Мимика нашего младшего правнука

Пишу я это для того, чтобы сохранить мимолётные наблюдения, которые мне интересны.

Раньше я этого не замечал у детей, внуков и старшего правнука – возможно, не обращал внимания.

А с этим мы находимся круглый день по 12 часов.
 
Пока не сняли карантин коронавируса у нас был и  его старший брат – энергичный, требующий к себе пристального внимания человек, которому тогда было 2 года и 9 месяцев.

Моё внимание было сосредоточено только на нём, а прабабушка была сконцентрирована на обслуживании младенца.

После снятия карантина с детских ясель, когда старший ушёл «на работу», я был привлечён к работе с младшим и мог обратить на него больше внимания.

Ему, к тому времени, уже исполнилось 6 месяцев и какие-то этапы в его развитии я, видимо, пропустил.

Он уже нас узнавал и, когда мама ранним утром приносила его к нам, улыбался и спокойно переходил с её рук к нам.

Но я уже заметил, что каждый раз, видимо, постепенно знакомясь с мышцами лица и осваивая их, улыбается он по-разному.
В самом начале я начал обращать внимание на то, что он улыбается широко открытым ртом, но затем появились разные вариации.

Для того, чтобы это описать, нужно самому сесть перед зеркалом и пытаться продублировать каждый нюанс.

И сделать это нужно, пока не поздно, потому что замечая изменения, я физически не успеваю записать развитие его мимики – он совершенствует её быстро, изменяя день ото дня.

А потерять развитие процесса мне жаль, потому что пролетел уже месяц!
У него миндалевидные глаза, распахнутость и выражение которых меняется в зависимости от вида улыбки.

Иногда он улыбался одной частью рта морща одну ноздрю.

Получалось косо и один глаз прикрывался.
 
В один из дней он обнаружил свой язык, который начал немного высовывать, возможно пытаясь успокаивая зубы, которые никак не прорежутся.

Потом он обнаружил свои щёки, которые начал надувать, одновременно выдвигая язык побольше.

***

Время летит и сегодня он весь день, что был у нас, держал нижнюю губу закатанной на нижнюю десну.

Зубов не видно и не слышно!

А на следующий день, попробовав на вкус новую резиновую игрушку, он сморщил нос и презрительно сложил губы.

Обнаружив эту, свою новую возможность он тут же не сморщил, а наморщил нос, сузил глаза и губами соорудил «пятачок».

Все свои мимические находки он сохраняет, накапливая арсенал и, время от времени, использует их.
 
Пролетел ещё месяц и сегодня я увидел ироническую улыбку, когда он тонко улыбнулся, чуть прищурив глаза.

Воспитательный процесс никто не отменял, но кто кого воспитывает ещё нужно определить.
Он наблюдателен и старателен, когда мы учим его строить башни, устанавливая разные фигуры одну на другую – старается повторить, но двух - трёх раз ему достаточно, надоедает и он  отказывается повторять «тягомотину».

Маленький ещё, но уже своенравный.

Когда он хочет спать, я его укачиваю, катая в коляске и выпевая бесконечную мантру: «а-а-а…».

Но на то, чтобы я мог посидеть, катая коляску взад – вперёд, он не согласен и, несмотря на то, сказку «Маша и медведь» мы и со старшим ещё не осваивали, этот уже знаком с заклинанием «не садись на пенёк, не ешь пирожок».

Как только останавливаюсь, начинает болтать ногами в воздухе, а когда я упрямлюсь, начинает орать, как морж на лежбище, сообщая своё желание:
- показывай мне сменяющиеся виды!

Часто кажется, что он старается меня убедить в том, что не желает пропустить ни одного мгновения из быстро текущей вокруг него жизни.

Но движение его убаюкивает.

Сейчас «корона» и выходить с ним на улицу нельзя – приходится катать коляску по квартире.

Ему уже пошёл десятый месяц, а я всё ещё продолжаю его укачивать в коляске.
В какой-то момент, когда засыпает, губы, которыми он держит соску слабеют и она вываливается.

Тогда лицо можно видеть без помех.

Видно, как во сне он благосклонно улыбается чему-то, что проносится в его голове, как под закрытыми веками движутся глаза, рассматривая только ему известные виды.

В один из дней он во сне продемонстрировал серию изменений положения губ, только намечающихся стать тонкой улыбкой которые сменились их выпячиванием, как будто он держит в них сигарету.

В другой день, когда уже глубоко спал в коляске он, внезапно широко открыл глаза и сделал «ладушки», которых мы не могли от него дождаться.
 
И тотчас же, соизволив порадовать нас и мир своим достижением, спокойно закрыл глаза и продолжил спать
Засыпает на спине и, до того, что уснёт он, как трубач складывает губы, высовывает немного язык пускает слюни, и со звуком выплёвывает соску.

От этого он пока что не отказывается, потому что соска, к его удовольствию, с треском вылетает и я должен её ловить, иначе её, упавшую нужно промыть, а он требует действие продолжать и не желает останавливаться.

Заметив начало процесса, я соску у него забираю.

Это ему не нравится, и он начинает тихо возмущаться.

Несмотря на то, что у меня преимущество но не желая возмущение перевести в скандал, я соску возвращаю, позволяя ещё две-три попытки, после чего его упражнения прекращается, соска окончательно занимает исходное положение, и он позволят мне себя укачать.
 
Такой у нас с ним возник обоюдный договор, который обе стороны соблюдают.

Чуваку 9,5 месяцев.

Через три недели он впервые пойдёт «на работу», в незнакомые руки.

Щадящий режим исчезнет и все наши с ним договорённости сотрутся.

Может быть всё- таки что-то останется!


Рецензии
Попробовала перед зеркалом сморщить одну ноздрю - глаз сразу закрылся.
У вас есть ясли? В РФ это давно уничтожено, мамки сидят до 3-х лет - с ума сойти!
Я в РБ увидела ясли - удивилась. А у кого нет бабушек - ну-ка!
Ты ему сказочку "не ешь пирожок..." на иврите или на русском рассказываешь?
Грудью уже не кормишь?
Везет чувачку с дедом.

Лидия Нилова   13.01.2021 17:48     Заявить о нарушении
У нас целая серия садов присмотра за ребёнком.
Как только ребёнок привыкает к бутылке его можно передать.
Но многие мамы, которые могут себе позволить сидеть после декретного отпуска без зарплаты, стараются посидеть со своим детёнышем ещё.
Русский ушёл ещё с детьми, когда я, пытаясь его сохранить у детей микрорайона читал им вслух по-русски и увидел, что нет базы.
Они и их родители были рады, что есть такой придурок, но постоянно объяснять что такое "полночь", "мрак" и т.д. я не успевал.
Сконцентрировался на своих и начал учить, чтобы читать с выражением стихт и сказки на иврите.

Иосиф Лиарзи   14.01.2021 10:30   Заявить о нарушении
"Как только ребёнок привыкает к бутылке ..." - ржу НИМАГУ!
Дрянной сайт эта Проза. Не зря отсюда народ валит на другие.
Хочу тебе ответ написать, а тебя и нет, только моя рецка.
Приходится закрывать, запоминать, потом снова открывать, а
эти могут еще отказать : "такой текст вы уже отправляли".

Лидия Нилова   14.01.2021 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.