы ты с печки в голбец упала, вряд ли бы  целая осталась. Высоко! Это всё равно,  что с крыши упасть. Печка чуть не два метра, да голбец столько же! Разбилась бы точно!
        - Я раньше тоже думала, что красных мышек не бывает. А вот, бывает!
        - Нет, не бывает! И в голбец не летают, а падают!
        - Девчонки, не спорьте!  Идите  суп есть. И чайник вскипел уже!
Наевшись досыта  и, разморившись от горячего чая с малиной, девочки решили ещё немного отдохнуть.  Они  снова забрались на печь, но после сытного обеда там показалось очень жарко.
        - Мама,  а можно мы с Валей на полатях  полежим?
        - Ну, полезайте! Только осторожно, не упадите! А то улетите с печи на полати на кривой лопате! – засмеялась мама.
        - Как это, на кривой лопате?
        - Ну, так говорят. Пословица такая.
         Перебравшись на полати, где не было так жарко, как на печке, девочки  стали играть и хохотать, без конца повторяя:
         -С печи на полати  на кривой лопате!

Примечание:
  1.Стайка – местное название помещения для домашних животных (коров, свиней и кур).
  2.Дровник –хозяйственная постройка  для хранения дров.
  3.Калитка- дверь  рядом с входными  воротами деревенского двора.
  4.Сенки, сени – холодное помещение перед входом в избу.
  5.Печурки- углубления  с боковой стороны печки, размером в один кирпич, для просушки  вещей. Печурки служили  и ступеньками для подъема на печь. Как правило, их было 3-4.
  6.Голбец – погреб, находящийся под полом дома  с лазом  в кути (место в  кухне от  печки до стены )
  7.Полати –  большая антресоль в деревенской избе, как правило, рядом с печью, где хранили вещи. Её  можно было  использовать как спальное место.

20.07.2020


Рецензии