Литература и философия древнего Китая

Литература  и философия древнего Китая
Литература народа Китая считается одной из самых древних в мире. Ученые доказали, что ее непрерывная письменная традиция насчитывает около 3000 лет.
Легенды гласят, что история и культура Китая начинается с описания периода правления пяти легендарных императоров – владычество их воспринимается как золотой век мудрости, добродетели и справедливости. Передача власти у императоров  была следующей: мудрец Яо передал свой престол добродетельному Шуню, а тот – Великому Юю. С этого времени власть стала передаваться по наследству. Ци, сын Великого Юю, считается первой древнекитайской династии Ся.
К 1500 году до нашей эры относятся первые гадательные кости, на которых имеются знаки. Наличие этих знаков позволяет сделать вывод о наличии в эпоху Ся примитивной письменности.
За эпохой мифических «пяти императоров» следует время правления династий Ся, Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань (период их правления с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н. э.). Почему я заостряю внимание читателей на эти исторические данные – вся мифология и литература древнего Китая будет на них опираться. По древнейшим письменным источникам, крупный племенной коллектив получил наименование Шан-Инь (2 тыс. до н. э.). По преданию, предводитель племени Шан восстал против правителя династии Ся, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. В 17 в. до н.э. эта династия получила название Инь. Наибольшего могущества это государство достигло в 13веке до н. э. при правлении У-Дина.
А теперь перейдем к древнекитайским мифам. О них мы можем судить по более поздним памятникам культуры (6 в. до н. э.). Мифы по своему содержанию подразделяются на следующие группы: космогонические, мифы о стихийных бедствиях и героях, мифы о первопредках.
Космогонические мифы рассказывают о возникновении природы и человека. Наибольшее распространение получили мифы, которые описывают возникновение неодушевленных вещей, и живых существ, как результат деления хаоса на два первоэлемента: светлое (мужское) начало – ЯН и темное (женское) начало – ИНЬ.
Мифы о стихийных бедствиях и героях, которые спасли от них людей. В этих произведениях древние китайцы стремились найти «авторов» важнейших культурных достижений (добыча огня, строительство первого жилища, изготовление орудия труда и т. д.).
Мифы о первопредках, которые появились на свет в результате непорочного зачатия. Пример – прародительница  иньцев зачала случайно, проглотив яйцо священной Пурпурной Птицы. У иньцев был большой пантеон богов и духов, но со временем на передний план выходит их родоначальник – Шанди (их предок-тотем). Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания и жертвоприношения. Гадания были на костях животных и панцирях черепах. На них ученые и видели первые зачатки письма древних китайцев. Иньские гадательные надписи относятся к 14 – 11 вв. до н. э. Ученые не видят, с точки зрения типологии, между иньской письменностью и современной китайской иероглификой принципиальных различий.
«Мифы Древнего Китая»
«Старинные китайские предания, повествующие о сотворении мира, говорят, что в глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, ни людей, ни растений, мир представлял собой хаос, бесформенный и мрачный. Но со временем в этой бесформенности образовались два духа, называвшиеся Инь и Ян, которые очень медленно стали делать мир, наделенный формой, творя из хаоса небо (им управлял Ян) и землю (управляемую Инем).
Но были предания, повествовавшие о том, что первотворцом мира являлся небесный дух Дзюйлин. Появившись одновременно с первоматерией, он создал горы, долины, реки. Стоявшую посреди реки Хуанхэ гору Хуашань…
Еще одно предание рассказывало так: когда небо и земля еще не были отделены друг от друга, Вселенная была похожа на огромное куриное яйцо. Сам по себе зародился в том яйце Пань-гу уверился в прочности неба, в том, что оно остатысяч лет – а когда проснулся, то скорлупа яйца не позволила ему увидеть свет. Это обстоятельство столь разозлило Пань-гу, что он, схватил неизвестно откуда взявшийся топор, проломил скорлупу яйца. Все, что было чистого и легкого в этом первояйце, поднялось вверх и стало небом, а тяжелое и грязное, опустившись вниз, превратилось в землю…»
В китайской литературе первым чисто художественным памятником считается «Книга песен» («Шицзин» - поэтический свод, составленный  Конфуцием в 450-470 гг. до н. э. В нем представлено 300 песен и од, которые датируются 11-6 вв. до н. э. В песнях был представлен исторический, нравственный, эстетический, религиозный опыт предшествующих поколений. Конфуций дал этим песням следующую характеристику: «Песни развивают воображение, учат наблюдательности, объединяют людей, воспитывают справедливый гнев, настаивают в служении как отцу, так и господину…» Окончательная запись списка была произведена во 2 в. до н. э., когда конфуцианство было объявлено «официальной идеологией». Эти песни исполнялись под музыкальный аккомпанемент, пелись и плясались одновременно.
«Саранча»
«С-с-с  свистят саранчи крылья,
Дети да внуки кишмя кишат!
М-м-м гудят саранчи крылья,
Дети да внуки веревьем вьются!
И-и-и  звенят саранчи крылья,
Дети да внуки роем роятся!»
Большое место в «Песнях» занимают обрядовые, хвалебные и застольные произведения («Малые оды» и «Большие оды»), ритуальные песнопения в честь властителей и предков («Гимны»).
Художественная проза появилась еще в 6 в. до н. э. («Книга исторических преданий»). В «Книге» собраны «записи» речей исторических лиц, клятв, увещеваний и описаний церемоний. Позднее были написаны исторические сочинения «Предания Цзоцю Мина» (5 в. до н. э.) и «Книга о борющихся царствах» (3 в. до н. э.) В них уже есть развернутое изложение и разнообразие стилевых приемов. Значительны произведения древнекитайской философии: «Суждения и беседы» Конфуция (записаны учениками после его смерти), «Мэн-цзы» Мэн-цзы (4 в. до н. э.). Если первая книга довольно лаконична, то вторая представляет собой серию полемических диалогов. В  «Книге пути и добродетели» (Лао-цзы, 5 в. до н. э.) преобладает ритмизованная речь, изобилующая символическими образцами. Этот писатель был основоположником философии даосизма. Другой писатель того же направления – Чжуан Чжоу, в книге «Чжуан- цзы» (4 в. до н. э.) использовал многочисленные притчи. Писатели выполняли свои труды и в форме басен, которые были основаны на народных легендах и мифах – трактаты «Сюнь-цзы», «Хань Фэй-цзы» (3в. до н. э.) В жанре фантастического путешествия (5 в. до н. э.) написана книга «Предание о сыне неба Му». Учения конфуцианства и даосизма имели в своей основе немало различий. Конфуцианство – это учение морально-этическое, проповедовшее возврат к «идеалам древности», уважение к авторитету старших. Даосизм делал акцент на следование «законам естественности», отвергал насилие и звал к «уходу от мира». Здесь надо заметить, что существовали и учения моистов (последователей Мо-цзы»), «законников» во главе с Хань Фэем, софистов, буддистов, материалистов. Почти все их труды были написаны как разговоры между учениками и учителем.
Большой популярностью в то время пользовалось искусство поэзии. Первым известным поэтом считается сановник царства Чу – поэт Цюй Юань. В его поэмах «Скорбь отверженного» «Вопросы к небу», в «Девяти элегиях» раскрылся возвышенный дух поэта-человеколюбца. Народные песнопения перерабатывал в своем творчестве  Сун Юй («Призывание души»). В период Ханьской империи излюбленным жанром в поэзии стал «фу». Представители этого жанра – Цзя И (201 гг. до н. э.) с его поэмой «Оплакиваю Цюй Юаня» и Мэй Шэн, который написал морализующие «Семь наставлений». Значительный успех имело творчество Сыма Сян-жу (120 г. до н. э.) В своих произведениях «Поэма о Цзы-сюе», «Парк Шанлинь» поэт красочно изобразил императорские парки и охоту. В ханьскую эпоху получили большое развитие народные песни «юэфу», которые повествуют о трудах и заботах народа. В поэме «Павлины летят на юго-восток» (2 в.) показана трагедия любящей четы, расторгнутой родительским произволом. Юэфу оказывали благотворное воздействие на многих поэтов смелостью ассоциаций, искусным применением сравнений и близостью к жизни.
В исторической литературе большое развитие получила проза. В «Исторических записках» Сыма Цяня («Жизнеописания») с красочными деталями нарисованы десятки индивидуальных и коллективных портретов деятелей прошлого. Его последователь Бань Гу в своих произведениях строит четкую композицию, показывает ясность стиля. Литературный интерес представляют философские трактаты Ян Сюна и Ли Сяна. Китайский материалист Ван Чун (27-104 гг. н. э.) в «Критических рассуждениях»  сделал высказывания относительно китайской литературы.
В начале первого века н. э. политическая стабильность китайского государства была нарушена вторжением иноплеменников и внутренних междоусобиц. В литературе в этот период выделяется семья Цао: отец, основатель Вэйского царства Цао Цао (155-220), его сын и преемник Цао Пи (187-226) и младший сын Цао Чжи (192-232). Все они были талантливыми лирическими поэтами. Стихи отца были сжаты по форме и в них преобладает динамизм. Сыновья в своей поэзии предаются скорби о загубленных героических устремлениях. Поэт Цао Пи считается автором трактата «Об изящной словесности», где он исходит из понятия индивидуальности писателя и его таланта. К этим трем писателям («период  Цзянь-ань»), по своему творчеству примыкают и другие поэты – Ван Цань (автор цикла «Семь печалей») и Лю Чжань, писатели Чэнь Линь и Юань Юй. Мы кратко познакомились с творчеством поэтов и писателей до 200 г. н. э.
Индивидуальная поэзия в китайской литературе занимает определенное место. Она возникла в Китае в 4-3 вв. до н. э. С юга страны были почти все ведущие поэты: Цюй Юань, Сун Юй, Сыма Сянжу, Мэй Шэн и др. Их поэзия воспринималась как противоположность «северной» («Книга песен»). По Конфуцию в «Книге песен» важен прежде всего смысл, призванный служить воспитанию добродетелей, а также – благомыслие и умеренность в выражении чувств. Даосы тоже в искусстве признавали главным смыслом простоту, меру как основу гармонии. Поэзия по Цюй Юаню и позже, «ханьской оде», бывшей ведущим жанром почти на шестьсот лет, несла с собой иные принципы – «излияние чувств». Эта поэзия принесла пышную декоративность, усложненность языка, игру созвучий, смешение стихов и прозы, длинную и неровную строку. Мы рассказали о всех изменениях, которые произошли в поэзии с 6 в. до н. э. (Конфуций) и в 4 в. до н. э. (Цюй Юань). Для древности характерна непоколебимая вера, что прекрасное есть гармония в природе и обществе. В лирических произведениях того времени много философии (Цзя И, «Ода к сове»).
Цюй Юань (340-278 гг. до н. э.). Он не был профессиональным поэтом. Принадлежал к царскому роду и занимал высокий государственный пост. Поэт жил в сложное политическое время – страна распалась на два лагеря и поэтому происходили ожесточенные войны. Царства Чу и Цинь были в постоянной вражде. Из-за своих разногласий с царем Чу поэт удалился в изгнание. Поэма Цюй Юаня «Скорбь отлученного» («Лисао»), созданная в момент отставки, показывает конфликт поэта с обществом. В произведении он много говорит о себе и жалуется на непонимание его окружающими. Стремление к общему благу и попытки его добиться выражены через аллегорический образ сада. Поэт старательно этот сад выращивал, а враги его погубили, потому что были безразличны к его красоте. Поэт всегда находится в поиске прекрасного, олицетворенного в условном образе Красавицы, Возлюбленной, Дивного Совершенства, в котором угадывается, то друг, то невеста. Но идеал не достижим поэту – друг не находится, невеста уходит к другому. В этой поэме присутствуют три плана: прошлое, настоящее и мечта. Для поэта прошлое – это образец жизни, настоящее – это сомнения и волнения о сегодняшнем дне, мечта – сулит мир душе.
Цюй Юаню принадлежит еще ряд произведений: «Девять элегий» и «Девять песен». Первый по тематике близок «Лисао». Второй – это переработка культовых гимнов, где представлен весь пантеон чуских богов природы. Гимны окрашены в грустные тона, где представлена несбыточность соединения любящих.
Есть у поэта и философское произведение «Вопросы к небу», в котором мифологическая традиция противопоставляется скептическому разуму.
У Цюй Юаня было много подражателей в древности. Он был главой поэтической школы, произведения которой представлены в собрании «Чуские строфы», составленном во втором веке нашей эры.
Отрывок из «Лисао»(перевод А. Ахматовой)
«Покойный мой отец Боюном звался,
Чжуань, сын неба – славный предок мой.
В седьмой день года я на свет явился,
Сей день всех дней счастливее в году.
Отец, на сына поглядев впервые,
Его счастливым именем назвал –
Чжэнцзе, как верная дорога, имя,
А прозвище – «Высокий строй души».
Я, удостоясь счастия такого,
Его удвоил внешнею красой:
В цветущий шпажник, словно в плащ, облекся,
Сплел пояс из осенних орхидей.
И я спешил боясь, что не успею,
Что мне отпущено немного лет.
Магнолию срывал я на рассвете,
Сбирал у вод по вечерам суман…
Уж я ли не радел о благе общем,
Я шел дорогой праведных князей,
Но ты, всесильный, чувств моих не понял,
Внял клевете и гневом воспылал.
Я твердо знаю: прямота – несчастье,
Но с ней не в силах азлучиться я.
В свидетели я призываю небо, -
Все это ради князя я терплю…
В стяжательстве друг с другом состязаясь,
Все ненасытны в помыслах своих,
Себя прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет их сердца…»
Сун Юй (290-223 гг. до н. э.) – в свое творчестве унаследовал стиль Цюй Юаня. Поэту приписывается ряд произведений, написанных более поздними писателями. Литературоведы считают, что «Призывание души» и «Девять рассуждений» - это произведения написанные лично Сун Юем. В «Призывании души» использована форма обрядового плача. Она содержит обращение к душе, которая покинула земное тело, с призывом вернуться. В тексте есть много описаний «ужасов ада» и «блаженств земной жизни». «Девять рассуждений» содержит в себе размышления на темы одиночества, тоски, непризнанности. И все это автор изображает на фоне осеннего пейзажа.
Сун Юю приписываются и другие произведения: «Ветер», «Ответ чускому ванну на вопрос», «Святая фея». Все они созданы в жанре «фу» и представляют собой диалог с чуским ванном. Оды «Ветер» и «Ответ чускому ванну на вопрос» очень похожи на философский диспут и темой, и способом изложения – автором выдвинуто мнение, которое он пытается опровергнуть.
Ода «Ветер»
«В уделе Чу князь Сян гулял и развлекался в своем дворце, им названном – Террасы орхидей. Сун Юй, Цзин Ча – ему прислуживали оба. Вдруг ветер явился, донесся к нему он в свистящем порыве… И князь распахнул свой халат и ветер встал. Сказал: «Ах, как приятен этот ветер! Что ж, им я вместе наслаждаюсь с простым, совсем простым народом?»
Сун Юй в ответ сказал: «Нет, этот ветер только ваш, великий государь! Простой же человек, - куда ему совместно с вами наслаждаться!» А князь ему: «Послушай, ты! Ведь ветер – что? Дух между небом и землею. Является порывами сплошными, не различая, кто здесь знатный и кто простой, кто здесь по положению высок, кто низок, ко всем он проникает. А ты один здесь говоришь, что этот ветер мой…»
Под названием «ханьская ода» известны произведения в жанре «фу», получившие наибольшее развитие в ханьский период (правление Уди, 140 г. до н. э.) Фу строится по принципу философского диалога. Состоит: из введения, центральной части, концовки. Введение и концовка пишутся прозой. Во введении представлена обстановка, называются действующие лица. Между ними происходит диалог, который продолжается в центральной части, диалог завершается в концовке. В ханьских одах содержание монолога часто ограничивается описанием императорских угодий (Сун Юй). Оно дается ритмической прозой, в которых особое место занимают созвучия, звукоподражания. Ода была ораторским жанром и рассчитана на произношение вслух. Оды почти пелись без музыкального сопровождения. Ханьских одописцев считают мастерами в описании природы, они чувствовали ее постоянное движение. Поэты описывали деревья, травы, воды, камни, охоты. Начинали все описания с положения стран света – юг, север, восток, запад. Литературоведы считают, что задача оды – волновать, увлекать читателя и «воспитывать сдержанность и умеренность чувств. Среди мастеров особенно прославлены – Мэй Шэн (141 г. до н. э.) и Сыма Сянжу (179 г. до н. э.).
Мэй Шэн
Семь способов врачевания
«В Чу заболел наследный принц. Гость, приехавший из … навестил его: «Я слышал, что не совсем в порядке ваше драгоценное здоровье. Нет ли улучшений?» Ответил принц: «Увы! Благодарю вас за заботу». Гость продолжал:
«Согласие и мир
Царят покуда в Поднебесной.
Четыре стороны в покое.
А вы, принц, молоды, сильны,
Возможно, что не зная меры,
Днем и ночью
Вы слишком долго предавались развлеченьям.
И вот дурное ци рвануло вспять.
Оно крушит, ломает,
Губит изнутри вас;
И заползает в сердце
Меланхолия, похмельная тоска.
Внезапно находящая тревога
Лишает сна, покоя;
Теряет силу тело,
Слабеет слух,
И вызывают отвращенье
Людские голоса;
Мутится разум,
Словно сто болезней разом
Обрушились на вас.
Звенит в ушах,
Вглазах темнеет,
И не находит равновесие душа.
А если это продолжаться будет долго,
Разрушится здоровье совершенно.
Все это ощущаете вы, принц?»…
Историческая проза
Первые записи, которые отражают жизнь общества, появились еще 14 в. до н. э. – это гадательные надписи на костях жертвенных животных и панцирях черепах. Они содержали надписи о повседневной жизни: о болезнях, о погоде, урожае, войне… К 12 в. до н. э. ученые стали находить надписи с хронологическими пометами по годам правления ванов. Появляются надписи и с речью ванна к войскам, и краткий обзор деяний ванна. К 11-6 вв. до н. э. стали находить ритуальные бронзовые сосуды с пространными надписями, обращенными к владельцу сосуда. Тема надписей – жизнь общества. К 5 в. до н. э. из кратких надписей составляются записи о событиях в разных царствах (летопись царства Лу). В 4-3 вв. до н. э. появляются повествования о событиях прошлого («Речи царства» - раскрывают события 10-5 вв. до н. э.) В этих произведениях материал располагается п царствам, в порядке хронологии, но между отдельными рассказами нет логической связи, они представляют собой цепь эпизодов, связанных только хронологией. Форма изложения – прямая речь, воспроизводящая действительные диалоги и монологи исторических лиц. В это время появляются первые жизнеописания.
 Сыма Цянь (130-90 гг. до н. э.)
Его «Исторические записи» представляют собой собрание исторических материалов, которые существовали до него как устное или письменное предание в памяти или документах. Он был историографом при дворе известного Уди. В результате многолетнего труда и анализа собранного материала у ученого появляется свой собственный взгляд на историю, культуру и жизнь человека. Он организовал в единое целое полученный материал, заключил его в стройные композиционные рамки. «Исторические записки» состоят из разделов: «Основные записи» - история царских родов; «Хронологические таблицы»; «Восемь трактатов» - о торговле, ирригации, астрономии, календаре и других важных событиях; «Жизнеописания» - биографии знаменитых людей. «Жизнеописания» состоят из глав, которые состоят из нескольких биографий. В конце главы автор делает свой вывод по этому материалу – «Я. Придворный Историк, так скажу…». В конце своих произведений, Сыма Цянь и поучает, и оценивает поступки героев. Биографический материал представлен как цепь эпизодов, соединенных между собой хронологией.
Сыма Цянь
Наследственные дома
Юэский ванн Гоуцзянь
Юэский ванн Гоуцзянь вел происхождение от потомков Юя и сяского Шао канна, которые получили в удел Куайцзи с тем, чтобы не прерывались жертвоприношения Юю. Стриженые, с татуировкой на теле, они расчистили пустошь и основали поселение. Прошло двадцать с лишним поколений. В правление Юньчана юэсцы воевали с уским ванном Хэлюем, и между У и Юэ возникла ожесточенная борьба. Юньчан умер, на престол взошел его сын Гоуцзянь. Это и был юэский ванн. В тот же год Хэлюй, узнав о смерти Юньчана, поднял войска и повел их на Юэ. Юэский ванн, приняв бой, послал вперед смертников. Они тремя шеренгами двинулись к уским позициям, а достигнув их, с воинственным криком перерезали себе горло. Гоуцзянь, убедившись, что усцы видели это, нанес им удар. Уские войска потерпели поражение  под Цзуйли, стрелой был ранен Хэлюй. Умирая, он сказал своему сыну Фуча: « Помни о Юэ!» Прошло три года, и Гоуцзянь узнал, что Фуча днем и ночью готовится к войне, чтобы отомстить Юэ. Юэсцы решили опередить У…»
Чжуанцзы
«Чжуанцзы, родом из Мэн, по имени Чжоу, некогда служил писцом в Циюане. Он жил в одно время с царями Милостивым в Лян и Светлым в Ци. В науке для него не было непостижимого, но в самом основном он следовал за речами Лаоцзы. В своих писаниях, в сотне с лишнем тысяч слов, большей частью он обращался к басням. Для объяснения учения Лаоцзы и порицания конфуцианцев он создал диалоги Рыболов, Разбойник Чжи, взломщики сундуков. В историях героев, подобных Кан Санцы на горе Опасное нагромождение, нет фактов, все вымысел. Но Чжуанцзы прекрасно писал, создавал удивительные выражения. С помощью намеков, аналогий обличал конфуцианцев и моистов, и даже многоопытные ученые не способны от него защититься…»
Полководец Ли Гуан
«Полководец Ли по имени Гуан был родом из Лунси, из Уезда Чэнцзи. Его предок Ли Синь, будучи военачальником, во времена Цинь участвовал в преследовании и захвате яньского наследника Даня. Вначале семья жила в Хуайли, а затем переехала в Ченцзи. Из поколения в поколение в их роду передавалось искусство стрельбы из лука… Гуан сопровождал императора в походах, где участвовал и в нападении, и в обороне, и в схватках с дикими зверями… В начале правления Сыновнепочтительного  Светлого государя Гуан был  воеводой пограничной области Лунси, затем был переведен начальником личной охраны государя, а во время военного мятежа царств У и Чу командовал гвардией и в составе частей главнокомандующего Яфу сражался против мятежников и захватил их знамя. Он прославился также при Чанъи. Затем Гуан был переведен воеводой в Шансу… Был он воеводой и Бэйди, Яньмэня, Дайцюня и везде был известен своей храбростью… В преданиях передают: «Кто честен и прям тому приказывать не надо; кто с честью не знаком тому приказывать нет пользы». Это о командующем Ли сказано. Командующий Ли был чистосердечен как бывают чистосердечны простые люди; он не умел говорить  цветисто; когда же наступил час его смерти, в Поднебесной безмерно скорбели о нем…»
Философская литература Древнего Китая тесно связана с общей литературой. Надо знать, что философия возникает в Китае в 8 в. до н. э. и отвечает на все вопросы жизни. Как и в мифологии, в философии значительную роль играет образное мышление. В 5-3 вв. высокого уровня достигает искусство красноречия. Через многочисленных учителей мудрости философские понятия отдельных Учителей переходят из царства в царство. В «Книге преданий»  отчетливо видно, что красноречие является одной из форм развития художественного слова. В русле философского красноречия складываются будущие литературные жанры. Они, для того времени, являлись удобной формой философского наставления. Главным из них является философский диалог. Он определяет основу жанров древней литературы – «Фу» и жизнеописания. У философов получают развитие фольклорные жанры – притчи, сказки, легенды. В 3-1 вв. до н. э. диалог в философском произведении видоизменяется и становится ближе к научной прозе.
Главное место во множестве философских школ Древнего Китая принадлежит конфуцианству и даосизму. Основатели этих школ – Конфуций и Лаоцзы.
Конфуций жил в 6 в. до н. э. Он первый обратился к вопросам связанным не с космосом, а с устройством общества, государства. С его учением можно познакомиться в обширном труде «Изречения» («Лунь юй»), которое было написано учениками со слов Конфуция. Свою задачу философ видит, что бы удержать общество от распада. Путь к решению он видит в возвращении к патриархальным формам жизни старых времен. Конфуций говорил: « Я посредник, а не творец, я верю в старину и люблю ее». Его учение просуществовало в Китае в качестве официальной идеологии почти двадцать столетий. Образцом для Конфуция служила семья в том виде, какой она была в родовом обществе – в ней строго соблюдалось подчинение младших старшим, обязанности каждого были четко распределены, старший в роде являлся ее главой. Монолитность коллектива обеспечивало то, что все члены семьи были связаны общими занятиями, общим культом предков, кровнородственной связью. Как в семье, так и в государстве младшие подчинены старшим, разделение проводится и по родственно-возрастному признаку, и по месту на социальной лестнице. Конфуций представлял государство в виде пирамиды, венец которой – Сын Неба, государь; середина – правящее сословие; а основание – народ. В центре учения Конфуция стоят «благородные мужи» - представители правящего сословия, деяние которого обеспечивает общее благо. Необходимыми признаются в обществе пять добродетелей: «долг-справедливость», «жэнь», «доблесть», «ритуал» («обряд»), «знание». «Долг» («и») понимается как исполнение Обязанностей младшего по отношению к старшему: муж-жена, отец-сын, господин-слуга. Слово «и» - означает «порядок отношений». «Жэнь» есть перенесенное на общество чувство родства. «Доблесть» - это мужская физическая сила, употребляемая на благо рода. «Ритуал» предписывает определенное действие в общественной традиции. У Конфуция «ритуал» стоит в центре системы, способствуя общественной гармонии. «Знание» «благородного мужа» заключается в знании того, что есть «долг-справедливость», «жэнь», «доблесть», «ритуал». В «Изречении» «благородный муж» - это почтительный сын, брат, родственник, уважителен к высшим и милостив к народу, усердный в службе и верен долгу, правдив и предан «господину» и т. д. «Благородному мужу» противопоставлен «ничтожный человек», который обладает только «безобразными свойствами» (предпочитает только личную выгоду, отрицает долг и «Волю Неба», издевается над больными и мудрецами).
Последователи Конфуция – Мэнцзы (4 в. до н. э.) и Дзы-сы (4 в. до н. э.). У Мэнцзы, как и у Конфуция, основными являются политические и этические темы. Он избрал форму стройного и связанного диалога, создал первую книгу для чтения. Он популяризировал учение Конфуция, расширил и углубил его, став «моралистом-теоретиком». Мэнцзы выступал с учением, что основные добродетели (человечность, справедливость, обходительность, мудрость) находятся в чувствах врожденных человеку.
Дзы-сы – это внук Конфуция. В своем «Великом учении», трактате этико-политического содержания, он отстаивает мысль, что благо государства находится в самообразовании отдельной личности. Высшая цель – обнаружение добродетели, исходной точкой обнаружения является проникновение в причинную связь вещей. Основа государственного строя, как и у Конфуция, - это семья. Выводы из его учения – «Небесный порядок» - это природа; «Природосообразность» - разумная норма; «Насаждение разумной нормы» - это обучение; нет ничего видимого, чем скрытое и ничего более ясного, чем таинственное; благородный человек стремится к уединению, где еще не проявились его отрицательные эмоции (внутреннее равновесие); внутреннее равновесие – это основной фундамент мира, а гармония – это пронизывающая мир разумная норма. Эти мысли являются основными в его трактате «О соблюдении середины».
Отрывки из произведения Конфуция «Изречения»:
- «Если человек обладает достоинством… в служении родителям истощает силы, в служении господину способен отдать всего себя, общаясь с друзьями говорит искренне, то хотя бы он никогда не учился, конечно же, скажу, что он обладает знанием»
- «Того, кто при жизни отца наблюдает за его планами, по смерти отца изучает его поступки, в течении трех лет не меняет пути отца, назову сыновнепочтительным»
- «Твердо верь в правильное учение, жизнью защищай правильный путь. В государство, в котором опасно, не ходи; в государстве, в котором смута, не живи. Если в Поднебесной царит дао, будь на виду; если нет дао, то уйди от мира…»
-«Господин должен быть господином, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном»
-«Благородный муж страшится, что он канет в вечность, а имя его не будет прославлено»
-«Благородный муж заботится о девяти вещах: когда смотришь – видеть; когда слушаешь -  слышать; чтобы на лице была приветливость, а в облике почтительность; в речах – преданность, а в делах – уважительность; сомневаешься – спрашивай, в гневе думай о последствиях; когда что берешь, помни о долге»
Лао-дзы и Дао-сизм (6 – 2 вв. до н. э.)
Лао-дзы (родился в 604 г. до н. э.) считается автором Дао-дэ-дзинь («канонической книги о Дао и добродетели»). Слово «Дао» охватывает следующие значения: дорога, норма, разумное начало. Дао – основа не только бытия, но и познания. Несотворенное, возникшее из небытия, безплотное, вездесущее и вечное, порождает все существа, которые, совершив круговорот своего развития, вновь возвращается в свое начало. Даоская этика руководствуется следующим высказыванием: «Дао вечно без деятельности и все-таки не бездеятельно… Святой человек пребывает в деятельном неделании и поучает без слова». В учении о добродетели даоизм выступает противником конфуцианства. «Если все видят в мире красоту красоты, то и безобразное; если все видят доброту добра, то и злое, ибо бытие и небытие друг друга порождают: тяжелое и легкое друг друга уравновешивают, длинное и короткое друг друга  объясняют: высокое и низкое друг друга уравновешивают». К моральным ценностям эти значения также применимы; они тоже определяются противоречиям: « Когда Дао приходит в упадок, тогда есть человечность и справедливость; когда выступают разумность и остроумие, тогда имеется лицемерие; когда возникают раздоры между шестью видами кровных родственников, тогда есть любовь к детям и родителям; когда распадается отечественная власть, тогда имеются верные подданные». В даосской этике добродетели «святого человека» - уступчивость и скромность: «…если он хочет возвышаться над народом, должен в речах своих подчиняться ему; если он хочет идти впереди народа, он должен уступать ему».
Многие ученые подчеркивают, что учение Лао-дзы имеет несомненное сродство с христианской и буддийской этикой, и надо знать, что философ за 600 лет до н. э. произнес незабываемые слова: «Воздай за вражду благодеянием». А вот Конфуций имел другое мнение на этот счет. Он писал: «Чем же тогда заплатишь за добро? Справедливостью платите за несправедливость, добром за добро».
Последователями Лао-дзы были – Лъ-дзы и Джуанъ-дзы. Первый обессмертил себя высказыванием: «Смерть и жизнь суть уход и возвращение; умирая здесь, кто знает, не появлюсь ли я вновь там». У второго тоже ученые находят интересные мысли: «…объект порождается субъектом. Когда исходят из субъекта, то он не становится видимым, его познают собственным познанием. Поэтому говорят: «…объект и субъект друг из друга вытекают. Так вместе с жизнью дана и смерть, вместе со смертью – жизнь, вместе с невозможностью – возможность…»
Даоская школа не имела такой продолжительной жизни как конфуцианская. Даосизм исчезает как философская доктрина (3 в. н.э.) распавшись на два разных течения: на эзотерическое, которое развилось постепенно в алхимическое таинственное учение, и экзотерическое, принявшей характер религиозной общины.
Литература
1. Сыма Цянь. Исторические записки. М. 1972
2. Литература Древнего Востока. М. 1984
3. История философии. М. 1998.


Рецензии