9. Секрет массового безумия

У знаменитого нидерландского художника Питера Брейгеля Младшего есть картина, которая называется «Танцевальная процессия св. Иоанна, Моленбек». Считается, что она перерисована с утраченной работы его отца, изображающей вспышку такой разновидности психических эпидемий, как «пляска св. Иоанна (или св. Вита)». Что это такое?

Представьте, что какая-то группа людей внезапно начинает танцевать. Представили? Но отличие эпидемии от дискотеки в том, что танцующие не могут остановиться. Глядя на них, к флешмобу присоединяются другие. Танцевальная лихорадка в Страсбурге в 1518 году охватила 400 человек. И вот эти люди пляшут без отдыха несколько дней подряд, в итоге умирая от потери сил.

Психические эпидемии – это наиболее яркая разновидность коллективных психических явлений. Можно без устали отрицать наличие коллективной психики – до тех пор, пока вы не столкнётесь с феноменом психических эпидемий. Почему о них и говорю. Оные активно изучались в конце 19 – начале 20 веков, потому что тогда это было очень актуально. Правда, танцевальные лихорадки больше не встречались, но зато в повестке дня стояли эпидемии кликушества. Это уже когда люди начинают массово говорить от лица каких-то духов, давать от их имени пророчества и т.п.

Поэтому более-менее подробную информацию о психических эпидемиях можно встретить главным образом в книгах старых авторов: Генриха Гегера, Поля Реньяра, Владимира Бехтерева. Мне часто попадалась легенда о том, что книга Бехтерева о массовых психозах открыла какую-то очень страшную тайну о роли манипуляции в управлении обществом. Поэтому советские партаппаратчики, дескать, скрывали её от народа. Вследствие чего, мол, после Бехтерева никто и не писал на эту тему. Легенда кажется мне неправдоподобной, и вот почему.

На самом деле Бехтерев никаких страшных тайн не открыл. Он застал эпоху массового увлечения гипнозом, о которой я уже писал (http://proza.ru/2020/08/03/414). Поэтому логично, что пытался найти причину массовых психозов во внушении. Дальнейшее падение интереса к теме также можно объяснить событиями рубежа веков, без привлечения конспирологии. А именно: в тот момент набирала популярность психоаналитическая теория Пьера Жане. Она говорила, что чем больше у человека осознанности, тем меньше он поддаётся влиянию бессознательного (в том числе гипнозу). А раз так, то по мере прогресса и роста цивилизованности общества его всё меньше будут беспокоить психические эпидемии. Следовательно, какой смысл их изучать?

В этой мысли есть резон: действительно, наши современники вроде не пляшут до изнеможения (я сейчас не про TikTok) и не кликушествуют. Но значит ли это, что психические эпидемии исчезли? А вот в этом вопросе работа Бехтерева исключительно важна. Ибо он выделял такую разновидность массовых психозов, как спекулятивные эпидемии. И относил к их числу, например, знаменитую «тюльпановую лихорадку» в Голландии.

А это значит… А это значит, что массовое увлечение ICO в 2017 году Бехтерев назвал бы психической эпидемией. Тогда уж, чтоб два раза не вставать, взрыв популярности Pokemon Go годом ранее тоже следовало бы отнести к числу такого рода эпидемий.

А тогда как насчёт вспышек массового насилия? Я имею в виду якобинский террор, красный и белый террор во время Гражданской войны в России, 1937 год в Советском Союзе, немецкий нацизм, войны на руинах Югославии и в солнечных окраинах бывшего СССР в 1990-е годы – разве у этих событий нет признаков психических эпидемий? Получается, что они никуда не исчезли.

Кстати, и кто кому внушал, чтобы эти события состоялись? Гитлер внушил немцам, что необходимо жечь евреев? Тогда почему он не внушил советским солдатам, что надо сдать Москву и Сталинград? Или не всем солдатам, а хотя бы Сталину? На таком простом примере видим, что отстаиваемая Бехтеревым концепция внушения как причины массовых психозов повисает в воздухе.

Получается, что цивилизация цивилизацией, а влияние бессознательного на поведение больших масс людей остаётся достаточно сильным. И мы не до конца понимаем, что за зверь это бессознательное. Даже не можем пока договориться о терминологии. Так, Карл Густав Юнг считал, что если речь идёт о коллективной психике, бессознательное следует называть коллективным. А вот Якоб Морено говорил «групповое со-бессознательное». А Эрих Фромм употреблял термин «социальное бессознательное».

На мой взгляд, механизм влияния архетипа на историю должен быть чем-то похож на механизм психических эпидемий. Впрочем, это явление можно объяснить и более приземлённо. Даже совсем материалистически. О чём в другой раз.

Впервые опубликовано 13 августа 2020 года в https://t.me/rufuturism/19380
Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия;
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).


Рецензии