Пионерские монтажи

Раз понятно, что  даты моего обучения всему приходятся однозначно на вторую половину 20 века. То не может быть никакого сомнения, что и пионеркой я  тоже была в свое время.  У нас в школе при огромном всегда дефиците классов, нашлось непременное место для Пионерской комнаты, где частенько выносились важнейшие решения школьной пионерской организации. Я там и сама частенько сидела на этих собраниях верхушки пионерской организации. Какой-то пост. допускающий мое присутствие там, тоже имелся. Хоть никогда не случилось мне побывать настолько хорошей пионеркой, чтобы наградили меня, к примеру, путевкой на отдых. Пусть не в "Артек", но хотя бы в "Орленок".

 А знавала я в жизни пару учениц школы, которые удостоились провести в таком лагере летнюю смену с яркими впечатлениями  от пионерского отдыха в  лагере.

Была, конечно, в школе и старшая пионервожатая в галстуке и значком. Дородная такая девушка, пышных форм. Галстук пионерский лежал у ней на груди очень гордо.
 Сомневаюсь, что вспомню ее фамилию верно.Но звали этк старшую пионерку однозначно Валей. Очень пионерское имя и героическое среди пионеров. Возможно, была она кем-то вроде Чепуриной или что-то похожее. Но речь  не о фамилиях вовсе.

Было нас в средней школе всего три пионерских класса. 5, 6 и 7. Четвертый относился еще к начальной школе, потому что в те годы педагогика еще не догадалась провести очередную реформу и учить по разным системам, в которую как раз уже угодили мои дети.

Им уже надо было определиться заранее, еще до поступления в школу. По какой из систем они пройдут начальное обучение. На выбор предлагалось два варианта. Один 1-3, и второй 1-4. То есть за три года ты одолеешь начальную школу или за целых четыре. Но так как мом дети в школу оба отправились еще в 6,5 лет. То перед нами этот  сложный вопрос не стоял особо боком. Они оба спокойно отучились 4, как и я, без новаций хоть в этом.

 А было у нас в нашей школе для самых музыкально одаренных из всех малолеток, только три класса в средней школе, потому что никаких параллелей задумано не было от небольшого числа детей,способных для обучения музыке с самого раннего детства да и проблем с наличием классов тоже.

 Восьмой класс школы относился уже почему-то к старшей школе, хотя обучение по среднему неполному  курсу заканчивалось именно в нем со всеми экзаменами. Зато там нас уже принимали в комсомол, называли уважительно на "вы" до конца школы, и даже уже на четыре года обеспечивали стипендией за обучение. Она начиналась с 14 рублей, и в каждом следующем классе увеличивалась на целых два рубля. Заканчивали мы уже с крупной суммой в  20 рублей ежемесячно за хорошую успеваемость, а круглые отличники получали еще того больше. Целых 22 рубля и 50 копеек.

Так в средних пионерских классах был обязательно придуман некий ритуал к разным праздникам с пионерскими монтажами. Классы в нем соревновались между собой от пятого до седьмого включительно. Эти монтажи особой популярностью пользовались у  самой главной из всех пионеров пионерки. Собственно, в этом и было ее рабочее предназначение. Она сама сначала старательно придумывала темы очередного монтажа. Потом заботливо подбирала к ним нужную литературу. Потом сочиняла сам пионерский монтаж. Распечатывала тексты под копирку в нескольких экземплярах. Так что на пятом уже почти ничего не читалось.  Ротом созданное произведение нарезалось на мелкие клочки.  Вручалось участникам. И уже несколько следующих уроков с названием "классный час" все старательно учили свои клочки  наизусть. Потом нас ставили в строй, и мы учились их декламировать в нужном порядке.

 Вот один из таких монтажей приходился на День пионерии изначально. Нп листках были тексты об ударной работе всех известных миру пионеров в детстве.
Лично у меня был кусочек об узбекской пионерке Мамлакат.Наханаг... Нет. Сейчас уже я совсем точно знаю, что была  узбечка Нахангова. И ударно собирала белое золото в Узбекистане. Но на том бледном листке смутно проступала фамилия Наханганова. Ошибиться было нельзя. И я послушно заучила ее имя так, как рукой главной  пионерки было сразу написано на моем клочке ударного текста.

И в мою очередь декламировать, я уверенно рапортовала о пионерке Мамлакат Нахангановой. Это никого совсем не смущало. Главное, что я все говорила четко и в нужном порядке. Мы и в принципе очень хорошо выступали с нашими речевками о достижениях пионеров. Но был у нас еще заготовлен один козырь, которым другие классы совсем не владели. Отбарабанив  заготовленный текст о достижениях в сборе хлопка и многого другого пионерами разных республик. Мы под конец еще выдали песню. Про "журавлей, в которых превращаются солдаты, не вернувшиеся с полей". А я даже в ней солировала в куплетах. Припев подхватывали уже все участники монтажа. Песня была не самая пионерская, конечно. Но именно тогда, как я теперь вспоминаю про это, видимо, и созрело во мне желание. Петь.

На том монтаже мы уверенно заняли первое место из трех возможных.

 С той поры для меня самым радостным временем стали те часы на уроках сольфеджио, где мы исполняли номера из учебника. И на уроках по "музыкальной литературе" самым светлым пятном были исполнения разных арий и дуэтов из опер всех композиторов. Обидно было только, когда первый дуэт Татьяны и Ольги, где я себя нацелила на Татьяну, мне внезапно пришлось быть Ольгой, потому что Татьяной захотела быть сама учительница. А с учителями спорить нельзя.

 А потом единственное, что меня изредка примиряло с долгими службами в церкви, если я там почему-то оказывалась. Это  то, что я сама себя сразу помещала на клирос.И участвовала во всех песнопениях. Хоть слова того, что я выводила, так для меня и остались загадкой навек.

 Еще мне и самой даже удивительно. Что никакого украшения картинкой я здесь прилепить не смогу. Нет в интернете картинок монтажей пионерских в нужном этому порталу формате. Тех, что там очень много, сюда не войдут из-за строгого порядка прикрепления картинок.


Рецензии