Несоделанное мое видеста очи Твои

В перстах правой длани Христа Вседержителя, Бога Саваофа видны очертания зародыша. Он жалок, как всякий зародыш, он наг и лишен «вида и величия».
Это тот зародыш, о котором говорил псалмопевец:
«Несоделанное мое видесте очи Твои».
Это - не о Божием предузнании и предопределении. Слово, употребленное в греческом тексте Писания, в Септуагинте – «;;;;;;;;;;;;», зародыш, еще не получивший оформления сгусток материи. Это же слово, как научный и философский термин, употребляется у Аристотеля. Древние александрийские переводчики были близко знакомы с греческой мыслью своего времени…
Правой рукой, десницей, Христос, Бог Вседержитель, держит человека – несовершенного, подобного некоему «извергу» (1 Кор. 15:8). «Извергом» («;;;;;;;») называл себя великий Павел – изверженным, не получившим завершения зародышем. В русском языке это слово приобрело совершенно другую окраску, не без влияния того, что «изверг» Павел гнал Церковь; но себя этот образованнейший раввин, учившийся при ногах Гамалиила, римский гражданин, человек античной культуры и огненной веры, называет «недоношенным и изверженным зародышем» - пример крайней нечистоты и крайнего бессилия. Он таким был без Христа при всем Писании и обрезании (Рим. 2:27)…
Но не случайно правой рукой, образом милости, держит  Христос несовершенных людей, «некиих извергов», чье дело сгорело (1 Кор.3:14-16), и они впали в руки Бога Живого.
Ведь перстами Своими Бог, Слово, Сын Отчий из земли, из праха сотворил человека по образу Своему – и пребывает верен, отречься Себя он не может, не может изменить Самому Себе (2 Тим.2:13). Он – надежный Бог. Он – Бог нашей надежды, он – Надежда Израилева! (Иер. 14:8; 17:13; Деян.28: 20).
И этот зародыш - он во Христе, он являет каждого человек во Христе. На нем начертано Имя Христово, начертано пальцами, перстами, создавшими, вызвавшими его из персти. «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой!» - пророчествует от лица Бога Израилева ветхозаветный евангелист, пророк Исайя (Ис.43:1).
Это – Суд, и Ветхий Днями воссел на свой престол, и раскрыл книгу суда.
Но книга оказалась Евангелием, вестью спасения, вестью невероятного милосердия Божия, и страницы книги пурпурны – ибо от крови человеческой, от чистой крови Девы соткал Себе плоть человеческую Слово, Сын Божий, ставший подобно нам, смиривший Себя до человеческого образа, не имевший ни вида, ни красоты в самые великие минуты своего служения… (Флп.2:8; Ис. 53:2). И пурпур человеческой плоти вознес Он к престолу Отчему, и Человек Иисус Христос, Богочеловек, совершает Суд.
Левая рука есть образ справедливости,  и высшая справедливость -  здесь, на Суде Богочеловека, справедливость, пурпурная, царская - это Закон Евангелия, закон любви и милости Бога, ставшего человеком, одевшего пурпурную багряницу плоти.
А власы Его не белые, как видели пророки в страшных видениях, а златые, ибо Он – Солнце правды (Мал. 4:2), в лучах Его – исцеление, и Он иссушит светом всякую грязь на нас, как писал прп. Максим Исповедник. 
Все случилось не так, как казалось – не гибель, но милость, пришедшая тогда, когда гибель была неотвратима. И творится все по вере, чтобы было – по милости (Рим. 4:16).
Это Страшный Суд, но он пройден человеком в купели крещения, когда он погрузился в воды, чтобы быть спасенным Богом Вседержителем, Поэтом-Творцом неба и земли, видимым же всем и невидимым. Быть спасенным Тем Богом, кому он взывает: «Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси!»
Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Именно имя «Саваоф» - «Цебаот» - Бог воинств: это не только ангельские силы, но воинство звезд, стихий и вообще весь мир. Он есть Пантократор или Вседержитель (на Западе – Omnipotens, Всемогущий).
Как призываемый Исайя, человек понимает свое недостоинство, свои «нечистые уста», но говорит: вот я, Господи! (Ис. 6:8)
И человек  во Христа облечется, облечется в ризу пурпурную Евангелия и  исчезнет срамота его и нагота, потому что Бог не устыдился стать подобным нам, несчастным людям, обнаженным славы Адамовой, нагим. И одел нас, и согрел Своею прекрасной для взоров, «благообразной», наготою.
«На древе руце мне простершаго обнаженному, призывающа мя, Своею благообразною согреяти наготою: благословите вся дела Господня, и превозносите Его во веки (Канон крестовоскресен, 8-й глас, песнь 8).
Он вознес его из глубин ада, Он, Человек, не стыдится нарекать несчастных потомков Адама своими братьями (Евр.2:11).
«Из преисподняго ада вознесша мя падшаго, и высокопрестольною славою Родителя почетшаго: благословите вся дела Господня Господа, и превозносите Его во веки (Канон крестовоскресен, 8-й глас, песнь 8).
Ибо – и Он есть Сын Человеческий, Сын Девы, через которую совершил Он наше спасение.
«Адама Дево, падшаго убо явилася еси Дщи, Бога же Мати, обновившаго мое существо: Егоже поем вся дела яко Господа, и превозносим во вся веки» (Канон крестовоскресен, 8-й глас, песнь 8).
И дал Он ему имя новое, Имя Свое (Откр. 3:12).
В руке Бога Живого, Нового Адама – бедный и убогий зародыш, Адам ветхий. Но зародыш этот – не в земном ветхом мире, он взят в мир новый, разверзающийся Христом, мир Бога Живого, мир земли живой. Взятый от земли, перстный, он в смирении и нищете плоти человеческой перенесен в Землю Живых, и Сама Земля Живая, в которую уходят не на смерть, а на Жизнь, в полноте превосходящую все, «благодать на благодать», не имеющую слов для выражения, сама Живая Земля, Христос, новотворит земного, ибо Он – Создатель и был мертв, и жив во веки веков,
И вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы живы будете! (Ин.14:19)
+++
Изображение Христа: Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь


Рецензии