Еврейский вопрос и другие подобные вопросы
«КП» в свое время много внимания уделила еврейскому вопросу, который решали русские патриоты и представители еврейской диаспоры.
Два советских классика писали, что «в СССР евреи есть, а «еврейского вопроса» нет». Не знали русский писатель Петров и еврейский писатель Ильф, что через 90 лет «еврейский вопрос» в России опять будет стоять ребром. Но к этому вопросу добавились украинский, белорусский и некоторые другие вопросы.
Украинский вопрос рассматривается в узком и широком понимании. В узком - это вопрос о месте и роли украинского фактора во внутренней жизни государств, в состав которых входили украинские земли, в широком - это вопрос об условиях и механизме воссоединения украинских земель и о создании собственной украинской государственности. Сегодня этот вопрос ну никак не менее важен, чем еврейский.
Пока все СМИ Украины сконцентрировали внимание на коронавирусе, в медиапространстве несколько затерялось письмо Союза ветеранов атомной энергетики, не перестающих кричать о критическом состоянии украинских АЭС. Пресса практически не обратила внимания на письмо, адресованное президенту Украины Владимиру Зеленскому и премьер-министру Денису Шмыгалю. А в нем специалисты буквально кричат об угрозе нового Чернобыля, причем не одного, а сразу пятнадцати.
По данным ФМС России, общее количество граждан Украины, находящихся в Российской Федерации 2 млн 300 тыс. 320 человек», но никакого украинского вопроса, подобного еврейскому, не возникало.
А теперь вот еще один вопрос – белорусский.
За событиями в Беларуси сейчас следят многие в России. Корреспонденты радио "Комсомольская правда" связались с журналистом - международником, политологом Федором Лукьяновым, который дал свою оценку событиями в братской республике.
- Как России в перспективе реагировать на происходящее? Признать выборы и продолжать прежнюю политику в отношении Белоруссии? Перевернуть страницу с 33 задержанными нашими гражданами? Или внести коррективы и изменения?
- О долгосрочной линии применительно к нынешней белорусской ситуации говорить пока не приходится. Она в развитии.
- Лукашенко уже останется у власти?
- Да. Он, вероятно, останется у власти. Но проблемы в другом, что та кампания, которая прошла, вот ее накал, ее особенности, атмосфера, которая была создана, вот вне зависимости от того, корректно или не корректные цифры, которые сейчас звучат – 80% победы, это не послужит способом легитимации системы, даже если это правда. Уже ситуация такова, что сомнения и внутри, и вовне очень сильные. И укрепить таким образом свою легитимность, свои позиции, думаю, Лукашенко больше не сможет.
А что касается российской политики, то коррективы надо вносить всегда. В современном мире взять какой-то курс, ему следовать неукоснительно, не взирая ни на какие рифы, не получится. То, что Россия выборы эти признает, у меня сомнения нет, потому что мы всегда считаем, что выборы – это внутреннее дело каждой страны, вот как они их проводят, так и проводят. Это их право. Но, конечно, кампания прошла очень нервозно. И впервые основной темой, которую Лукашенко использовал, была "российская угроза". Я думаю, что бесследно это не пройдет. Многих в Москве это покоробило.
- Он говорил о грязных намерениях России.
- Он много чего наговорил. Наверное, в Кремле сидят не кисейные барышни, которых напугать можно всякими словами. Но, тем не менее, то, что эта кампания не укрепила отношения Минска и Москвы, это очевидно. Дальше встает вопрос, прежде всего, к самому Лукашенко, на что он рассчитывает? И каким образом он собирается после этого возвращаться, например, к переговорам по Союзному государству.
- Давайте категориями самого Лукашенко. Он сказал - у нас были братские отношения, Россия их переводит в партнерские.
- Я в братские отношения никогда не верил. В международной политике братства не бывает, это все в разные времена и белорусская, и российская сторона, это использовали в своих интересах. С одной стороны, намерения России перевести отношения в гораздо более прозрачную экономическую основу с тем, чтобы четко определить, кто и за что платит, что получает, они вполне понятны. С другой стороны, чистый меркантилизм в международной политике, особенно когда речь идет о стратегически важных направлениях для России, он тоже не работает. И это неправильно. Поэтому, думаю, что, конечно, будет продолжаться линия настойчивая на то, чтобы ускорить процесс превращения Белоруссии в часть единого экономического комплекса. А в том, что касается политического суверенитета, это право белорусов. И как они хотят там все это оформлять, пусть и делают.
- Гоже ли России в данной ситуации, если вдруг ситуация начнет выходить из-под контроля, оказать какую-то помощь президенту Белоруссии? Это же братское государство. Союзное.
- Это другое государство. Союзное государство – это фигура речи.
Оценивать, какова устойчивость белорусского режима, я не берусь. И думаю, что точного представления у нас нет. И не только в нашем Совете, а вообще.
- Готова ли Россия пойти на поддержку этого режима, как вы выразились?
- Нет, на поддержку, если вы подразумеваете военное вмешательство, боже упаси. Еще только не хватало бросать на чашу их внутренних весов, которые самими же белорусскими руководителями довольно сильно раскачаны, бросать еще наши какие-то военно-политические возможности. Это другое государство. Да, союзное, но другое! Вообще, целью нашей политики должна быть ситуация, когда установлены настолько тесные взаимные связи, что смена персоналий в стране может менять все, что угодно, но не меняет сути - союзничества с нами. Как это, например, происходит в Армении. Мы можем как угодно относиться к Пашиняну, но он, будучи реалистом, понимает, что от российских гарантий безопасности Армения никуда не денется. С Белоруссией в идеале должно быть то же самое. Тихановская или там Бабарико, или другой человек, но первое, с чем он сталкивается, это невозможность разорвать без катастрофы для собственной страны отношения с Россией.
Таким образом выходит, что белорусский вопрос сегодня – это вопрос Лукашенко и «его» народа, который так любит батьку, что готов из-за него и перед ним в самое пекло.
Очередные русско-еврейские прения начинались с эпистолярных упражнений. В феврале прошлого года появилось так называемое «письмо 500», подписанное депутатами и деятелями культуры. «Письмо; 5000» — открытое обращение с подписями 5000 человек к Генеральному прокурору России в 2005 году с резкой критикой поведения ряда евреев и еврейских сообществ, а также ряда иудейских деятелей и организаций, и, в частности, просьбой провести расследование на предмет нарушения книгой «Кицур Шульхан Арух» (включая как издание русского перевода, так и изучение в религиозных школах её полного текста) статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Письмо вызвало широкий резонанс и дискуссию в печати. А 11 января 2006 года 20-летний москвич Александр Копцев ворвался в синагогу с ножом и устроил резню. Александр Александрович Копцев (род. 6 марта 1985, Москва) — юноша, известный тем, что в январе 2006 года напал с ножом в руках на прихожан московской синагоги ультраортодоксальной общины Хабад-Любавич. Никого не убив, приговорён к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима, с принудительным психиатрическим лечением.
Михаил НАЗАРОВ, историк, автор «Письма 500»:
- Думаю, что зацикливаться на этом преступлении нет смысла. Из истории других подобных случаев мы знаем, что еврейская сторона часто использует их как прием в борьбе против патриотов. Например, в одном российском городе была разрушена синагога, и на суде выяснилось, что сами евреи наняли человека для этого. Во Франции прошли погромы на еврейских кладбищах, народ вышел на демонстрации протеста во главе с президентом. А потом выяснилось, что сын раввина разрушал эти могилы. Так что я и здесь не поручусь, что это не подобие поджога Рейхстага. Я предлагаю лучше подумать: кому это выгодно?
- Цитирую французского писателя-еврея Бернара Лазара: «Проблемы евреи имели со всеми народами. Везде возникал антисемитизм. Причину его нужно искать не в этих народах, а в нас самих». Это честный подход. И цель нашего «Письма 500» была в том, чтобы обратить внимание на первоисток конфликта еврейской диаспоры с народами стран, в которых она проживает.
- Давайте призовем еврейские организации отказаться от этой книги и способствовать тому, чтобы не появлялись идиоты, которые могут сделать из нее... примитивные выводы, как это, возможно, было сделано в синагоге на Большой Бронной.
Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Государственной Думы:
- Я и сегодня готов это «Письмо 500» еще раз подписать. С точки зрения русского, я вижу несколько простых пунктов, которые нас отличают. Прежде всего евреи постоянно говорят только о себе. Ни о стране, ни о всем народе. И любое событие они превращают в обсуждение своих проблем. Большинство евреев не интересуются национальностью своего соседа. И только гиперактивное меньшинство превращает отсутствующую проблему в реальную. То есть конфликты между русскими и евреями возникают из-за этого меньшинства.
Существует солидарность прессы с этой еврейской гиперактивной группировкой. В нашей прессе никогда конструктивного обсуждения проблем между русскими и евреями не было. Мне кажется, подобные вещи должны обсуждаться в специальной комиссии, которую мы можем создать. Вместо того чтобы брезговать друг другом, давайте попробуем!
Александр ДУГИН, философ, политолог:
- Молодой человек, который ворвался с оружием в храм, ранил ни в чем не повинных людей. Это, на мой взгляд, как раз акт межконфессионального и межэтнического терроризма. Евреи живут в контексте большого народа, и, благодаря тому, что евреи - меньшинство, они имеют право на то, на что большинство не имеет. Право быть защищаемыми.
Увы, русский национализм практически всегда основан на ненависти к евреям или кавказцам. Я считаю, что категорически вредно для русского народа начинать свое национальное развитие с борьбы против кого-то. Надо начинать с позитивных ценностей. С утверждения наших национальных, религиозных и культурных корней.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ, адвокат, писатель:
- Вот депутат Савельев одновременно готов и вести диалог, и подписывать письмо против всех еврейских религиозных организаций. А с кем вести диалог?
И еще. Я считаю себя русским. Более русским, чем кто-либо! У меня было много возможностей остаться за границей. Но не могу я без березок и русского языка. Не мо-гу! А что, кроме любви к Родине, может определять национальность человека? Вера? Открою одну адвокатскую тайну. Завещание патриарха Пимена писал я, еврей. И заверял его нотариус, тоже еврей. Критерий у иерархов церкви в этом случае был один - можно доверять человеку или нельзя. Событие это, стало для меня на всю жизнь успокоительным лекарством. Поэтому не верю, когда говорят об антииудаизме православия.
Россия - действительно православная страна. И мусульмане с иудеями должны быть благодарны русскому народу за широту и понимание их религий.
Я согласен с Дугиным. В патриотизме нет ничего плохого, патриотизм - это любовь к своим корням. Утверждать, что патриотизм всегда направлен против кого-то, - понижать статус культуры нации. Это значит - считать, что она, культура, питается только за счет врага.
Александр БЕЛОВ, юрист, координатор «Движения против нелегальной иммиграции»:
- Вся семитская и антисемитская литература выходит настолько малыми тиражами, что не представляет никакой опасности для дружбы между народами. В России нет антисемитских групп, которые бы регулярно били евреев. Копцев не был скинхедом.
И у меня есть такое чувство, что кто-то не хочет, чтобы российское еврейство финансировало просвещенных русских националистов. Возможно, это выход из сложившейся ситуации. Есть еще у меня два пожелания - к евреям и русским. Я слышал, что еврейская община собирается проводить в школах уроки толерантности, на которых евреи будут рассказывать, что хорошего они сделали для русских людей. Боюсь, эффект опять будет обратный. Но если они пройдут по школам, рассказывая о хороших делах русских (например, как они спасали евреев во время Великой Отечественной), не забывая напоминать о том, что они, рассказчики, евреи, - мы получим нужный, толерантный результат.
И еще, лучший способ решить «еврейский вопрос» такой - если где-то обижают русских, первыми должны вступаться евреи. Будьте уверены - очень скоро между нашими народами не будет никаких проблем...
Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:
- Национальная тема в России - действительно табу, и называть кошку кошкой считается неполиткорректным. Но везде, где существует более одной национальности, всегда есть национальный вопрос.
Сегодня в мире торжествует идея мультикультурности и всеобщего равенства: национальность не важна, вероисповедание не важно, важно только гражданство. Но Англия вдруг сталкивается с невиданным явлением. Как это, свои же, йоркширские парни взорвали метро! Но дело-то в том, что они свои только по гражданству, в остальном они мусульмане... Из этих асимметрий и следует исходить. И поскольку мы говорим на русском языке в столице России, а не на иврите в Израиле, нужно решать, как евреям приспосабливаться к русским, а не наоборот. Это понятно и естественно.
Последнее десятилетие у нас тут бегают с идеей, что коллективная ответственность - это неправильно и преступно. То есть все хорошее, что сделал мой народ, идет мне в плюс, а ко всему плохому я отношения не имею. Но, отрицая коллективную ответственность, отрицается идея народа как целостности. По тебе судят о твоем народе, и никто никакие резолюции ООН с тебя этот груз ответственности снять не может. Мы живем в России, и евреи это категорически не желают понимать. А это плохо.
Джордж Буш заявляет, что новогодняя елка теперь просто «праздничное дерево». Дескать, не все народы празднуют Рождество, и эта елка оскорбляет чувства других верующих. Но мне трудно представить на Красной площади, в месте глубоко российском, русском и православном, празднование Хануки. Думаю, такая «политкорректность» спровоцирует отрицательное отношение к евреям в России... Вот эти вопросы и придется решать всю оставшуюся жизнь... Мы действительно способны устроиться ловчее всех других, но надо скромнее держаться, давать меньше поводов для пересуда. И когда у человека срывает крышу, и он врывается с ножом в синагогу, это всего лишь мелкий, точечный прорыв. И дай Бог, чтобы этот случай был самым страшным.
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
- Я бы хотел обратить внимание, что Патриархом Алексием Вторым было сразу же отправлено соболезнование еврейской религиозной общине. Что касается книги Шулхан Арух, которая, по словам одного из участников «круглого стола», была первоистоком трагедии в синагоге, то она написана в XVI веке. Это время страшных погромов, когда беременным женщинам вспарывали животы и зашивали в них живых кошек. Чудовищные деяния рождали чудовищные слова. Эта книга - реакция людей в состоянии крайнего стресса. Но в том же «Письме 500» была своя правда. Потому что ни одна из традиционных религий не может похвастаться, что она такая вся белая и пушистая. Есть школы богословия любви, есть школы богословия ненависти.
Я хотел бы спросить у Александра Бороды точку зрения иудаизма на эту историю.
Александр БОРОДА, глава Федерации еврейских общин России:
- В процентном соотношении в XVI - XVII веках евреев погибло больше, чем при Гитлере. Поэтому и писалась эта книга. Например, запрет принимать роды объяснялся тем, что в случае смерти ребенка может пострадать вся еврейская община. Безусловно, сейчас это неактуально. Я хочу, чтобы в России все народы жили в мире и дружбе. Все века еврейское существование не было агрессивным, оно устанавливало форму защиты...
Перепись 1989 года
Русские - 81,5% (120 млн.) Евреи - 0,3% (540 тыс.)Перепись 2002 года Русские - 80% (116 млн.)Евреи - 0,1% (230 тыс.)
Мы должны быть лучшими союзниками
После трагедии в синагоге на Большой Бронной и журналисты, и политики в России подняли жуткий шум. Госдума в пожарном порядке взялась принимать законы против антисемитизма. Но от этой истерики проиграли все. На следующий же день погром в синагоге чуть не повторился уже в Ростове-на-Дону.
А все потому, что никто даже не попытался выяснить: чего это русские с евреями после 250-летнего вполне мирного совместного проживания вдруг разругались? Что делить, на что обижаться? Обсудить все это спокойно и взвешенно, глаза в глаза, а не призывами из телевизионного ящика.
«КП» попыталась начать диалог. Они пригласили в редакцию авторитетных русских богословов и патриотов и усадили напротив уважаемых представителей еврейской диаспоры. Драки не было. Зато выяснилось, что кого-кого, а русский народ в повальном антисемитизме заподозрить сложно. Скорее наоборот. Русские сделали для евреев, пожалуй, больше, чем любой другой народ. Как раз 26 января, 60-я годовщина холокоста. И именно Советская армия, русский народ вызволили сотни тысяч евреев из фашистских концлагерей.
Россияне гордятся, что дали миру многих гениев с еврейскими корнями.
Но вот очередной Додик Гимпелевич:
08.04.2011
…Напрашивается неутешительный вывод, сформулированный известным российским писателем Гантваргом Аароном Соломоновичем, о том, что жить еврею в вашей стране, это уже героизм… Додик Гимпелевич
Газета.ру, описывая историю подачи заявлений в прокуратуру, написала, что «правозащитники также попросили прокуратуру провести экспертизу на предмет наличия в этих письмах проявлений антисемитизма и, в случае их обнаружения, завести уголовное дело о призывах к разжиганию межнациональной вражды».
Одновременно с «письмом 5000» в Генеральную прокуратуру РФ поступило заявление от движения «За права человека» с требованием возбудить уголовное дело по ст. 282 УК РФ («возбуждение национальной розни») против автора и подписавших Обращение 5 000. Оба заявления Генеральная прокуратура передала для проверки в Басманную межрайонную прокуратуру г. Москвы. После проведенной экспертизы, прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела против авторов обращения, одновременно прокуратура отвергла и требования, изложенные в «письме 5000». Отказ прокуратуры о возбуждении уголовного дела против авторов «письма 5000» привёл к подаче сотрудником правозащитной организации «За права человека» ряда судебных исков против Басманной прокуратуры, которые не имели успеха.
26 января 2006 года сенатор Людмила Нарусова задала вопрос Генеральному прокурору России Владимиру Устинову почему он не реагирует на данное обращение, хотя «среди подписавшихся есть рецидивисты — Альберт Макашов». Нарусова назвала письмо депутатов воскрешением антисемитизма. Устинов ответил, что заявление даже не изучалось. Комментируя ситуацию он сказал: «кухонный антисемитизм в России неискореним. Главное, чтоб он не выходил дальше кухни». По его мнению не следует обсуждать эту тему чтобы не привлекать к ней излишнего внимания.
В итоге Басманная межрайонная прокуратура г. Москвы в постановлении от 24.06.2005 приняла следующее решение:
Принимая во внимание, что в ходе проверки в связи с изданием и распространением книги «Кицур Шульхан Арух» не установлен умысел на возбуждение в обществе национальной и религиозной вражды, унижение человеческого достоинства по признакам национальной и религиозной принадлежности, публикация и распространение данной книги не образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ.
А все три попытки еврейских лидеров возбудить уголовное дело против автора Обращения 5000 М. В. Назарова были отвергнуты (постановления от 24.06.2005, 31.08.2005 и 14.03.2006). По мнению экспертизы, которую запросила прокуратура в отношении книги «Тайна России» «Претензии в адрес М. В. Назарова лишены оснований, так как автор лишь придерживается православно-христианского учения — признанной мировой духовно-нравственной традиции… Высказывания Назарова являются проявлением православной религиозно-философской концепции мировой истории, а не проявлением антисемитизма и фашизма».
В свою очередь, Михаил Назаров расценил высказывания представителей ряда организаций, называвших его нацистом и антисемитом как клеветнические и оскорбительные и подал заявление в суд. 11 апреля 2006 года Басманный районный суд г. Москвы отказал Назарову во всех его исковых требованиях в полном объёме.
Вывод. Национальные вопросы были, есть и будут до тех пор, пока существуют нации. Эти вопросы сложные. Их надо решать с умом. Ни в коем случае нельзя разжигать костер вражды, который может вспыхнуть иногда просто на ровном месте, как например, вопрос о запрете российского языка на (в) моей родной Украине.
Свидетельство о публикации №220081301388