Уж как я ль свою коровушку люблю

Деревенская девочка Наташа сидит у печки на стульчике. В руках она держит букварь. Первоклассница учит наизусть русскую народную песенку.
Уж, как я ль мою коровушку люблю! - Это правда. Очень я нашу Зорьку люблю. У неё молочко вкусное. Наташа читает вторую строчку:
Уж как я ли свежей травки ей нажну.

Девочка бежит с букварём на кухню к матери:
- Мам, а что такое «ужкакяль»?
Мать задумалась. Как объяснить первокласснице, что это устаревшее междометие.
- «Уж как я ль» - это выражение такое, оно использовано для красоты. Проще, значит, как ты.
- А зачем ещё и «ль»?
 - Это просто такой припев в песне про коровушку.
- Мам, а что такое «нажну»?
-  «Нажну», значит литовкой накошу травку коровушке, как папа косит.
- Я поняла. Так бы и писали. Дальше пойду учить.

Наташа снова села на стульчик возле печки:
Уж как аль свою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя. 
Снова бежит к матери на кухню:
 - Мам, а что такое «вволюшка»?
- Это значит свободно, не в загоне, а на лугу.
- Поняла! Поняла!


Наташа тяжело вздохнув, снова села к печке. Начала учить заново, напевая:
Уж как аль свою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя. 
Ешь, ты досыта, бурёнушка моя.

Девочка снова бежит с букварём к матери на кухню:
- Мама, а «Бурёнушка», это имя такое у коровы?
- Да. У нас Зорька, а в песенке Бурёнка. Ласково можно назвать коровушку Зоренька и Бурёнушка, поняла?
- Если это коровино имя, то почему оно в букваре с маленькой буквы напечатано? Нина Александровна нас учила, что имена людей и клички животных надо с большой буквы писать?
  - Возможно, в букваре опечатка, ошибка значит. Иди, учи!

           Наташа снова сидит у печки, с негодованием и злостью поёт:
Уж как аль свою коровушку люблю! 
Сытна пойлица коровушке налью.
Наташа соскакивает и снова бежит к матери: 
- Мама, а «досыта» это как?
 -  «Досыта» - значит до сыта, пока не насытится!!! Пока голод не утолит!
- Мама, а что такое «сытна»?
- Значит очень хорошее, вкусное и обильное питьё.

Наташа снова у печки:
Уж как аль свою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нажну.
Кушай в волюшку, коровушка моя. 
Ешь, ты досыта, бурёнушка моя.

Уж как аль свою коровушку люблю! 
Сытна пойлица коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Снова побежала на кухню:
- Мама, а почему «ужкакяль» впереди песни про коровушку, а не в конце, если это припев?
- Выходит, бывают припевы и в начале. Иди, учи.
Наташа не уходит. Она кричит во всё горло, надрывно со слезами в голосе:
- Мам, а что такое « пойлице»? 
- Отстань ты от меня, видишь, я занята! «Пойлице» - это так ласково называют помои.
Наташа плачет от обидных маминых слов и её крика:
- Ты зачем, мама, на меня кричишь, надо на коровушку кричать, это она у меня никак не учится.  Цыля, пошла, противная коровушка!  Не буду тебя больше учить! Букварь с картинкой, где нарисована коровушка, летит в угол. Наташа злится и от того, что не может запомнить песенку, начинает плакать, приговаривая:
  - Я буду любить только одну Зореньку, а не Бурёнушкууууу…   Зоренька водичку пьёт, а не дурацкое ласковое пойлицееее. Аааааа…. И слёзы градом.
Мать пожалела Ташутку, бросила сепарировать молоко. Фаина подошла к Наташе, подала дочери кружку с парным молоком и запела:
Уж как яль свою Наташеньку люблю!
Уж как я ли молочка сейчас налью,
Кушай вволюшку, доченька  моя,
Пей ты до сыта, дотошненькая.
Наташа успокоилась, взяла молоко, выпила и нежно обняла мать:
- Твоя песенка лучше, мамочка. А что такое «дотошенькая»?
- Это значит любознательная, придирчивая, пытливо вникающая в каждую мелочь.
- Как я?
- Как ты.
Наташа взяла в руки букварь, села к печке и выучила наконец-то песенку про коровушку. Всю жизнь Ташенька эту песенку помнит, так Бурёнушка её достала!


Рецензии
Здравствуйте Наталья. Почти такая же история - когда мы с внучкой читали русские сказки. Через слово спрашивала что такое. Много старинных слов и значений. Некоторые даже я не смог понять, авторы перестарались с фольклором.
Ваши рассказы понравились краткостью и ясностью. Здоровья вам и счастливых дней.

Владимир Исфаров   26.08.2020 23:23     Заявить о нарушении
Благодарю за добрые слова.

Наталья Мурзакова   27.08.2020 12:01   Заявить о нарушении