Мальчик и соседнее болото

   Однажды,  в далекой юности, я гулял по глухому лесному болоту. Вдруг слышу среди звенящей тишины:

- Ки-Ки! Ки-Ки!

Я остановился, прислушался. И вот опять:

- Ки-Ки! Ки-Ки!

Неужели Кикимора?! Интересно, а какие они,  Кикиморы?  Молодые или старые? Страшные или приятные во всех отношениях ? Голые или одетые? C хвостом, или, с чем там еще?

  И вот снова:

- Ки-Ки! Ки-Ки!

  Я сплюнул:

- Кыш, нечистая сила!

- Нет, это не Кикимора! – успокоил себя.

- Скорее всего, кукушка …шепелявая…



Откуда-то из-за леска донесся женский смех. Я тогда молодой был. Смеха женского не боялся. Так что, не испугался. А просто струхнул.

  Я прислушался. Смех затих.

  Едва я перевел дух, как вдруг что-то с силой шлепнуло по моему сапогу. Вздрогнув от неожиданности, я отскочил в сторону, с опозданием поняв, что это была лягушка обыкновенная. Правда, довольно крупная.

- Ква-Ква!  - сказала лягушка.

- Сама ты Ква! – обиделся я.

Лягушка ускакала. А я подумал:

- А может, это она смеялась? Может, это была Царевна-лягушка!?

  Так, стоп! Назад, вперед в болото! Прошу простить. Историю про “Ки-Ки” и “Ква-Ква”  я только что выдумал! Фантазия разыгралась! А на фантазии далеко можно уехать, не заливая в бак горючее. Выгодно! А теперь – “сурьезно”! Болото шуток не любит!

****************************************


    Мальчик и соседнее болото…

    Давайте сразу расставим жирные точки над тощими запятыми.

   Мальчик – ‘это Я, только очень маленький по росту и возрасту . Где-то так, 1968- 1973 годы.

   Болото - это болото. Самое настоящее, с тиной, лягушками и пиявками. Бывает еще болото людское. Нет, сейчас не об этом!

   Соседнее – потому что болото располагалось по соседству.

  Болото начиналось сразу за нашими огородами. А огороды находились там же, где стоял наш дом. Двухэтажный, кирпичный, на двенадцать квартир. А где стоял наш дом? Известно где! Есть такой переулок в городке Опочка. Новый переулок. Так и называется. Этот переулок был, есть и, надеюсь, будет есть!  И дом наш под номером 1б там стоит. Только…

   Да, в прежние годы там было самую малость, намного, гораздо приятнее.

  А болота  уже нет. Осталась лишь моя память о нем. 

  Не знаю, откуда, как и когда возникло там  это болото. Городское болото. Не лесное. Довольно обширная заболоченная территория между совхозом, улицей Гребеневской , городской больницей и нашими огородами.

  Знаю только, что когда я появился на свет и стал подрастать, это болото там существовало. То есть, оно было старше меня.

  Болото. Это хорошо или плохо?  В избытке и того и другого!

   Ежели, например, нужно грядки полить, то, пожалуйста! Зачерпнул лейкой водицы, предварительно разогнав тину, и поливай себе! И воды всем всегда хватало!

   С другой стороны, болото - это комарье!

В общем, чего тут рассуждать, если оно, болото, существует? С лягушками и жирными черными пиявками. Пиявок я опасался! Бабушка пугала все время:

-  Гляди, в болото не ввалися!  Ввалисси, провалисси, закупаисси!  А там пиявки присосутся! Кровушки лишат!

  Страшно! Ей Бо!

  Поскольку я был совсем маленьким, болото казалось мне очень большим. Я стоял на верхней точке огорода и смотрел вдаль. Болото тянулось до самой Линии. Так мы называли железнодорожную насыпь. Она осталась с войны. Немцы там проложили свою узкоколейку для снабжения армии. Опочка три года, вплоть до июля 1944 года была под немцем, как говорили старики. Кстати еще одно воспоминание, связанное и с войной, и с водицей болотной. Дед рассказывал, как в сорок первом воду пили болотную:

- Пить хочется! Фляги пустые! Сложим тряпочку в несколько слоев, наклонимся к болотине, и пьем! 

   Помню, в детстве, глядя на темную болотную воду, хотел попробовать так же. Через тряпочку. Слава богу, так и не решился на эксперимент.

  Болото было разное. Где-то совсем сухие участки, где-то чернели зловещие, подернутые тиной , омуты, встречались и слепые елани. То есть места, где можно было успешно и неожиданно провалиться.

   Помните у Пришвина ? “Кладовая солнца”, Слепая Елань. Устаревшее слово, одним из значений которого является - “топкое, гибельное место на болоте”. Сразу вспоминаются кадры из фильма “ А зори здесь тихие”. Как поглотила трясина бойца Лизу Бричкину…Жутко, правда?

  Вот такое оно, болото!

  А по зиме наше болото замерзало! И тогда на открытых участках взрослые ребята и девочки катались на коньках.  А я покорял ледовые просторы на специально подготовленном трехколесном велосипеде. Специальная подготовка заключалась в том, что отец наматывал на колеса алюминиевую проволоку. Получались цепи противоскольжения! И я изо всех сил жал на педальки!

   Когда я чуть подрос, то стал понемногу нарушать запрет гулять по болоту. Нет, собак Баскервилей там у нас не было. И Кикиморы не водились. Хотя и говорят, что на болотах обязательно должны жить Кикиморы. А может, и правда живут? Только прячутся от людей.

   Так вот, когда я немного подрос, мы с моим другом детства частенько стали на болоте время коротать. Играли в “войнушку”, искали оставшиеся с войны боеприпасы. Слава Господу, ничего не нашли, кроме огрызка старинного ружья. Это был кусок деревянного приклада с железными курками. На прикладе сохранились остатки художественной резьбы.

   Играя на болоте, старались держаться подальше от топких мест. Зачем нам топкие места?  Но однажды мне топкое место зачем-то понадобилось. Хотя, оно, это место, совершенно не выглядело топким! 

   Слепая елань!

   Была осень. И под ногами у меня мирно шуршала опавшая с болотных кустов листва. Я сделал шаг и в мгновение ока оказался по пояс там. В болоте. Ни с чем несравнимое ощущение. В первое мгновение. А во второе мгновение ощущений никаких нет! Только желание выбраться! Потому что мне ТУДА не надо!
   Я ухватился за ветки куста, росшего рядом. Потянул куст к себе и почувствовал, что я все-таки немного сильнее засасывающего эффекта болотной жижи. Это придало уверенности. Несколько минут я боролся и, наконец, поборол стихию. А может, это Кикиморы тянули? А кто же знает!?
   Нет! Кикиморы обязательно штаны стянули бы!  Или еще чего похуже! Так что это было просто болото.

   Выбравшись на твердое, я почувствовал жуткий холод. Осень, все-таки. Жижа болотная  мало подходит для комфортного купания. Поскольку я был не в резиновых сапогах, как обычно, а в шнурованных осенних ботинках, то болото не сумело отобрать у меня обувь. Сапоги однозначно достались бы болоту.

    Стряхнув с себя грязь и вылив воду из ботинок, я “враскорячку” побрел домой. Благо дом – вот он, рядом. Почему “враскорячку”? Так ведь мокро все внутри! Представили себе?
   Завершилось болотное приключение горячим чаем и мягкой перинкой. Не кашлял,  не температурил.

   Наше болото было городское. Суровое, но неполноценное. Настоящее полноценное болото – лесное или равнинное! Такие болота бывают высохшими. В них под верхним слоем – гигантские залежи торфа. А иные    представляют собой  этакие гигантские резервуары с запасом  пресной воды.

   В прежние времена существовали торфопредприятия, добывавшие торф. А торф применяли в качестве удобрений и продавали населению для отопления. Вместо дров. Жару от торфа больше, чем от поленьев!

   В засушливые годы торфяники, случалось, сильно горели. И тогда удушливый дым застилал всю округу. Тушили всем миром.

   Опасная это работа, торфяник тушить. Бывало, люди проваливались навсегда в подземную топку. Бывало.

   А еще, болото – это  КЛЮ-КВА!

   Замечательная ягода. Полезная,  кислая до невозможности!  В детстве меня родители не брали с собой на сбор клюквы. Они уезжали, а я с нетерпением ждал их возвращения. Вечером они расстилали в большой комнате пленку и высыпали ровным слоем содержимое больших корзин. Я ложился рядом с клюквой на бочок, подпирал голову кулачком и начинал не торопясь, выбирая самые сочные и крупные ягоды, поглощать дары болота. Ел долго. До того момента, когда набитая оскомина сводила зубы.  Только после этого я вставал и, нехотя уходил, сожалея о том, что хочется еще, а уже никак!

   На следующий день все повторялось. На бочок. Клюква. Оскомина. Хочется еще, но больше уже никак! Организм требовал витаминов! 

   Ну а зимой, да после бани, нет ничего лучше, чем кружка клюквенного морса!

   Вот такие они, наши псковские болота. И суровые и добрые. И не обижаются, когда мы порой говорим:

- Эх, жизнь наша “жистянка”! А ну ее, в болото!

                Август 2020

  Особая благодарность Алене Ульяновой (https://vk.com/club183990726 -Псковские экскурсии), заметка которой в VK  натолкнула меня на мысль написать этот рассказ. С разрешения Алены и фото приложены:

1 Царевна-лягушка среди псковских болот.
2 Экскурсии по местам нетронутым, для души целебным.


Рецензии
Да уж, провалиться в болото так себе перспектива. Хорошо, что обошлось. А вообще - болото, лес, поле - это наше всё. И кормит, и лечит, и, главное, учит.

Ольга Само   02.04.2022 22:52     Заявить о нарушении
Точно, Ольга! Болото учит!

Спасибо! С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   04.04.2022 10:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.