Видеоистория - отличный опыт для работы с аутистом
Я пришла к этому методу случайно.
Летом 2019 года мы отдыхали в Феодосии. Поехали туда вчетвером: бабушка, дедушка, сын и я. Папа остался дома зарабатывать денежки.
Надо сказать, что мой сынок, как и многие аутисты, восприимчив к резким звукам. Особенно сильно Сережке не нравится детский плач в любых его проявлениях. Благодаря работе педагогов и нашим стараниям, сейчас он уже редко реагирует на него, знает, что можно надеть наушники или уйти подальше от раздражающего звука. А раньше все было гораздо хуже.
Услышав на улице или в автобусе младенческий плач, сын немедленно начинал истерить. Плакал, кричал, пытался биться головой...И дело здесь не в воспитании. Для него эти звуки были очень неприятны в физическом смысле. Как для обычного человека режущие звуки пилы, например.
А еще он жалел плачущих, он так выражал им свою поддержку.
Естественно, на отдыхе в Крыму тоже было много детей, даже во дворе усадьбы, где мы жили. У нас под окнами бегала "мелкая", которая постоянно пищала. Она даже не то чтобы плакала - она так выражала свои эмоции. Она просто бегает по кругу, ее догоняет братик, хватает ее за плечо, она от восторга пищит. От того, что пищит она от восторга, а не от того, что, например, у нее болит живот, сыну легче не было.
Он реагировал на эти звуки.
Я не знала, как с этим бороться. Закрывали дверь, включали громко в комнате телевизор - но увы...
Пытались с ним поговорить, объяснить - бесполезно. Он не слышал наши убеждения, он слышал только свой плач. Его беда (а это для него была настоящая беда) была превалирующим фактором.
И тогда я, отчаявшись, взяла планшет, села с ним на веранде и записала видео.
В нем я доступным языком рассказывала Сережке, почему вообще плачут маленькие дети. Говорила о том, что плачут они, потому что разговаривать не умеют. Что когда ребенок большой, он может общаться при помощи слов, он может сказать, что он хочет кушать, или что у него что-то болит, или куда он хочет пойти и что сделать. А маленькие детки всего этого лишены, они еще не умеют разговаривать, поэтому просто плачут.
И дальше после этого следовала инструкция, что надо сделать, если он услышит детский плач:
1) можно надеть наушники (у нас были специальные)
2) можно уйти из этого места
3) можно отвлечься, сосчитать до 10 и так далее.
Я дала посмотреть это сыну. Он крутил видео снова и снова, а потом вообще выучил наизусть. Конечно, и даже после этого он иногда реагировал на неприятные звуки, но меньше.
Опыт оказался удачным.
Потом я записывала ему еще несколько видеоисторий.
Дело в том, что когда такого ребенка настигает истерика, или какая-нибудь другая нежелательная реакция, он не может адекватно воспринимать ничего вокруг. То, что ему говорят что-то родители, пытаются его в чем-то убедить, что-то объяснить - это всё идет как будто фоном. Вроде и слышишь слова, а смысл их не понимаешь.
Просматривание видеоисторий готовит ребенка-аутиста к таким ситуациям заранее, как бы загодя. И, когда он встретится с этой ситуацией "нос к носу", он уже не будет сразу реветь, а вспомнит то, что мама ему рассказывала. У меня был случай, когда мы с сыном услышали на площадке детский плач и осознанно начали обходить это место, и сын сам мне начал воспроизводить мне то, что я ему записала в видео. Он рассказывает это мне и как бы этим самым убеждает себя, что вот, мол, нет, плакать не надо, маленькие детки плачут, потому что они не умеют говорить,а я же не маленький, и я говорить умею...
Всем рекомендую использовать формат видеоисторий в работе с аутистом.
Сейчас Сережка подрос и может воспринять адекватно и непосредственно обращенную к нему речь, но все же не всегда. Иногда приходится все-таки записывать ему видео.
04.07.2020
Свидетельство о публикации №220081301242