Мама сказала, или Мажой ралли...

Это маленькое чудо произошло в Горном Алтае.

До землетрясения 2003г., пока ещё не засыпало дорогу, учебные сборы МЧС проходили в долине реки Мажой.

Максимально приближенный базовый лагерь, позволял охватить обширный горный район для альпинистской подготовки, и повышения квалификации спасателей.

Маашей, Каракабак, цирк Шавлинских озер. О красоте этих мест говорят названия вершин; Сказка, Мечта, Красавица!

Моей внедорожной фишкой в тот период была заброска водников на слияние истоков Шабаги через горное плато Ештыкёль, оно же Моховое, оно же преревал Орой.

Шабага в большую воду пригодна для сплава на каяках, это правый приток р.Шавла.
На туристическом слэнге такая автозаброска называется - колёсами в воду...

На своём шишарике день через день, а то и ночью, я регулярно барражируя мимо базового лагеря МЧС с их КАМАЗами, всегда останавливался попить чайку, привозил по просьбе особо жаждущих различные напитки и деликатесы на закусь, и просто общался, слушая песни под гитару у костра...

В один из таких моментов спасатели познакомили меня с Андреем. Он с трудом передвигался на одной руке и ноге, и еле-еле выговаривал несколько слов.

Они привезли его с собой из Красноярска, пояснили кратко: погранец, геолог, дтп, инсульт, кровоизлияние в мозг, спасительная операция, но частичная парализация...
Волевой, неутомимый, жизнелюб, любит горы, и утверждает, что обязательно совершит ещё не одно восхождение.

Я сказал хоп, чем смогу - помогу, и объяснил место своей дислокации...
С тех пор, в течении нескольких лет, Андрей на недельку-другую становился моим штурманом.

Сначала я немного подсаживал его и кое-где поддерживал, но ввиду экстремальных условий, не всегда получалось уделить ему должное внимание, и постепенно он научился сам забираться в кабину несмотря на "отключенную" ногу и руку.

Речь его стала более внятной, но всё чаще я понимал его вообще без слов...
А вскоре не я ему, а он мне начал помогать и словом, и делом!

Из-за завалов после землетрясения шавлинская заброска удлинилась на 60км.
Появился объезд по скотогонной тропе времен СССР. Добавился интересный брод через Мажой, который из-за мощного потока, и отсутствия диагональных вариантов проезда приходилось торпедировать перпендикулярно на максимально возможной скорости.

Зрелище эффектное!
По большой воде газик почти весь нырял под воду, а т.к. группы в основном были водные, то, как правило уже в этом месте выставлялась страховка на живца, включались радиостанции, пристреливались "морковки"...

Дальнейшее передвижение проходило по "гималайской системе", одни налегке уходят вперёд и вверх, мы остудившись их обгоняем, пока ждем уходят другие...и так по кругу до упора...

Один раз Андрей попал на заброску группы из 28 человек.
К броду подтягивались двумя отрядами, половина на авто в окружную, другая половина налегке маршброском ~8-9км. от Менки (старая плотина на р.Чуя).
 
Всё прошло нормально.
Переправились, соединились, но темп предполагался жесткий, и я скрепя сердце, безапелляционно высадил Андрея именно в том месте где мы с ним познакомились!

У него была палатка, спальник, котлы и всё необходимое для жизни. Но несмотря на это в глазах его мелькал какой-то, то ли страх, то ли упрек...
Но так было более безопасно для него.
Все его подбодрили, а я сказал; - Бог с тобой!
И пообещал, что к вечеру вернусь...

На моё удивление и успокоение, на обратном пути, ещё спускаясь с перевала в долину реки, я увидел приветливый дымок...

Палатка идеально установлена, сварен обед! Суп, второе, компот!
Кто бы мог подумать... Но вскоре подумать нам пришлось вместе.

Погода начала резко портиться, и наши планы пройти брод утром по малой воде были похерены т.к. налетел ураганный ветер с дождём!

Быстрый сбор, подготовка машины, и старт. Привычный нырок в пенящийся от ливня Мажой... Кабина ушла под воду!
Фары высветили дно... Красиво!
Выехали на противоположный берег чуть левее накатанной колеи, сбило мощным течением. Но передок уверенно зацепился за каменистый грунт и вырвал нас из бурлящего потока...

За бортом уже темно. Шквальный ветер валит деревья, гром и молния нагоняют мандраж!
Впереди подъем с местами в 45-50 градусов, и крутыми поворотами на 180, в которые с одного "тычка"  и не вырулишь...

Эта дорога почти моя ровестница.
Срезку эту делал совхозный бульдозерист из Чибита в начале 70х годов. Остов его бульдозера до сих пор валяется в кювете, периодически притягивая к себе в компанию различные джипы...

Ждать погоды бессмысленно, всё равно придётся пропиливать упавшие стволы.
Дежурной бензо-хускварны тогда в авто ещё не было, и "Дружба2" компактно занимала почетное место за сидением.

Впереди крутой подъем, и поваленные деревья... Сколько их было? Пять, семь, десять... Не помню! Машина стоит на скорости и ручнике, горят фары и "луна"... Андрей в кабине, я пилю, подъезжаю к следующему "шлагбауму", снова пилю... Всё на автомате. Привычная мужская работа, пули не свистят, мин нет, жить можно, и нужно!

Одно дерево пружинит и придавливает мне ноги. Двуручка, сделав такой музыкальный звук - ПАУУ - отлетает в сторону...
Всё обошлось. Подкопал руками сначала одну, потом вторую ногу, вытащил их, и со злостью столкнул эту деревяху в пропасть...

Андрей в это время что-то кричал мне из кабины, но я не расслышал... Подхожу к нему, он уже почти вылез, и ухватившись за поручень висит на одной руке...

Когда машина стоит в подьем, не каждому здоровому то легко удаётся из неё выбраться, дверь норовит закрыться, а земное притяжение опорную ногу отправляет мимо ступицы...

Впихиваю его обратно, и сам запрыгиваю в уютную, и почти уже родную кабину. Пауза...
Андрюха, что будем делать - спрашиваю я...
Снова пауза...
Андрей, как обычно, чуть заикаясь, начинает говорить: - Мм..Ма..Ма Сс..Ска..Зз..За..Лл..Ла Сс..Сна..Чч..ала Нн..Надо Уу..Ус..Пп..По..Кк..Ко Ии..ться...
МАМА СКАЗАЛА СНАЧАЛА НАДО УСПОКОИТЬСЯ!
После этих слов, как после волшебного заклинания затих ветер, закончился дождь, и я нашёл за сидением завалившуюся эНЗэшную чекушку... 
И настало такое спокойствие и умиротворение...
Вот что значит МАМА СКАЗАЛА!

К рассвету мы благополучно добрались до Акташа, и вечером уже ехали на Чулышман с другой группой...


на фото: брод через Мажой


Рецензии
Моё уважение к сильным духом!
Без таких людей не было бы никаких открытий!
Упорство, смелость, свойственно сильным людям!
Андрей именно такой человек!
Спасибо Костя за рассказ!
Вдохновения и оптимизма!
С уважением! Нина.

Нина Долгань   12.02.2021 15:45     Заявить о нарушении
Да, Нина, конечно, а ему и нельзя по-другому т.к. фамилия у него - Суворов!
Не раз он попадал в различные передряги в.т.ч. и со мной в рейсах...
Мы с ним не только ныряли в брода, но и буквально летали на газике! Правда он в тот раз не в кабине, а в салоне вахтовки ехал, там более комфортно, и собеседник у него там был интересный - один из местных старожил, который с малых лет накатывал с отцом дороги (колеи) в тех местах в.т.ч. в заповедных окрестностях озера Джулукуль, откуда мы как раз и возвращались с очередной заброски. Группа водников была всего восемь человек, в машине было место, и я с позволения клиентов взял кроме Андрея ешё двух рыбаков из Кош-Агача, но не только на рыбалку, а ещё и для лучшего ориентирования, т.к. поехали в ночь. Ну и мало ли что на обратном пути может случится, места то глухие...
Рыбалка в заповеднике это дело подсудное, если поймают на ловле, то по тем временам за одного хариуса штраф был 1,5т.р. А местные до сантиметра знают все извилистые границы заповедника, и особо рыбные места. Самый большой хариус которого я там поймал на удочку, был мне до колена... В этот раз то ли погода подвела, вобщем поймали мало, не смотря на то, что с нами был Русский шаман. Алтайцы так его прозвали потому, что там где он рыбачил, вся рыба сама выскакивала на берег, и запрыгивала в фляги...)) Мастеровой рукастый ремесленник, спец по сейфовым замкам, радиаторам и.т.п. короче - лужу, паяю, примусы починяю. Сергей, по возрасту в отцы мне годится. Он сел в кабину чтобы показывать грибные места. Нигде больше я не видел таких огромных шампиньонов! Некоторые экземпляры попадались размером в половину футбольного мяча! Обернувшись вокруг себя, не сходя с места, можно набрать полный картофельный мешок...
Все имеющиеся на борту мешки были наполнены под завязку, и мы довольные поколесили домой. Хоть рыбы мы поймали не много, зато грибов набрали хорошо, Их можно сушить, жарить, тушить, а на вкус, и по консистенции шампиньоны слегка напоминают белое куринное мясо.
продолжение следует.

Костя Наумов   12.02.2021 21:31   Заявить о нарушении
Нина, Вы всколыхнули воспоминания и рассказ затягивается, хотя там ничего нет особенного, просмотрели на спуске подковообразный поворот огибающий овраг(почему объясню далее), и чтобы не перевернуться, я не стал выруливать в него и тормозить, а наоборот поддал газу, и мы вполне благополучно перелетели этот распадочек, и приземлились. Конечно, Андрею досталось больше, чем нам. Во первых это произошло для него неожиданно, во вторых он не удержался одной рукой, и на какое то мгновение завис в невесомости под самым потолком фургона...
Хоть он и ушибся, но не подал вида, настоящий мужчина!
Конечно, я извинился за тот случай, в любом случае вина моя. А отвлекся я на пустые бутылки на обочине, т.к. мы с Сергеем начали их считать от перевала разделяющего Тыву и Алтай. Он рассказал, что в советское время, если улов был неудачным они с мужиками собирали бутылки по дороге на обоатном пути, и окупали заьраты на бензин. А там расстояние более 100км.
А кто-то говорит, что в СССР плохо жили...
Спасибо, Нина!
Если оформится рассказ ссылочку прилеплю здесь.
Наилучшие пожелания, и храни нас Бог!

Костя Наумов   12.02.2021 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.