К двадцатилетию гибели АПЛ Курск

Атомный подводный ракетонесущий крейсер (АПРК) К-141 «Курск», затонувший в Баренцевом море 20 лет назад, 12 августа 2000 года, около шести часов не считали терпящим бедствие, несмотря на то, что другие суда зафиксировали звук, который мог быть подводным взрывом, после чего «Курск» перестал выходить на связь. Хронологию катастрофы восстановил капитан 1-го ранга Игорь Курдин, который в течение 20 лет изучал обстоятельства гибели подлодки.

10 августа 2000 года «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений, где в полдень 11 августа успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит». После этого он ушел на глубину и направился туда, где планировались торпедные стрельбы.

В 06:00 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий». В 08:35 «Курск» нанес условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям.

В 08:51 командир подлодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин доложил об этом командованию, а также сказал о готовности к торпедным стрельбам. Это было последнее донесение с «Курска».

В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» зафиксировали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке, а в 11:30 — другой звук, который мог быть подводным взрывом. Затем по корпусу флагмана пришелся мощный гидродинамический удар, но командование не придало этому значения.

Гидродинамический удар почувствовала и подлодка «Карелия», которая была в 80 километрах от «Курска», а также «услышала» норвежская сейсмическая станция ARCES в 470 километрах от места ЧП. Там зафиксировали два толчка — взрыв мощностью 200 килограммов в тротиловом эквиваленте на глубине 40 метров, и более мощный на глубине 100 метров — в 5 тонн тротила.

В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и ждали, что «Курск» всплывет для доклада. Когда этого не произошло, в небо подняли вертолеты. В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи, в воду стали сбрасывать взрывпакеты — сигнал подводникам об экстренном всплытии. Но, по словам Кудрина, «Курск» не считали аварийным даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.
Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. По факту спасатели вышли в море только через восемь часов.

На «Курске» погибли 118 человек — весь экипаж и прикомандированный к ним представитель завода «Дагдизель».

Согласно отчету Генеральной прокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды, произошедший из-за утечки компонентов топлива.

23 человека выжили в герметичном 9-м отсеке. По разным версиям, они могли оставаться в живых от нескольких часов до двух суток (на последней версии настаивают родственники экипажа), однако спасти их не удалось ни российским службам, ни иностранным специалистам, которые присоединились к операции с большим опозданием.

Такова официальная версия.  Я не эксперт, не специалист,  просто назову версии, которые ходят среди подводников. Себя я тоже отношу к этой категории,  так как три года прослужил начальником медицинской службы большой дизель-электрической подводной лодки на Тихом океана в начале 70-х годов прошлого века. А бывших подводников, как вы знаете, не бывает.  Поэтому я изучил массу материала о той катастрофе на «Курске». У меня есть книга «Она «тонула» адвоката Бориса Кузнецова,  где рассказывается о событиях двадцатилетней давности.

Что не устраивает в официальной версии подводников? Во-первых, нет объяснения, откуда появилось отверстие в правом борту субмарины недалеко от того места, где была отпилена носовая часть лодки. Это отверстие с краями, загнутыми вовнутрь, хорошо видно на  фотографиях после подъема лодки.

Не ясно, почему  зашла в норвежский порт подводная лодка американцев через  несколько дней после взрыва на «Курске», откуда в Баренцовом море появился аварийный буй  иностранного подводного судна. Обычно такие бывают на американских субмаринах.  Зачем срочно и тайно приезжал на встречу с Путиным глава ЦРУ, тоже не ясно.

Поэтому появилась версия, что атомная подлодка США, которые обычно плавают в районе учений любого флота (не запретишь, это нейтральные воды) случайно или с испуга выстрелила по «Курску» учебной торпедой (отсюда отверстие в борту), попала в торпедный отсек нашей субмарины. Произошел взрыв одной торпеды (отсюда мощность в 200 кг тротила), лодка резко пошла на глубину, где сдетонировали боевые части других торпед (взрыв в 5 тонн тротила), что привело к разрушению всех внутренних переборок до реакторного отсека.  Неповрежденным оставались кормовые отсеки, куда перешел личный состав с кормы лодки. Но взрыв был такой силы, что был деформирован аварийный люк, к которому потом никак не могла присоединиться спасательная камера. 

Почему с испугу, как говорят подводники, не согласные в официальной версией? На американской субмарине сонары услышали, что «Курск» открывает люки торпедных аппаратов. Американский командир, который итак находился во взвинченном состоянии (трудно сохранять спокойствие рядом с российской подлодкой),  посчитал, что русский собирается стрелять по нему,  и дал команду «пли».  Но взрыв был такой мощный, что американская лодка, удирающая со всех ног с полигона, тоже была повреждена, у неё соврало аварийный буй, который потом видели наши моряки, искавшие буй с «Курска».

Это был очень серьезный инцидент, для улаживания которого потребовался прилет на встречу с Путиным главы ЦРУ США.  Если это так, то это объяснения некоторых фактов, о которых я упомянул выше.  Но мне кажется, что отверстие в правом борту было дальше, чем торпедный отсек лодки, но я не знаю всех параметров, так что могу ошибаться.

Давайте вспомним, какой вступила Россия в XXI  век после ельцинских реформ.  Развал экономики, сельского хозяйства, армии и флота, тотальное воровство и разбазаривание любых материальных ценностей.  Спасательные суда, которые были на всех флотах, продали за бесценок. 

Бардак был и в организации учений Северного флота, в которых погиб «Курск». По всем действующим нормативным документам лодка длиной более ста метров не могла  участвовать в маневрах, где глубина составляет сто метров.  Зафиксировав подводный взрыв в районе, где должна быть подлодка, никто не обратил на это внимание, и поиски пропавшей субмарины начались с большим опозданием. Командование флота с опозданием оповестило об этом Главный Штаб ВМФ и главкома,  а тот сделал неверное сообщение президенту Путину, который в это время отдыхал в Сочи.  Не знаю, на каком уровне отказались от помощи норвежских спасателей, которые имели все возможности для этого. Правда, все, кроме жен погибших подводников в 9-м отсеке, говорят, что помощь норвежцев все равно бы опоздала.

Политолог Валерий Пякин, сугубо гражданский человек, объясняет то, что произошло с Курском», как предупреждение недавно избранному президенту России Путину, чтобы не зарывался. А когда тот собрался национализировать Центробанк, произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В стране такое огромное количество представителей «пятой колонны», велась война в Чечне, так что найти исполнителя для этих целей всегда можно было. Не был ли на Курске таким террористом-смертником представитель завода «Дагдизель», дагестанец, ведь этот завод выпускал те самые торпеды, которая якобы первой взорвалась по официальной версии прокуратуры, так называемая «толстушка».  Эта версия далекого от флота человека.

Да, сейчас уже не вернешь всех 118 погибших на «Курске». Это будет лежать темным пятном в истории России все годы, пока будет существовать страна, и народ будет помнить свою историю.


Рецензии
Бродим всё вокруг, да около. Уже 20 лет. Не пора ли разобраться в конце концов? Или так и будем мусолить гнилой официоз изменников Родины?

Алексей Николаевич Крылов   30.08.2020 10:57     Заявить о нарушении