Сплошное чувство

«Красные рыбки» Анри Матисса нарушали все правила классической живописи. Скособочена перспектива, никакой светотени, а главное -какая невоздержанность цвета! Цвета бросаются на зрителя, будто звери, и делают с ним, что хотят! И вообще, это уплощение, упрощение изображаемого до примитива! Конечно, сии характеристики не про «рыбок» в частности, а в целом, о всем творчестве Матисса и его друзей, которое критики искусства начала 20 века восприняли в штыки, обозвав на одной из выставок художников фовистами - дикими.

Анри никогда не гонялся за скандалами, как потом это будут делать его большой друг Пикассо и Дали. Он, уравновешенный и задумчивый, всегда искал гармонии, возможности избавиться от формы с помощью чистого цвета, и, похоже, что-то нащупал, раз получил такую звонкую реакцию. Впрочем, ему было всё равно, а московский купец Сергей Щукин, испугавшийся поначалу ора критиков, приобрел-таки у Матисса заказанные ранее «Танец» и «Музыку», прислав ему вместе с деньгами покаянное письмо и приглашение посетить Москву. Художник откликнулся и написал для Щукина еще и «Красных рыб», которых я так люблю.

Для меня искусство Матисса живое, по-детски искреннее в своем стремлении отобразить изменчивый мир, оно - сплошное чувство. А еще это память. Матиссовские «рыбки» напоминают мне о времени, когда мы держали меченосцев и гуппи, когда пили чай под виноградником, когда были живы бабушка, дедушка, папа, когда все казалось чистым и светлым, а каждый день приносил почти всегда только радость.


Рецензии
И правда, сплошное чувство - настоящие волшебные золотые красные рыбки:)

Кима Кишиневская   25.11.2021 19:51     Заявить о нарушении