Судьба людей - история страны

            Александр Шувалов

       Судьба людей - история страны.

" Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего."
М.В. Ломоносов

" Все познается в сравнении"
Фридрих Ницше

В инернете появляется все больше сайтов,посвященных событиям ушедшего 20 - го века. Все больше документов теряют гриф секретности, появляясь в открытом доступе. Все больше редких изданий проходят "оцифровку", становясь доступными всем заинтересовавшимся их содержанием. Любой может попробовать отыскать сведения о своих предках, так или иначе "попавших" на страницы истории страны...

Мог ли предполагать мой прапрадед, что по маленькому синему листку, (для нижних чинов), оформленному оставшимся неизвестным врачем, мы сможем узнать, что Дружинин Григорий Фадеевич, служивший в 31-м Сибирском полку, участвовал в марте 1916 года в Нарочской операции. Более ста лет прошло, но имеющиеся описания тех событий заставляют поражаться мужеству, выносливости и терпению солдат, вынужденных с 12 по 18 марта находиться по пояс в ледяной воде под огнем противника.
И сразу понимаешь, что главное, что ему удалось тогда выжить. Выжить, даже ценой отмороженных пальцев на обеих ногах.

Или о том что его родной брат, Дружинин Федор Фадеевич умер 30 декабря 1920 года сражаясь за советскую власть в рядах Р. К. К. А.

Еще одной, поистине легендарной личностью был другой мой прапрадед, - Глунцов Василий Куприянович, 1887 года рождения. Осужденный 03.01. 1930 года на 5 лет лагерей.
Осенью 1915 года служивший в 10-м Малороссийском Гренадерском Фельдмаршала Графа Румянцева - Задунайского полку подпрапорщиком, он получил Георгиевский крест 4-й степени (солдатский). Продолжая службу в том же полку, 3-го июля 1916 года, уже подпоручиком, был награжден Орденом Святого Станислава 3-й степени. 21-го сентября 1916 года, ставший к тому времени поручиком, он, в районе деревень Затурцы - Зубильно был контужен. И 17-го ноября попал в 452 лазарет г. Москвы.
14-го февраля 1917-го года Василий Куприянович был награжден Орденом Святой Анны 3-й степени.
В документах его брата Семена, служившего в 241 пехотном Седецком полку, нашлось и то, как звали их отца, - Глунцов Куприян Галактионович, и то, что на 14 октября 1914 года их отец был еще жив.

Но рассказать я хочу о судьбе другого человека. Судьбе Сергея Ивановича Шувалова, 1904 года рождения. И начну я, как ни странно, с конца.

Штрафник.

На Великую Отечественную войну Сергей Иванович был призван 20 ноября 1941 года Арзамасским РВК Горьковской области. Он был призван из деревни Морозовка, в которой проживал с женой - Верой Ивановной. Его направили в 186 азсп 43 армии. Находился он там до 15 июня 1942 года, когда он выбыл из полка в 683 эвакуационный ветеринарный лазарет. В качестве кого он туда попал, в общем то не понятно, -(или служил медбратом, или был ранен). Вновь в полк он возвратился только в январе 1943 года. 13 января его направляют во вновь сформированную 18 - ю гужевую транспортную роту 43 армии, где он и служит вплоть до июля 1944 года. 4 июля, Сергей Иванович, уже старший сержант, отмечается в с. Столбуново Орехово - Зуевского района Московской области.
Видимо его там арестовали, потому что на следующий день он оказался в Москве, в 1 -м Спасском переулке, 274 - й школе, находившейся недалеко от трех вокзалов, - Военно перевалочном пункте. А еще через сутки был направлен в 150 - ю отдельную армейскую штрафную роту 5 армии. Где он принимает участие в "операции 5 - го удара".
15 августа 1944 года он был убит под местечком Матерны в Литве. 28 августа 1944 года захоронен в братской могиле,(с восточного края могилы первый во втором ряду), а в 1991 году перезахоронен на территории городского кладбища города Кудиркос Науместис Шакяйского района Литвы.
Из документов 150  штрафной роты становится понятно, что же заставило Сергея Ивановича появиться в Столбуново, : в селе Максимовское, в нескольких километрах от Столбуново у него проживала мать - Фролова Ксения Макаровна. И ей в 1944 году исполнилось 70 лет.

Враг народа.

Но, как оказалось, Сергей Иванович и сам когда то проживал в селе Максимовское. Более того, согласно "описи личных дел кулаков, высланных из пределов Московской области в 1930 - 1931 годах" сам являлся кулаком - мироедом.
Из статьи Станислава Смирнова "Нижегородские острова Гулага", можно предположить, что его судьба какое то время была связана с Арзамасской исправительно - трудовой строительной артелью.
Его жене и малолетнему сыну Никандру "повезло" меньше. Судя по всему, они попали в исправительно - трудовой лагерь "Унженский", в котором имелись женские отряды. Супруга Сергея Ивановича умерла либо во время нахождения в лагере, либо вскоре после освобождения. Во всяком случае, Никандр Сергеевич, 1926 года рождения, при призыве на фронт в военкомате города Семенов в марте 1944 года называет только одного близкого родственника - отца. И, кроме того, искренне считает себя местным жителем. Что в общем то не удивительно, - он попал в те места, когда ему было около пяти лет .

Помещик.

Но и мать Сергея Ивановича, Ксения Макаровна Фролова 1874 года рождения, тоже оставила свой след в документах столетней давности. В 1918 - 1919 годах она, как и множество других помещиков в России, была выселена с формулировкой : "по классовому признаку" из села Мишино Иссинского района Пензенской области. До революции - Украинцевская волость, Инсарский уезд. Вместе с ней были выселены ее муж и младший сын - Фролов Алексей Егорович 1912 года рождения. Из чего можно сделать следующие выводы:
1. В 1904 году Ксения Макаровна носила фамилию Шувалова.
2. Позже она вышла замуж за некоего Фролова. Брак был заключен не позже 1912 года. Скорее всего - в 1911 году или ранее.
3. Ксения Макаровна была довольно честолюбива. Обе фамилии, которые она носила, принадлежат дворянским родам. Причем, если Шуваловы известны с 16 - го века, то род дворян Фроловых на много древнее. Достаточно вспомнить, что Спасская башня Московского кремля в начале именовалась Фроловской.
4. Не смотря на то, что Сергею Ивановичу на момент рождения младшего брата было лет 7 - 8 , отчим не стал его усыновлять.
.............................................

"SEMPER IMMOTA FIDES"

Село Мишино Украинцевской волости Инсарского уезда Пензенской губернии впервые упоминается в списках населенных мест губернии в 1869 году. (По данным за 1864 год). В том далеком году в нем проживало 377 человек. Из истории села известно, что оно "было основано по указанию помещика". Но кто был владельцем поместья, можно только догадываться. Прямых указаний найти не удалось. К счастью, в Государственной публичной исторической библиотеке России имеется оцифрованный экземпляр "Списки потомственных дворян, 1. Владевших в Пензенской губернии населенными имениями в 1785 году. 2. состоявших землевладельцами к 1-му января 1902 года". Изданного в г. Пенза в 1902 г. Среди всех помещиков данного списка, как крупных землевладельцев, так и владевших несколькими десятинами земли, владельцев села Мишино Инсарского уезда тоже нет. Но отсюда можно заключить, что оно входило в состав крупного землевладения, и проходило по списку в виде "с деревнями". Самым крупным землевладельцем, к имению которого с. Мишино скорее всего и принадлежало, 1 - го января 1902 года указана госпожа Булычева Мария Андреевна. Ей принадлежало 9264 десятины пахотной земли и такие села, как Исса, Николаевка и, (те самые), - "другие".

К стати, энциклопедии в один "голос" заявляют, что Булычева Мария Андреевна, в девичестве графиня Шувалова, умерла в 1900 году. Интересно,кто же тут ошибается, - энциклопедии, или составители "списков", утверждающие, что на 1 - е января 1902 года Мария Андреевна была жива?

До Марии Андреевны, в 1860 году, поместье, в которое входили села: Исса (Спасское), Симанка, Кулешейка, Николаевка и другие, принадлежало графине Шуваловой Софье Михайловне. В девичестве княжне Воронцовой. У которой, среди прочих детей, в 1850 году родился сын Михаил Андреевич. Тот самый, светлейший князь Воронцов граф Шувалов, который умер 23 декабря 1903 года, и о котором почти ничего не известно. Разве только то, что он был холост. С большой долей вероятности можно предполагать, что село могло быть подарком Софьи Михайловны сыну.

Любопытно и то, что пытаясь узнать, где же проживал князь Воронцов граф Шувалов, постоянно сталкиваешься с тем, что принадлежавшие ему дома, дворцы и имения находились в запустении, или перестраивались, либо сдавались в наем.
 Единственно "жилыми" на общем фоне кажутся Пензенские поместья Михаила Андреевича.

Из переписки с господином Александром Дворжанским, архивистом Пензенского фонда "Наше наследие":
"... Главное имение в Пензенской губернии у них (князей Воронцовых графов Шуваловых Павла Андреевича и Михаила Андреевича) было в Нижнем Шкафте Городищенского уезда, где в 1790 - х гг. дед Михаила Андреевича, генерал - лейтенант граф Павел Андреевич Шувалов (1776-1823 гг.) построил Петропавловский храм, освященный в 1808 г. и сохранившийся до сих пор. В 1882 г. на средства внука храмоздателя и его тезки - Павла Андреевича графа Шувалова, князя Воронцова ( 1846 - 1885 гг.) - при священнике Александре Михайловиче Поимском храм был отремонтирован с устройством нового иконостаса. В 1884 - 1885 гг. Павел Андреевич состоял ктитором храма. Следовательно, в его имении Поимский и был его духовным отцом, как и его брата Михаила... Петропавловский храм вновь освящен 1 мая 1882 г. Пензенским епископом Антонием 2 - м (Николаевским) на следующий день после пожара, начавшегося в Нижнем Шкафте за два часа до приезда к всенощной владыки и истребившего 115 домов. После окончания литургии владельцы села Павел Андреевич и Михаил Андреевич Шуваловы пожертвовали в пользу погорельцев 2000 рублей, арендаторы шуваловских заведений Мурзин, Финогеев, Карпов и Терентьев - более 500 руб. В 1889 г. Михаил Андреевич граф Шувалов, князь Воронцов получил благословение Св. Синода за благоукрашение храма. В 1890 г. он пожертвовал в храм богатую ризницу и другие вещи..."

"... В Казачьей Пелетьме было два храма : православный Христорождественский и единоверческий Никольский. В строительстве обоих храмов принимал участие Воронцов - Шувалов М.А. Храм Рождества Христова был построен на средства прихожан и попечителя светлейшего князя Михаила Андреевича Воронцова графа Шувалова и освящен 27 мая 1903 г.
Никольский единоверческий храм построен в 1883 - 1884 гг. на средства Святейшего Синода, купца Верещагина и графа Шувалова и освящен 4 марта 1884 г. От Христорождественского храма остались развалины фундамента, от Никольского ничего не осталось..."

Судя по всему, светлейший князь Воронцов граф Шувалов Михаил Андреевич постоянно проживал в своих Пензенских владениях и особенно отличал села Нижний Шкафт и Казачью Пелетьму.

"... Следы на песке..."

Вполне вероятно, что факты, о которых пойдет речь ниже, не имеют никакого отношения к людям, о которых я пишу. Однако, не отразить их было бы неправильно.

1.) В "Списках потомственных дворян Пензенской губернии,... состоявших землевладельцами к 1 - му января 1902 года" в селе Чирково, (примерно в 15 - и километрах от села Казачья Пелетьма), можно найти упоминание о наследниках Никифорова Василия Макаровича. (Обедневший дворянин. Его имя встречается в "списках" еще два раза, как владельца небольших участков земли в разных уездах Пензенской губернии. Единственный из землевладельцев, носивший отчество "Макарович". Ксения Макаровна могла в девичестве носить фамилию "Никифорова". В таком случае, из - за близости сел, факт знакомства с Михаилом Андреевичем становится очень вероятным.)

2.) Во второй базе "участников Белого движения в России" историка Сергея Владимировича Волкова можно найти сведения о следующих лицах:
1. Воронцов (около 1905 года рождения). Эвакуирован из Новороссийска. (4 - 20).
2. Подпоручик Шувалов эвакуирован на эсминце "Цериго" (4 - 55). (Эсминец "Цериго" был недостроен (93% готовности), поэтому совершил всего один рейс. (В одну сторону.) Вышел из Севастополя 14 ноября 1920 года. Под французским флагом уведен в Стамбул в составе эскадры Врангеля.
3. Подпоручик Шувалов 4 июня 1920 года возвратился (?!) из эмиграции в Севастополь на корабле "Владимир". ("Владимир" в феврале 1920 года участвовал в эвакуации из Одессы и Новороссийска. 31 октября 1920 года привлечен по принудительному тайм - чартеру в Севастополе командованием Вооруженных Сил юга России для эвакуации Крыма.)(Получается, что подпоручик Шувалов вначале возвратился из эмиграции, и только спустя пять месяцев и десять дней был эвакуирован за границу.))

3.) В  "7 - й главе Потомки Пушкина и Элизы в России" историк и писатель Гелий Николаевич Клейменов упоминает о том, по показаниям Щегловитова, (бывшего в 1904 году оберпрокурором уголовного департамента правительственного сената г. Санкт - Петербурга), что в 1921 году сотрудниками антибольшевистской организации "Азбука" был организован побег из тюрьмы г. Киева сыну светлейшего князя Воронцова графа Шувалова Михаила Андреевича.

4.) Церковные правила в дореволюционной России допускали, при условии смерти "биологического" отца до момента крещения ребенка, давать отчество по имени крестного отца.

5.) Те же церковные правила, в случае если ребенок стоит по социальному положению выше отчима, запрещали усыновление.

Скорее всего, мы никогда не узнаем, имели ли Фролова (Шувалова) Ксения Макаровна и ее сын Шувалов Сергей Иванович родственные связи с светлейшим князем Воронцовым графом Шуваловым Михаилом Андреевичем. Как и то, относились ли данные из второй базы " участников Белого движения в России" историка С. В. Волкова именно к Сергею Ивановичу.

Станет ли когда либо известна истина - остается только надеется.
И верить в то, что " ... 4.22. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу..."
                Евангелие от Марка.


Рецензии