Валера. Краденая икона

-  В конце 90-х  у нас в Болгарии такое творилось! – рассказывал  Валера. -  Обнищание в стране:  предприятия, которые на Советский союз работали, развалились.  Люди без работы,  без денег, везде бандитизм. Помню, как бандиты остановили в Софии машину посла одной из азиатских стран, посла за шкирку выкинули из машины, сами сели и уехали. Разруха, нищета, бесправие!  Что здесь было! Ужас!

Валера  говорил по-русски с акцентом, но довольно хорошо, потому что жил долгое время в Киеве.  В школе он тоже проходил русский язык, но именно, что «проходил». Рассказывал, что в старших классах в него влюбилась молодая учительница русского языка и ставила ему пятёрки, хотя он ничего не учил. Если верить его рассказам, в него влюблялся весь женский пол. Он и женился в 16 лет, потому что девушка забеременела, ещё моложе его.

  -  И вот пришли ко мне однажды ночью знакомые бандиты, – продолжал он свой рассказ. - Я с ними не участвовал в их делах, но знаком был. Стучат ночью, я открыл, а они суют мне какую-то картину, в тряпки замотанную, и говорят: «Спрячь это, мы потом заедем, заберём, сейчас за нами погоня. Только тебе можем здесь это  доверить,  больше некому». Быстро в машину – и уехали. Я понёс свёрток  на кровлю и засунул   под старый хлам.  Утром пошёл посмотреть при дневном свете, что там такое – открываю, смотрю –  а  там икона Николая Угодника! Запрятал я её подальше, чтоб мать не наткнулась. Она у меня верующая, а икона-то ворованная, грешно это. Много икон в то время в храмах крали и перепродавали.
Вскоре узнаю, что в Ресиловском женском монастыре, который у нас  на горе,  икона   Николая Чудотворца пропала. То она и была у меня на кровле. Что делать с ней – не знаю, отнести туда не могу.  Придут бандиты, спросят – надо отдать. Проходит время, никто не идёт за иконой. Потом узнал, что посадили их. За другие дела, за грабёж какой-то, а может и за убийство.

Ну,  я  всё больше в Софии живу, бизнес у меня, к матери только в выходные приезжаю. Дела меня закрутили, денег много пошло. Стал по заграницам ездить, гулять, время в ресторанах проводить. Пил много, пью-пью и, кажется,  не пьянею. Машины дорогие у меня. Однажды после ресторана пьяный мчал ночью по городу и в столб врезался. Машину покорёжило, а я ничего, жив остался.
Как-то выпил коньяка бутылки две, наверное. Что удивляешься, не веришь? Я и по 3 литра мог выпить! Бывало,  со мной бизнесмены по делу разговаривают, и одно коньяк  подливают, думают, что я сейчас спьяну подпишу все бумаги на их условиях, а я пью, но голова чётко работает, вижу, где они меня обдурить хотят.  Так вот, выпил как-то и засмотрелся на храм, а над храмом лик Господа, и смотрит на меня Господь с таким укором, но в то же время и с любовью неизреченной! У меня сразу весь хмель слетел! Как стыдно мне стало за свою жизнь непутёвую! И давал я Господу обещание, что  изменю свою жизнь.

А тут в 2007 году  наш, болгарский, Патриархат решил передать в Россию мироточащую икону Николая Чудотворца, которая была из России привезена много лет назад. Собирали группу бизнесменов, и мне предложили поехать. Приготовили  эту икону патриарху Алексию, ещё он тогда был, оклад золочёный сделали.  А по ней прямо масло течёт! Никогда такого не видел! Чудо такое. Я как увидел, так в моей душе, кажется, что-то произошло. 
Приехала наша делегация в Москву, передали икону торжественно. Кормят нас, поят, принимают, как дорогих  гостей. И должна быть встреча со старцем Илием.  А я вечером не сдержался и опять напился! Тут утром встреча со старцем Илием предстоит,  а от меня перегаром несёт! Приехал я на встречу и боюсь к старцу подойти. Столько вопросов у меня к нему было, а мне стыдно за себя. Старец такой светлый, маленький, седой, а я – здоровый  дурак. Смотрю я на него и вдруг подумал, что у меня ещё будет с ним встреча, но совсем при других условиях, что я с ним ещё поговорю, но совсем  в другой обстановке.

И когда во мне уже произошла эта перемена, когда Господь заставил меня  измениться и покаяться, тогда я нашёл на кровле  спрятанную икону Николая Угодника, посмотрел ему в глаза, и отнёс икону в Ресиловский монастырь, откуда её и украли.
Я спросила, как он объяснил, откуда у него икона. Он ответил, что принёс икону в прихожую монастыря, никого не встретил, просто поставил её на стол и ушёл. Потом уже от людей услышал, что икона Николая Угодника вернулась в монастырь. И позже, когда там много раз бывал, каждый раз видел её и молился пред ней.

Много событий прошло с момента того рассказа. Валера отсидел в тюрьме, умерла его мама, он вернулся и решил уйти в монастырь на Афон. Перед уходом он крестообразно помазал мне лоб и руки каким-то священным маслом, привезённым им с Афона, и сказал: «Больше с тобой не встретимся». Я не придала значения этой фразе. И ведь не встретились же больше! Около четырёх лет он прожил на Афоне, побывал  и в Иерусалиме, и в пещере Иоанна Богослова на острове Патмос, и в Грузии в святых местах. И в Болгарию приезжал неоднократно,  со всеми знакомыми виделся, но та моя  встреча с ним была  последней.  А со старцем  Илием он и правда встречался в Пантелеймоновом  монастыре на Афоне, когда старец туда приезжал, и разговаривал с ним, и, может быть, рассказал ему о том случае, когда в Москве стеснялся к нему подойти из-за того, что (даже странно такое представить) был пьян.


Рецензии