Советское посольство России - пролог

Что-то взгрустнулось, и решил я повспоминать всякие забавные истории, которые случались со мной во время работы в посольстве в Лаосе. Буду их здесь понемножку выкладывать - а вы хотите читайте, хотите нет. Назову эту серию «Советское посольство России». Тут дело вот в чем.

Примерно через год после моего приезда Советский Союз был развален группой вступивших в преступный сговор секретарей обкомов. У меня до сих пор лежит видео, где я молоденький перевожу лаосским гостям на церемонии спуска  в посольстве советского флага и подъема российского.

А в посольствах есть такие дежурные коменданты, задача которых - открывать и закрывать двери и ворота. «Работа, требующая самоотречения», и попадают на неё в основном бывшие военные, имеющие блат в соответствующих мидовских службах. Откуда они этот блат берут - неизвестно, пути блата неисповедимы.

Я, например, был первый ученик по лаосскому, но на единственную вакансию в посольство взяли другого мальчика, который за год до этого мудро вступил в кандидаты в члены партии и женился на дочке заведующей одной из кафедр нашего славного МГИМО. Однако папе моему (пусть ему будет хорошо на небе) удалось через еврея-аспиранта выйти на азербайджанца-генконсула в Алеппо (да будут благословенны эти люди - как минимум, одного из них тоже уже нет)  и удивительным образом организовать для меня второе приставное место в посольстве, за что многие меня там сразу возненавидели, хотя я ничего ещё не сделал, только вошёл.

Отвлёкся. Одна из задач комендантов, помимо нажимания кнопок дверей и ворот, была брать трубку и говорить «Советское посольство слушает» - а потом переводить звонок на дежурного дипломата.  После «перемены времён» им объяснили, что надо теперь говорить «Посольство России слушает». Большинство быстро научилось, но один прапорщик с Украины до конца своей командировки бодро, по-военному кричал «Советское посольство России слушает!»

Ещё, помню, маленький сынок этого коменданта утопил в ведре попугая, приготовленного для перевозки на Родину с целью спекуляции (попугаев для этого накачивали демидролом). Мальчику же было просто интересно, сколько проживёт попугай под водой - что тут такого. Но мать в отчаянии от краха надежд на барыши порола его во внутреннем дворе посольства: «Будешь так ещё? - Нееееет... - Говори: клянусь сердцем матери».

О коммерческой деятельности в посольстве - в одной из следующих серий. Да, забыл сказать, я тут буду впрямь записывать не мудрствуя лукаво, ничего не выдумывая.

Разумеется, название «Советское посольство России» замыслено со вторым дном - впрочем, очевидным. Это были, конечно, ещё советские нравы и советские люди - и чем дальше (а прошло 30 лет), тем яснее становится, что ничего плохого в этом нет. Многие из них как бы и остались в тех временах - особенно, конечно, карьерные дипломаты, продолжившие, в отличие от меня, ездить по посольствам (четыре-пять командировок = жизнь). Говорю это, кстати, безо всякого уничижения или ёрничания, потому что с тех самых пор и дипломатов, и их работу очень уважаю.

Вот в первый путч (девяносто первого) я был в отпуске в Москве - как и посол Грудов (имена подкорректировал). О нем - в следующих сериях, скажу лишь, что ему сильно повезло, поскольку был он комсомольско-партийный деятель из Сибири и очень гордился своей дружбой с вице-президентом, а потом главой ГКЧП Янаевым. Так что не окажись Грудов в отпуске, точно устроил бы в посольстве шоу в поддержку ГКЧП и его миссия на этом бы завершилась.

А так на хозяйстве в качестве Временного  Поверенного остался советник-посланник Херувимов - тихий карьерный дипломат-вьетнамист. 19 августа он под флагом поехал к министру иностранных дел Лаоса и сделал заявление, что в СССР приняты меры по восстановлению конституционного порядка, создан ГКЧП, призванный..., ибо-ибо. Министр довольно кивал головой (это мне пересказывала коллега, переводившая на встрече) и потом ответил, что, мол, мы одобряем, что давно, мол, пора, а то у вас с этими перестройкой и гласностью все вышло из-под контроля.

22 августа Херувимов под флагом снова нанёс визит министру, проинформировав, что путчисты разгромлены и конституционный порядок восстановлен. Министр выслушал молча. Трудная работа у дипломатов.

Засим до связи.

#советскоепосольствороссии


Рецензии