Серебряная голова или Джоконда XXI века

Когда я провожу литературные встречи «У камина Паустовского» и говорю, о нашем русском писателе Юрии Николаевиче Куранове, меня часто спрашивают: «Герман Петрович расскажите о картине «Серебряная голова или Джоконда XXI века».
И я им рассказываю, как о ней рассказал нам в марте 2000 года в Калининградской художественной галерее, где проходила его персональная выставка, сам Юрий Николаевич Куранов.

Куранов скончался 11 июня 2001 года. О том, что он рассказал тогда об этой картине, я в память нём написал несколько рассказов, назвав их «Курановские встречи», в том числе и этот «Серебряная голова или Джоконда XXI века». Потом в 2004 году я опубликовал этот рассказ в альманахе «Янтарные россыпи» в 2004 году.
Я тогда на выставке сфотографировал её. И, по-моему, это единственная фотография. В интернете я её не могу найти.
Видно она сейчас находится в частных коллекциях в России или за рубежом.
Вот эта моя статья, написанная ещё в 2001 году, после кончины Юрия Николаевича Куранова

"Серебряная голова или Джоконда ХXI века"

Художник Николай Шувалов был когда-то другом писателя Юрия Николаевича Куранова. Но он был посредственным художником, писал простенькие сюжеты, картины, портреты, тем самым подрабатывал себе на жизнь.
Когда ему было лет тридцать, он влюбился в свою будущую жену, красивейшую женщину, и в одну из ночей все свои чувства к ней выразил в картине, которую назвал "Серебряная голова" или "Джоконда XXI века".
Это было лучшее, что создал Шувалов (Так сказал Куранов). Потом он выставил её в одной из художественных галерей, и она была признана самой лучшей.
Картина написана в трехмерном измерении. С какой бы стороны человек ни смотрел на неё, ему кажется, что женщина смотрит на него, притягивает к себе. Кто видел её, тому уже от неё не уйти, она будет вспоминаться постоянно.
А Юрий Куранов был диссидентом-шестидесятником. Когда после хрущёвской оттепели ему наши компетентные органы посоветовали покинуть Москву, то на прощальном вечере его друг Шувалов спросил: "Что тебе подарить? Бери в моей мастерской всё, что тебе нравится". И Юрий Куранов выбрал эту "Джоконду", сказав: "Подари мне свою "Серебряную голову ".
И тот подарил.
Потом он очень жалел об этом. Он частенько приезжал к Куранову и в Псков, и в Эстонию и просил возвратить ему его "Джоконду", его жену, но тот не возвращал. Потом Шувалов скончался, и картина навсегда осталась у Куранова.   

В марте-апреле 2000 года в Калининградской художественной галерее проходила персональная выставка писателя и художника Юрия Куранова. Да, да! Художника. В молодости он тоже рисовал, и притом неплохо, но всё-таки выбрал писательскую стезю. И там мы увидели эту картину. Люди подолгу стояли около неё, смотрели и смотрели на эту неземную красоту. Она притягивает к себе каждого смотрящего на неё, своим туманным взором обволакивает его, заставляет дрожать и трепетать.
Её место только в музеях и галереях.
                2001 году


Рецензии