Джонсон Надежда Евгеньевна

18.01.2014. Добрался, наконец, до женщины, которая сохранила американские письма. Ей 91 год, но такая бодрая, и голова совершенно на месте. В последнее время я много общался со стариками, но Н.Е. была (по ощущениям) самая молодая из них. Так много интересной информации записал! - К ней можно было приехать на месяц, и то, не уверен, что хватило бы на все.

Рассказала подробно об американских родственниках, которых никогда не видела, о семье (ее мама из дворян). Образования высшего нет, но в общении интеллигентна, проста и очень приятна. Я увидел образец того, каким бы я хотел быть в таком возрасте, если вдруг доведется дотянуть. Попросил разрешения ее сфотографировать, она не отказалась, но, как выяснилось, я забыл аппарат. Фотографировал ее сын на телефон, обещал переслать. Все блокаду оставалась в Ленинграде. Мать (родная сестра американки) осталась в России и никогда не желала уехать, хотя родственники звали, настаивали. Так и умерла она в блокаду от голода, на руках у дочери. Дочь (с которой я и беседовал) была верующей, но комсомолкой, активной, хотя, как говорит, без энтузиазма. Вызывали в НКВД по поводу переписки с американкой, но ничего зазорного в этом не нашли. Во время войны получала письма, в которых некоторые места были зачернены цензурой, но тоже неприятностей не было. Осталось много писем, но столько, говорит, уничтожила! - опасаясь последствий. Девичья фамилия - Джонсон, отец - немец из Риги, умер еще до войны. Мое внимание привлекла обычная тонкая школьная тетрадка, в ней были написаны стихи. На обложке имя, фамилия ее мамы и год - 1899. Маме было тогда 11 лет, и в эту личную тетрадку она записывала стихи, которые ей нравились. - Все так, как это бывает у девочек всех времен и народов. Я отсканировал немного, а надо бы - все. Это лучше чем что-либо говорит о настроении девочек конца 19-го века. Я держал в руках когда-то подобную тетрадку со стихами мамы моей сводной сестры. Это конец тридцатых, стихи и песни совсем другие, но все так похоже! В общем, было чрезвычайно интересно. Отсканировал и записал лишь малую часть того, что есть, но и с этим придется разбираться долго. Приглашали приехать еще (я, правда, напросился с самого начала). Когда разберу, попробую еще раз, но у меня уже накопился большой массив того, с чем еще надо разобраться, и время нигде не терпит, народ уже очень старый.


Рецензии