Шулдан-Коба в Шульской долине

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Этот монастырь относится к зодческой категории пещерных городов Крыма.
     Именование города-монастыря неоднозначное. У греков это может быть пещера, у крымчан румеев это может быть ласточка, тюрки называют его неприступным местом. Есть ещё одно толкование, среди местных – это место, где эхо рождается само по себе, отсюда и местное название города – Отдающий эхо.
     Внизу, под монастырскими гротами, расположена Шульская долина. Так что город-монастырь мог называться его основателями по названию долины Шуль. Ранее и Терновка так называлась.
     Некоторые историки полагают, что слово «шуль» имеет германское происхождение, поскольку когда-то тут поселился богатый немец, основавший имение на месте нынешней Терновки, назвав своё имение Шуль. А потом уже по имени села и долина была названа Шульской. Сомнительная версия.
     Скорее всего название имеет более длинную историю и пришло с киммерийских времён, когда тут хозяйничали киммеры и скифы. Гроты и пещеры являются главными метами этих мест. Скифы не могли этого не отметить. А главной метой гротов было и есть эхо, которое долго откликалось в недрах скалы, нависающей над долиной.
     По всей видимости, слово «шуль» относилось к понятию «эхо», либо тут скифы поселили дух свой древний по имени Шуль, а может быть так звали их знаменитого вождя по имени Шуль. Второй корень «дан» в индоарийской лексике означает отдавать, давать, данность, дань. Слово «коба» в индоарийской лексике означает город-гора.
     Город с монастырём разместились в горе Шулдан-Бурун, которая возвышается над долиной на 500 метров. Под главный храм монастыря древние шахтёры использовали самый крупный грот, возникший в меловом слое между вулканическими породами. Этот грот был за сотни лет трудов монашеских расширен почти вдвое.
     В 4-м веке до Рождества Христова здешние пещеры на горе Шулдан-Бурун обживали скифы и киммерийцы, которые на самом верху горы, поставили каменный идол из золота, блеск которого был виден со всех краёв долины, что являлось знаком власти местного властителя из рода Шул.
     Сейчас на этом месте поставили часовню с золочёной луковицей поверх. Часовню строили местные монахи, которые приходят сюда, чтобы излечиться от недугов человеческого общежития.
     Во 2-м веке по Рождеству Христову, ещё до появления в этих местах монахов иконопочитателей, здесь поселились гонимые за христианскую веру, которые прятались в природных пещерах по всему Крыму, где следовали канонам своей веры.
     Монастырь имеет своё название – Монастырь Христа Спасителя, монахи его называют также монастырём Покрова Пресвятой Богородицы.
     Расположен город-монастырь недалеко от села Терновка, которое ныне относится к городу Севастополю. Раньше, когда здесь жили немцы, это место называли Шуль.
     Основали монастырь здесь греки в конце 7-го века, когда сюда были вынуждены уходить почитатели икон. В это время в Византии императорская династия Копронимов начала борьбу с почитателями икон, которые в истории называются иконоборцами.
     С самого начала переселения в пещеры горы Шулдан греческие монахи занимались изготовлением виноградного вина, лозы которого они привезли с собой. Кроме того, они засевали поля зерном.
     В 10-м веке монастырь был значительно расширен и обустроен.
     С 11-го века он становится частью единого комплекса городом-монастырём Чилтер-Мармара.
     В 13-м веке монастырь выбрал в качестве своего постоянного пребывания Митрополит Готской Епархии.
     Главная церковь в чём-то похожа на Храмы Мангупа и Инкермана. Высота Храма Шулдан около 4-х метров. При это высота с течением столетий постоянно увеличивалась, что характерно для палеологовского времени. Последние крупные изменения в архитектуре храма относятся к 15-му веку.
     Другая церковь Шулдана похожа на церковь в 4-м ярусе Челтера. Архитектура второй церкви Шулдана относится к началу 14-го века.
     В истории монастыря археологи выделяют четыре зодческих периода. Первый период относится ко 2-му веку Нашей Эры. Это были первые подрубки в гроте, который потом станет Храмом, основные изменения были сделаны в кельях. Сам же храмовый грот и его стены сохраняли свою природную основу.
     Второй этап относится к 8-му веку, когда здесь появляются греческие беженцы иконопочитатели, которые уже имели опыт приспособления пещер для монастырских целей. Гроты и пещеры значительно расширяются, появляются коридорцы и лестницы.
     Третий период относят на 13-й век, когда пещерный комплекс Шульдан приобрёл полноценный облик монастыря. В скале вырубается крещальня и купель со ступеньками. Грот был расширен, потолок приподнят.
     Четвёртый и последний период монастырского зодчества в Шульдане относится на 14-й век. Это был период княжества Феодоро. Здесь находится резиденция Митрополита Готской епархии. У Монастыря появляются новые функции, он значительно перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий.
     Несмотря на то, что пещерный комплекс был тут небольшой по сравнению с другими пещерными городами Крыма, всего два храма и два десятка помещений культового и хозяйственно назначения, расположенных в два яруса, монастырь становится одним из самых значимых в иерархии пещерных монастырей Крыма.
     В конце 15-го века, с приходом в Крым Османской империи, монастырь приходит в упадок, поскольку был экономически связан с Княжеством Феодоро, которое турки ликвидировали.
     С начала 16-го века жизнь монастыря совсем угасла, монахи разошлись по другим местам, помещения, где раньше шли службы, жили иноки и монахи, теперь используются для сельскохозяйственных нужд, здесь содержится скот. Местные жители перешли в мусульманство, которое насаждали турки, захватившие почти весь Крым. Христиане были изгнаны из монастыря Шульдан.
     В начале 2000-х восстановлен скит, тут поселились монахи, монастырь стал восстанавливать свой былой облик.
++++++++++++++++++++


Рецензии