Память

 Память интересная штука-пока молод, она держит нас в настоящем. Редко вспоминается прошлое. Может потому что багаж прошлого мал?
А с возрастом груз прошлого начинает давить, и всё чаще вспоминаются яркие моменты детства, юности.
Мои ранние детские воспоминания начинаются лет с четырех, и почему-то чаще всего вспоминается деревня и мои крёстные родители.
Хорошо помню крёстного-невысокого роста, худощавый, седовласый с лысиной, с русским именем Василий. Очень живой, постоянно в движении. Руки у него были золотые. Помнится, однажды приезжаю к ним в гости зимой, а меня ждет царский подарок-лыжи, сделанные руками крестного. Были они замечательными, широкими, устойчивыми, надевались на валенки. Мои первые горки, первые спуски, падения и победы-всё было на них-самодельных лыжах.
Крестная-баба Сима для окружающих и Лёлька для меня(почему Лёлька? Не знаю), была женщиной крупной, по-крестьянски рукастой. Она умела всё, что должна уметь деревенская женщина.
Жили они дружно, никогда я не слышала, чтобы они спорили или скандалили.
Помню их старенькую избушку: игрушечный домишко с маленькими окошками, выходящими во двор и огород. Жильё состояло из одной комнаты, поделенной печкой и деревянной перегородкой на кухню и комнату.
В комнате в центре стоял стол, накрытый плюшевой скатертью с большими кистями(как я любила заплетать эти кисти, сидя под столом.)
В правом углу висели образа, пугавшие меня суровостью ликов На стене в большой деревянной рамке  висели фото. Никогда и никого с тех фотографий я не видела, крёстная про них не рассказывала.
По обеим сторонам от стола стояли кровати. В одном углу была резная этажерка-там были подшивки журналов.
Это было такое богатство- "Работница", "Крестьянка", "Огонек", сначала я только рассматривала картинки, позже читала рассказы, сказки. Было несколько толстых книг, среди них " Справочник иностранных слов"(зачем и откуда он взялся было не понятно, но я с интересом разглядывала чужие незнакомые буквы).
Стояла на полке ещё одна книжка- "Песенник". Он был очень старый , потрёпанный, песни в основном народные и почти все знакомые, я с удовольствием распевала во всё горло, ведь чем громче, тем лучше!.
К слову сказать, крестная была неграмотная совсем, а крестный мог расписаться и по слогам умел читать. Вечерами он надевал очки, брал в руки газету и начинал читать, смешно шевеля губами. Иногда он читал вслух, медленно, четко проговаривая слоги, потом складывая слово полностью-так первоклашки учатся читать. Это бывало, когда крестная сидела за рукоделием, что-то штопала или шила.
Мне стелили спать на сундуке, что стоял около печки, это было спальное место кота Витима, но на время моего приезда кот безропотно уступал его мне, сам же тулился рядом на коврике. Коврик тоже был замечательным-сшит из остатков ткани. Каждый лоскуток разрезан на полоски и пришит. Получился лохматый цветной коврик, очень мягкий и уютный. Сундук был большой, в нем лежали вещи, бельё.
Я всегда с нетерпеньем ждала момента, когда крёстная его откроет. Из сундука всегда вкусно пахло земляникой, крёстная перекладывала вещи земляничным мылом, чтобы моль не заводилась.
А на крышке сундука, с внутренней стороны было приклеено много красивых картинок, было интересно их разглядывать.
Вот и вся комната.
В кухне стоял стол, а под столом зимой жили куры с петухом и,рано утром петух горлопанил во всю глотку, поднимая не только своих подружек-несушек, но и нас.
Свет в доме был только до 10 часов вечера, потом свет гас и, если ещё не ложились спать, то зажигалась керосиновая лампа.
Комната, погруженная в полумрак становилась таинственной и страшной-по стенам метались огромные тени, из угла сурово смотрели образа. Я спешила скорее занять своё спальное место и не высовываться до утра.
Выключателей не было. На потолке на проводе висела простая лампочка и, крестный просто слегка выворачивал её из патрона, лампочка тухла.
Телевизоров не было, зато передачи по радио(называли его "репродуктором") шли весь день, начиная с шести утра.
Репродуктор-это такая черная круглая тарелка, висела на стене. В центре деревни на уличном столбе тоже было радио-громкоговоритель, но оно работало только по праздникам или по знаменательным датам. На выборы, государственные праздники из него звучала музыка, марши, произносились лозунги и здравицы.
Воду для приготовления пищи носили с речки, а вот для стирки, купания пользовались дождевой водой, а зимой топили снег.
Вместо мыла крестная кипятила золу, отстаивала, получался «щёлок»(так она говорила).Этим щелоком стирали и голову мыли.
Запомнилось мне, как мы с ней на речке бельё полоскали.
Крестная стоит в лодке, привязанной у берега, одной рукой держится за край лодки, а другой полощет белье. Северная река холодная, вода ледяная, руки у крестной становятся малинового цвета, но она полощет и полощет.
Моя задача «выбелить« льняные полотенца.
Я их кладу на камень и специальной палкой начинаю колотить-отбеливать. Прополосканное и отбеленное бельё складываем в тазы, ведра и несем назад. Во дворе натянуты веревки, на них и развешивается белье. Потом веревки подпираются рогатинами, которые не дают им провиснуть. Белье, как белые флаги, трепещет и развевается на ветру. Рабочую одежду развешивали на тыне.(Тын-это такой забор из кольев, оплетенных прутьями.)
Высушенное белье надо было погладить, прежде чем убрать в сундук.  Процесс этот был тоже очень интересным для меня.
По причине моего малолетства мне доверялось гладить только полотенца.
Это сейчас просто-включил утюг, погладил, убрал.
Гладили специальным приспособлением, состоящим из двух деревянных изделий, назывались они-рубель и валёк. Работали ими одновременно.
Рубель-это деревянная доска, на которой вырублены поперечные полоски, чтобы катать белье.
Валёк(может правильно валик, но крестная говорила «валёк»)-это круглая палка. На неё наворачивали полотенце, простыню и рубелем катали.
Утюг тоже был, но не электрический, а угольный. На задней стенке у него была дверца, в неё засыпали горячие угли, утюг нагревался и ми гладили. Я любила раздувать угли-изредка мне разрешалось это делать. Какой же он был тяжелый!
Утюгом крестная гладила только выходную одежду платья, рубашки.
Жили мы в Сибири, там вечная мерзлота, земля прогревалась летом не больше, чем на 1 метр.
Так вот-было у крестной во дворе замечательное сооружение-ледник, своеобразная морозильная камера.
Там хранились продукты для длительного использования-мясо, рыба. Зимой, когда река вставала, крестный рубил лед и возил в ледник, лед там не таял до конца лета В августе ледник открывали, просушивали, готовили к зиме.
Вместо холодильника использовали ямки. Во дворе в земле выбирали землю ступеньками до мерзлоты. На ступеньки ставили кастрюльки, банки-всё, что надо было сохранить день-два. Сверху ямка прикрывалась досками, чтобы никто не упал.
Насколько был тяжелым быт моих крестных, я осознала уже будучи взрослой-ни воды, ни центрального отопления.
Жили они на берегу реки Витим, так вот река и поила, и кормила, давала дрова и испытывала на прочность.
С весны до осени по реке сплавляли лес. Плоты шли большими связками, часто связки рвались, плоты рассыпались. Крестный багром ловил одиночные бревна, сушил их на берегу, ошкуривал. В итоге из этих бревен построил добротный дом. Сам, один. Главной помощницей была крестная.
Часто думаю:
»Как ? Не имея образования, без каких-то там чертежей-планов, без прорабов и мастеров, как? Откуда в сухоньком деревенском мужике такие познания? Откуда это умение?»
Всё, за что бы ни брался крёстный получалось ладно и красиво, крепко и надёжно.
В новом доме была большая комната с четырьмя окнами, высокие потолки.
Были кухня и столовая .Куры уже не жили под столом, а жили в тёплой стайке.
Добротная печь была с духовкой для выпечки пирогов.
К сундукам добавились платяные шкафы, диванчик в столовой и большой круглый стол.
По вечерам было уютно посидеть в столовой.
Свет уже подавали не от движка, а электричество подавалось от ГЭС круглосуточно.
Крестный читал, крестная рукодельничала, я играла.
Игрушки у меня были тоже  необычные, не покупные.
Крестная делала мне куклу мотанку из своего платка и клубка пряжи,  лучше этой куклы не было ничего.
В играх принимали участие флаконы из-под духов и одеколонов, крышечки, баночки. Часто в роли ребенка выступал кот Витим, безропотно подчинявшийся моим требованиям.
Самые тёплые и светлые мои воспоминания.

 


Рецензии