Первый велосипед

Давным-давно,  в начале пятидесятых, в городе Перми, когда лето было жарким и  зимы холодными, быт непростой, зарплаты невысокими, а дети так же как сейчас бойкими и озорными. Они играли во дворах Сталинского поселка при заводе часто самодельными, вручную сшитыми куклами и выпиленными из досок ружьями. Играли в войну, Тарзана и Джейн, борьба за Знамя.
Росли среди них брат и сестра: Костя и Валя. Часто Костя, гуляя с родителями по бульвару проспекта имени Сталина, видел то дядьку, не спешно едущем на велосипеде с авоськой, раскачивающейся у руля. А то взрослого парня, спешившего по каким-то своим, ему известным делам. Он тихо вздыхал и с завистью смотрел им в след.  Иногда осмелев, Константин хватал папу или маму за руку, показывал на велосипедиста и  говорил тоскливо:
- Купите мне велосипед, а?
Ему тут же  начинала поддакивать старшая сестра  Валя, которая имела здесь свой интерес.
- Ну, папа! Костя так хочет научится кататься на велике, купите ему.
Отец сначала только отмахивался. И правда, зарплаты только хватало на питание, одежду и другие первостепенные нужды. Какой там велосипед? Когда стоил он в начале пятидесятых немалых денег, а получка советского служащего была невелика. Но просьбы детей не прекращались , особенно младшего,  любимого сына. А после того, как он увидел катающегося с ветерком  на новом велике в соседнем дворе Директорского дома знакомого Гошу  Костю ночами стали посещать вещие сны . Он видел себя на велосипеде Гоши, крутил педали и несся по двору, по аллеям Сталинского проспекта, и неожиданно взлетая на высоту четвертого этажа... просыпался. Он рассказал про это сестре Вале и они даже сходили пешком, далеко  в начало улицы Куйбышева в магазин "Спорттовары".  Брат и сестра  любовались большим зеленым велосипедом, стоящим прямо и гордо  в витрине среди лыж, мячей и коньков.
- Какой здоровский - восклицал Костя.
- А то! Ты скажи еще папе и маме  что он тебе снится ночами и у тебя началась  бессонница ,  а также  мигрень,  подучивала сестра.
Вода камень точит. И вот настал день, когда поздно вечером пришел со службы отец, громыхая и звеня чем-то в большом коридоре. Брат и сестра удивленно вышли из детской. Они  увидели в прихожей отца со шляпой набекрень и задранными рукавами. Папа держал под мышкой портфель, а правой рукой новенький черный велосипед. Ура! Восторгам Кости и Вали не было предела, они размахивали руками , подпрыгивали и хлопали в ладоши. А папа стоял  и радовался детям, а так же  себе как главному добытчику. И не мудрено, велосипед был немецкий, крутой "Диаманд".  Такой в магазине не встретишь , возьмешь  только по большому знакомству. Велосипед  был с фонарем, кожаным сиденьем и кожаной сумкой для инструмента под рамой, а ниже крепился насос , короче: полный комплект. Отец даже забыл от том, что выложил за него почти всю зарплату, целых семьсот рублей, забыв и о предстоящем разговоре с мамой. Пусть радуются, думал отец : не в деньгах счастье.
На следующее утро Костя и Валя распахнули дверь подъезда дома №10 по Сталинскому проспекту и гордо выкатили свое сокровище в большой и просторный двор. Валя помогла Косте забраться на велосипед, и поддерживая его, брат и сестра приступили к учебе вождения. Брат освоился не сразу,  несколько раз упал. А сестра постарше и половчее поехала почти сходу.  Велосипед был шикарный: с  тормозом и сеткой сзади, чтобы штаны или платье не запутались в цепи.  Не нужно было прикреплять прищепку к штанине или заправлять ее в носок.
- Умеют делать! Сказал отец  маме, выглянув  из окна кухни во двор на детей.
Детской радости не было предела. Брат и сестра гоняли по очереди во дворе, а потом освоившись, стали выезжать на зеленый бульвар проспекта. Машин тогда почти не было, и дети гоняли по обочине дороги. Соседские ребята часто просили  прокатить . И тогда Валя садила одну из подруг на багажник сзади, а другую на раму впереди.  Так они катались весело и со смехом.
Ребята разрешали близким друзьям прокатится иногда в одиночку.
Папа прибил на стене коридора два больших крючка и торжественно повесил "Диамант" у выхода из квартиры, чтобы было удобнее брать со стены, не таская через всю квартиру, потом выходить в подъезд. Мама тоже была довольна и сказала детям что бы они мыли колеса в тазике прямо у двери, не пачкая паркет.
Константин постепенно охладел к велосипеду и стал кататься реже. Валя же наоборот, хорошо освоилась и научилась нажимать на педали ,  ловко маневрировать на улице. Поэтому велопрогулки стали более длинными: сначала по Сталинскому проспекту, а потом и по улице Куйбышева . Валентина делала заезды аж до кинотеатра "Ударник" , что недалеко от завода им. Калинина. Валя крутила педали, прижавшись справа проезжей части , а мимо мелькали прохожие и дома, голову кружили запахи лета, цветов и зелени, романтика.
 И вот как-то раз она возвращалась по ул. Куйбышева из далекой прогулки не спеша крутя педали, думая о том , что скоро лету конец и надо готовится в школу: собирать портфель и школьные принадлежности. Как придя в класс 1 сентября, она расскажет подружкам - одноклассницам о новом велосипеде, и как она хорошо научилась ездить на нем. А подруги улыбаясь, будут тихо завидовать. Валя замечталась и не заметила как на повороте на полной скорости несется мотоциклист.
Визг тормозов, хрясь, трах, бах! Мотоциклист врезается в заднее колесо, и вот она уже летит через велосипед, падая на спину. Мужик на мотоцикле наконец остановился, переехав лежащий на дороге велосипед.
Он подбежал к лежащей на асфальте девочке и помог подняться.
- Ну как, ноги, руки целы? - спросил встревоженно мужик.
И видя что Валя стоит на ногах, замерев как оловянный солдатик, стал потихоньку успокаиваться.
- Да, вроде бы целы - пробормотала девочка. Она находилась в легком шоке и не чувствовала никакой боли.
- Ну вот и хорошо, домой доберешься?  - спросил обрадовавшийся дядька.
- Ддда - запинаясь, сказала растерявшаяся и плохо соображающая Валя.
Мужчина быстро вскочил на своего стального коня, завел и уехал. А девочка, подойдя к велосипеду, ужаснулась его виду . Колесо восьмеркой, сиденье оторвано, рама помята.  Она горько вздохнула и потащила велосипед домой, благо было недалеко, всего два квартала. Дойдя и позвонив в квартиру, Валя с содроганием ждала большой взбучки  родителей. Открылась дверь, и на пороге замер с открытым ртом отец. И было почему платье измято, все в пыли, на ногах и руках появились огромные синяки, волосы дыбом, на лице какие-то темные пятна и грязные разводы.  А в центре два больших испуганных глаза.  Бросив взгляд вниз на велосипед, отец наконец закрыл рот, увидев что красавец и гордость семьи "Диамант" превратился во что-то бесформенное. Короче, восстановлению не подлежал. Из кухни вышла мама и тоже оцепенела, молча созерцая эти чудеса. Немного погодя, осмотрев вместе ушибы дочери и наложив холодный компресс, отца наконец прорвало.  Он бегал из кухни по коридору, в комнату и обратно, жестикулируя руками громко возмущался. Попутно пинал металлолом, лежащий в коридоре.
- Валя, ну как так можно? Ты что, не смотришь по сторонам?
- Он врезался сзади , я не видела папа.- оправдывалась дочь.
- Ты вроде бы девочка, а хуже мальчишки. И что тебя понесло в такую даль по дороге? Мало тебе бульвара у дома? - продолжал негодовать отец.
Валя только вздыхала, потупив взгляд в коридоре.
А подошедший брат Костя молчал, смотря на бессмысленную кучу железа, и по щеке его пробежала одинокая слеза.
- Да ладно тебе Дима, успокойся  - сказала мама.
- Главное что  дочь цела и жива.  Сломали, назад уже не вернешь.
Отец косо зыркнул на мать
- Ну все, накатались! - и замолчал.
Ни Вале, ни Косте больше не покупали велосипеда, от греха подальше. Их первый велосипед оказался последним.  А жизнь тем временем шла своим чередом.  Пришла осень, брат и сестра пошли в школу.  А там начались  новые заботы и переживания. Так  постепенно все  и забылось.


Рецензии