Русские фантазии

Мне нравится Россия, как может нравиться нечто, если смотреть на него издалека. Я живу в Санкт-Петербурге, редко выезжаю куда-либо. А Петербург и Москва - не Россия, с этим, кажется, даже никто и не спорит. Однако, такое утверждение в точности повторяет слова президента Кучмы, который сказал однажды: "Украина - это не Россия". Результаты раскрутки этого простого тезиса мы в полной мере наблюдаем сейчас.

Что же тогда - Россия? - Может быть, Чечня, Чукотка или Татарстан? - Едва ли. Рязань, Архангельск, Вологда? - Может быть, но сомневаюсь, что что-то из этого можно надежно и однозначно отождествить с понятием "Россия". Если никак не получается отождествить государство с чем-то конкретным и понятным, то следует сделать еще один шаг и признать, что России нет, и никогда не было. Это фантом, мечта, совокупный образ, который получится, если собрать его из книг, кинофильмов, стихов, песен. Это достаточно приятный образ, однако имеющий слабое отношение к тому что было или что есть. И все-таки, нет желания, чтобы мечта по имени Россия вдруг исчезла.

Недавно обратил внимание на понятие "русский" (не знаю, говорил ли кто-нибудь еще об этом). Так вот, есть англичанин, итальянец, поляк, еврей..., - все это существительные, а "русский" - прилагательное! Существительное обозначает предмет, сущность, а прилагательное только определяет разные сущности. Так что же, "русский" - лингвистический казус? - Нет, - социокультурная реальность. Русский башкир, русский грузин, русский татарин, - кто угодно может быть, хоть немец или эфиоп, это не будет звучать абсурдно. "Немецкий русский" - не звучит, а русский немец - нормально. "Русскими" в имперской России были все православные, а заграницей русскими считали все народы, перечисляемые после слов "Мы, Николай Второй, Император...". В этом смысле, украинцы до 91-го года были русскими. Они сейчас чураются этого имени, и напрасно. Вместе с названием могли бы принять как свою собственную всю русскую культуру, а она многим нравится. Они же принимают свою растворенность в общем выборочно, - все хорошее в России и в Советском союзе создано стараниями их земляков, а все плохое всегда шло из Москвы. Уж не знаю, различают ли они Москву и Петербург, ведь большую часть их истории "все плохое" шло из столичного Петербурга...

Итак, получается, что "русский" - это тот, кто затрудняется назвать свою действительную национальность - по причине сильного смешения, либо по утрате корней. В этом смысле, национальность "русский" не существует. Интересно, что пару лет назад я сделал тот же вывод из совершенно других оснований (текст "Наследие Золотой Орды"). "Русское" - не национальность, не государство, это некое культурное сообщество, к которому подходит название "Русский мир", хотя я не очень знаю, что подразумевают под этим люди, продвигающие данный проект.

Есть государство, которое пытается воплотить эти фантазии. Границы размыты, сущность России тоже размыта. Такое состояние вполне соответствует еще одной давней русской фантазии: "Россия - это Третий Рим".

Казалось бы, все хорошо, логично, но есть еще такая страна Америка, где тоже не видно "национального". Американский немец, итальянец, негр, - любой может быть американцем, сохраняя свои национальные черты и традиции. Получается еще один претендент на "Третий Рим". Но в Америке нет таких фантазий, американцы прагматичны, и потому де-факто следует признать, что центр "Третьего Рима" сейчас располагается там, за океаном.

Согласно сложившимся стереотипам, русские непредсказуемы, действуют порывисто, неожиданно, и необдуманно. Очень удачным был бы брак с расчетливо-продуманно-германским, в котором противоположное слилось бы в полубезумном и полуосознанном экстазе. Мы бы рады, но насильно мил не будешь, а брак по расчету все как-то не получается. Вот, сестренка наша, Украина, влюбилась, стала бредить европейской мечтой, готова отдаться вся, без остатка, - берите, я ваша. Ее, безумную, так просто не остановить. Хорошо, если там вспомнят о рыцарских правилах и будут вести себя с ней как с приличной дамой, закрыв глаза на ее прошлое. А то ведь могут и бросить...

Однако, в политике, в межгосударственных отношениях нет и не может быть любви или ненависти, - только расчет, холодный и рациональный. Побеждает тот, кто умеет считать. Да здравствует экономизм! Экономист - антипод иррационального поэта. Германия - обитель экономистов, Россия - страна поэтов.

21.05.2014


Рецензии