Три кнопки для демократии

В прошлом веке на одном предприятии (еще существует) на партийной конференции, понятно какой партии (уже не существует), решили провести эксперимент с электронным голосованием. На носу было подобное мероприятие районного масштаба, надо было все опробовать.

Долой бюллетени, долой время, затраченное на подсчет голосов. Три кнопки: “за”, “ против”, “воздержался” – и все высвечивается на табло. Причем сразу. Никаких подтасовок, никаких сомнений, никаких ненужных вопросов.

Дело было новое, однако надеялись на партийную дисциплину и божью помощь. Но что-то пошло не так.

Причем сразу.

Если раньше за открытие конференции поднимали мандаты и голосовали единогласно, то в этот раз двое воздержались, а десять человек вообще проголосовало против.

Зал оживился.

За утверждение повестки цифры изменились. Воздержалось уже девять, против повестки проголосовало двадцать один. В зале появился гул. Делегаты оценили электронный вид голосования.

Парторг расценил это как сбой в системе и волнением участников.

И пошло мероприятие своим чередом по накатанной колее по отработанной схеме и до боли замученным сценарием. Но разнообразие, острота момента и предчувствие нешаблонной концовки витали в воздухе и щекотали нервы, как организаторам, так и делегатам конференции.

Стали выбирать членов парткома (вот вам игры в демократию). Голосовали не списком, поименно.

На электронном табло загоралось пламя бунтарства.

Голосуют по кандидатуре парторга – половина против (парторг готов был перегрызть кабель). Голосуют по директору: “за” половина плюс ещё один (директор потом в такой же пропорции получил акции завода), остальные против.

А делегаты в азарт вошли. Это надо же. Самое главное, ничего за это не будет. Всех членов конференции не расстреляют. Не то время.

За председателя профсоюза проголосовало только десять человек. Ровно столько, сколько сидело в президиуме.

Вот парторгу как раз было жаль, что не то время (конечно, всех стрелять он не думал, но самому застрелиться хотелось).

Можно было еще “сохранить лицо”, свалить все на технику и провести конференцию повторно, в обычном порядке. Но за закрытие конференции проголосовали все единогласно. Без всяких сбоев.

Районную партийную конференцию проводили уже без экспериментов, с нужным подсчетом голосов. Прошло все тихо, чинно, благородно.

Остается только догадываться, какой был бы цирк, если собрание было не партийное, а трудового коллектива завода. Тут бы все припомнили. И отсутствие товаров, и продуктов питания, ну и, конечно же, талоны на водку.
Цифрами бы выразили свое отношение к происходящему. А цифры иногда бывают красноречивее всяких слов.


Рецензии