Парадоксы мышления

       Существуют десятки, а возможно, и сотни толкований понятия «мышление». (Это свидетельствует о том, что мы толком не понимаем, о чем идет речь).  Наиболее ясная формулировка заключается в том, что мышление есть умственный процесс формирования суждений путем анализа или синтеза. Словосочетания «умственный процесс», «формирование суждений», «анализ и синтез» требуют дополнительного разъяснения. И чем больше мы будем копать вглубь, тем больше мы будем погружаться в неизвестность. Все наши усилия сведутся к нулю.

        Это обычное дело. Поэтому надо «мыслить» попроще.

       Сегодня много говорится о протестах и демонстрациях по всему миру и о способах их подавления. Но мало кто задается вопросом, когда возникли эти и им подобные мероприятия? Ответ удивляет: самое раннее в конце восемнадцатого века. Наиболее знаменитую такого рода манифестацию разогнал при помощи картечи генерал Бонапарт в октябре 1795 года в Париже. В ней участвовало порядка 30 – 40 тысяч человек, включая роялистов, крестьян, горожан, провокаторов, эмигрантов, уголовников, выпущенных накануне врагами Конвента из тюрем. Это была первая акция, сконструированная по примерно нынешним лекалам.

       История Франции лежит перед нами как на ладони. Недолгое величие, которое произошло при упомянутом генерале, провозгласившим себя императором Наполеоном Первым. Разгром, потеря до четверти мужского населения и перманентные революции через каждые 30 – 50 лет. И так до сего дня!

       Франция в умах «просветленного человечества» до сих пор остается центром притяжения. По-моему, обманывают нас наши умы.

       Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев с восторгом воспринимал парижский майдан 1848 года, ходил глазеть на баррикады, на то, как живые люди мгновенно превращаются в трупы. Он был богачом, наследником пяти тысяч крепостных душ и уверял, что «для человека с сердцем есть только одно отечество – демократия». Так и остался жить в чудесной Франции до конца дней своих, предпочитая, правда, лето проводить в немецком Баден-Бадене.

       Почему-то тянет успешного русского человека жить по западной моде, сколько бы рассудок не убеждал нас в том, что делать это глупо. Тут одно из двух: или рассудок не подчиняется нам, или мы не подчиняемся рассудку.

13.08.2020


Рецензии