Последняя капля

 
Причин ухода с мировой сцены страны СССР множество, и короткое эссе не ставит себе целью рассмотреть этот сложный мировой процесс. Обсудим кратко только один фактор.  Cлом в российской  элите  в  застойные  80-е.

В правящей тогда коммунистической партии  ушло поколение стариков - комсомольцев 20-х годов прошлого века. Сменив в конце 30-х годов на руководящих постАх  выбитых в годы репрессий революционеров, они сгорели на работе и умерли рано. Однако, их одержимость идеями коммунизма и интернационализма, ортодоксальность и железная дисциплина, которой они подчинялись, сплотили народ в трудные годы войны и послевоенной разрухи.

Партийная дисциплина означала, что члены партии не могли распоряжаться собой и были поставлены в положение, когда нет выбора.   Дисциплина постепенно  перешла в привычное для них, выходцев из народа,  полное послушание верхушке партии, что, распространившись на широкие массы, привело через репрессии и всеобщий страх к диктатуре. Не будем забывать, что народ во всей своей массе долго жил в условиях, когда от суждений и прихотей одного человека  зависит всё – благосостояние, свобода, а иногда жизнь твоя и твоих близких.
 
Справедливости ради заметим, что инициатива репрессий  зачастую шла не сверху, а снизу. Как обычно, революция пожрала своих,  может быть не самых худших, сынов и дочерей, и со дна народного поднялись люди совершенно без морали,  безыдейные,  зачастую малообразованные, но те, которым нравится революционная стихия. Среди них  были активные приспособленцы и могучие интриганы, садисты всех мастей. Этим людям  не могло в полной мере противостоять поколение идейных, а значит играющих по правилам, большевиков, бывших комсомольцев, пропитанных идеями всеобщего благоденствия, истинной диктатуры трудящихся, равенства и братства.
 
Поколение комсомольцев 20-х годов буквально обожествляло пролетариат, закрывая глаза  на его недостатки – отсутствие должного образования, неспособность к анализу и к стратегическому мышлению,  наивность, наконец, склонность к пьянству. Вспомните о кухарках, которые должны были руководить государством. На самом деле наука руководства трудна, а государственная элита нарабатывается даже в более спокойные годы не годами и  может быть даже не десятилетиями.

Идейные комсомольцы, получившее образование в рамках Институтов Красной Профессуры*, где упор делался на социальные науки,  свято верили не только в непогрешимость пролетариата, но и в непогрешимость руководства. Их сознание была сродни религиозному, доходило до фанатизма.

Они не могли себе представить, что коллективное руководство партии может ошибаться. Для них и для многих людей в СССР верховный руководитель (местные - свои,  могут ошибаться, они, несомненно, подлежат критике) являлся олицетворением порядка. Он  - гарант торжества светлых начал в антиномиях добра и зла, справедливости и несправедливости, дисциплины и анархии, вседозволенности ( беспредела)  и соблюдения нравственных законов. Таково было отражение в новой элите  религиозного сознания нашего народа.

Народ мирился с положением дел, уповая на видимость коллективного руководства, справедливость правящей партии, и ее риторику. Так была создана из партии и партийного руководства  коллективная замена самодержавного правления. Потом пришла истинная диктатура, и не мифического пролетариата, а одного человека и очень узкого круга избранных им людей.
 
Народ ушёл  в частную жизнь, всё общественное не воспринималось, все идеи застыли, превратились в догму. Пассионарии**, которых было немало в  молодом советском  народе,  проявили себя  или, иначе,  дали себе волю в  войне, затем после нее, оставшиеся в живых, выразили себя в преступлениях и разгуле. И гибли.
 
Гибли и люди гармоничные и талантливые. В огромном количестве они погибли в войнах, зачастую мало приспособленные к боевым действиям.  Оставшиеся в живых  шли в науку,  инженерию,  отчасти  в искусство, проявляя себя особенно в тех областях, где не было жесткой партийной регламентации.

Предвидеть какая  область интеллектуального   труда  будет не только  перспективной, но также не подвергнется репрессиям, было трудно. Под репрессии попали выдающиеся организаторы, хозяйственники, ученые, работавшие в областях сельского хозяйства, генетики, кибернетики, физики… Хотя, кажется, трудно придумать  что-то менее вовлеченное в политику, чем перечисленные  области. Такой парадокс.
 
Зачастую перед  войной и во время Отечественной войны выживали и процветали те, кто попадал в «шарашки», работавшие на оборону под непосредственным руководством злодея Берии. А был ли злодей? Может быть, имея в виду нравы многих из тех, кто прорвался на самый верх, на него по договоренности повесили все грехи всех оставшихся у власти после смерти Сталина.
 
Во всех местах процветали  интриги и доносы, из-за которых в тех условиях реально гибли наиболее талантливые объекты зависти посредственностей.  Не нужно было быть о семи пядей  во лбу, чтобы запустить  маховик репрессий.
 
А  Субпассионарии***  во все времена прекрасно приспосабливались, мимикрируя  по мере надобности, занимая все более широкие области общественной жизни.  И дошли  до самого верха, произведя  со своими скудными способностями то,  что мы смогли увидеть  в 90-е годы.
 
               Примечания:

       *Институты Красной профессуры ИКП  существовали  с 1921 по 1938 годы и готовили руководящие кадры партии и преподавателей общественных наук. Мало  известная широкой публике  попытка в срочном порядке подготовить  идеологически подкованную и хорошо образованную  государственную элиту страны.

      **Пассионарии – см. Л.Н.Гумилёва  «Конец и вновь начало».

      ***Субпассионарии – там же


Рецензии
Город Солнца уничтожается так: появляется элита, а толпа деградируется.

Элите хочется быть - буржуями, а толпе элитой, а затем буржуями.

Кирилл Оболенский   14.11.2022 10:00     Заявить о нарушении
Очень точное суждение. С благодарностью -

Алина Раман   10.04.2023 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.