Мичман с фрегата Аврора

                МИЧМАН  С  ФРЕГАТА  «АВРОРА»

Бывший  мичман  Николай  Алексеевич  Фесун, служивший  на  фрегате  «Аврора»  в  дни  обороны  Петропавловского  порта, выделялся  среди  гостей, приглашённых  на  церемонию  закладки  на  стапелях  верфи  Нового  Адмиралтейства  трёхвинтового  крейсера  1  ранга, состоявшуюся  23  мая  1897  года. Будущий  корабль  решено  было  назвать  в  честь  парусного  фрегата  «Аврора».
Убелённый  сединами  старый  моряк  держался  молодцевато, с  большим  интересом, привыкший  всё  узнавать  первым, внимательно  следил  за  происходящим. Во  взгляде  черных  блестящих  глаз  чувствовалась  решительность  и  непреклонность  человека, прошедшего  нелёгкий  жизненный  путь, повидавшего  столько, что  этого  хватило  бы  на  несколько  жизней.


Он  вспомнил  свой  трёхмачтовый  фрегат  «Аврора», послуживший   флоту  36  лет, и  те  августовские  дни  1853  года, когда  почти  совпали  два
 события  его  молодости – получение  первого  офицерского  звания – мичмана  и  отплытие  корабля  из  Кронштадта  в  кругосветный  вояж  на  соединение  с  эскадрой  адмирала  Путятина  для  охраны  дальневосточных  рубежей  России.
Какое  это  было  замечательное  время, и  ему  - 19 – летнему  казалось,  что  перед  ним  открываются  дороги  в  мир, но  всё  оказалось  гораздо  прозаичнее.

Плавание  «Авроры», длившееся  несколько  месяцев, стало  тяжёлым  и  полным  лишений  для  команды  корабля. С  целью  пополнения  запасов  провизии  и  воды, предоставления  изнурённым  морякам  отдыха, командир  «Авроры» - капитан – лейтенант  И. Изыльметьев  решил  бросить  якорь  в  перуанской  бухте  Кальяо. Русские  моряки  ещё  не  знали, что  они  станут  заложниками  в  связи  с  обострившимися  отношениями  России  с  Англией  и  Францией.
Оказавшись  по  сути  пленниками  англичан  и  взятые  под  охрану  фрегатом  «Президент», «авроровцы» решились  на  дерзкий  план – пользуясь  туманом  и  усыпив  бдительность  стороживших  их, покинуть  рейд. Предусмотрели, казалось  всё: чтобы  заглушить  топанье  ног, команда  сняла  обувку, шпиль  на  баке  устлали  пеньковыми  матами, даже  время  пока  будет  держаться  туман  установили  по  примеру  прошлых  дней, в  случае  неудачи  решили  драться, вплоть  до  абордажа.
Благодаря  слаженным  и  старательным  действиям  исполнительных  моряков  «Авроры»  всё  получилось. Бесшумно  гребные  катера  отбуксировали  корабль  через  портовые  ворота. На  весь  путь  по  рейду, подъём  катеров  и  постановку  парусов  ушло  всего  лишь  полчаса. Вскоре  фрегат  уже  разрезал     океанские  волны, покидая  берега  Южной  Америки, устремляясь  на  северо - запад   к  далёким  рубежам  России.
 

Помнится, как  он  и  другие  молодые  офицеры  фрегата  сгоряча  сетовали  на  командира, что  тот  без  боя  с  английским  фрегатом  увёл  корабль. Переход  через  Тихий  океан  на  самом  деле  оказался  самым  трудным  испытанием  для  «Авроры». Избежавшие  постыдный  плен, моряки  заболели  цингой, не  пощадила  она  командира  и  корабельного  врача. Потрёпанный  штормами  фрегат  дал  течь, и  откачивать  воду  становилось  всё  труднее. Ближайшим  портом  на  пути  оказался  Петропавловск – на – Камчатке. За  два  месяца  и  шесть  дней  «Аврора»  прошла  от  Кальяо  девять  тысяч  миль.
На  родине  «авроровцы»  узнали  о  официальном  объявлении  войны  с  Англией  и  Францией. Так  фрегат  вместе  с  малочисленным  камчатским  гарнизоном  стал  защитником  порта. Вместе  с  транспортом  «Двина»  корабль, прикрываемый  двумя  батареями, обеспечивал  защиту  морских  ворот  и  подступов  к  городу. С  «Авроры»  были  сняты  орудия  правого  борта  и  установлены  на  суше.

Мичман  Фесун  принимал  самое  непосредственное  участие  в  сражении  с  союзной  англо – французской  эскадрой, состоящей  из  семи  боевых  кораблей, имевших  впятеро  больше  артиллерии, чем  защитники  Петропавловска  и  втрое  превосходя  камчатский  гарнизон  по  количеству  людей.

Словно  как – будто  произошедшее  недавно, перед  глазами  мичмана  вновь  пронеслись  моменты  жестоких  боёв: разрывы  бомб  на  батареях, клубы  порохового  дыма, изломанные  ядрами  борта  вражеских  кораблей, остатки  разбитого  рангоута  в  бухте, множество  убитых, раскиданных  на  песчаном  берегу.
Защитники  Петропавловска  не  дрогнули, мужественно  и  храбро  сражаясь, они  вынудили  врага  снять  осаду  и  бесславно  уйти.

Через  два  года  после  героической  обороны, когда  и  в  Севастополе  завершилась  компания, «Аврора», обогнув  мыс  Доброй  Надежды, вернулась  в  Кронштадт.

Николай  Алексеевич, как  представитель  поколения  моряков  парусного  флота, прекрасно  понимал, что  эпоха  дальних  плаваний  парусных  кораблей  на  исходе, а  на  смену  им  начинается  новая  эпоха  парового  флота. Радость  переполняла  его, как  свидетеля  рождения иного  корабля,   броненосного  крейсера, достойного  носить  название  любимого  фрегата, корабля, который  через  несколько  лет  встанет   в  строй  и  пополнит  военно – морской  флот. Но  он тогда  ещё  не  мог  знать  того, что  новый  корабль  станет  провозвестником  революционных  событий, кораблём – реликвией  России.

Примечание:  Н. А. Фесун  (1835 – 1909), последнее  звание – контр – адмирал  получил  в  1884  году. Снискал известность, как  описатель  Магелланова  пролива  после  плавания  на  винтовой  лодке  «Морж»  в  1860 – 62  годах. Похоронен  в  Ницце  на  православном  кладбище.

12  августа  2020  года.                Вячеслав  Прытков
 


Рецензии
Можно представить, какое заслуженное чувство гордости испыиывал Н.А.Фесун, когда присутствовал на закладке тёзки своего родного корабля!
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   13.08.2020 16:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.