О поезде современности

Аннотация.

  Предлагаемый мною текст «О поезде современности» я адресую председателю попечительского совета РАО О. Ю. Васильевой, председателю комитета по образованию Госдумы РФ В. А. Никонову, помощникам Президента РФ по образованию и культуре А. А. Фурсенко, В. Р. Мединскому, В. И. Толстому.

****

  Надеюсь, что этот текст будет полезен и дойдет до вас. Хочу сказать большое спасибо О. Ю. Васильевой за то, что Вы откликнулись на моё к Вам письмо от 21.12.2017г с предложением о создании в России новой школы, с новой образовательной программой, в соответствии с, так называемой, философией человекоцентричного образования. Очень надеюсь, что эта Программа будет написана, и школа-лаборатория «Новый взгляд» начнёт свою работу.
  Большое спасибо В. А. Никонову – внуку замечательного советского государственного деятеля В. М. Молотова, ближайшего и верного помощника И. В. Сталина, за то, что по Вашей инициативе был показан на телевидении сериал «Забытые вожди». Люди смогли благодарной памятью вернуться в годы смертельной войны советского народа с фашизмом, узнать в этом документально-художественном сериале, невыдуманную правду об огромной, на пределе человеческих сил, священную работу советских государственных деятелей и сотен тысяч и миллионов людей-тружеников, направленную на спасение и перевод на восток тысяч предприятий тяжелого машиностроения (и строительство новых) и организацию на этих предприятиях, в немыслимо кратчайшие сроки, в тяжелейших условиях, работы на помощь фронту. Эта помощь оказалась решающей. (Ведь в это время весь потенциал, захваченных Гитлером, стран Европы, работал на победу фашистской Германии.)
  Спасибо В. Р. Мединскому и министру культуры О. Б. Любимовой. Я получил от вас отклик на письмо к вам от 21.01.2020г (см. «Письмо в Госдуму РФ» на сайте «Проза.ru».)
  Хотелось бы надеяться на то, что текст «О поезде современности» окажет помощь В. И. Толстому и группе людей, пишущих сейчас новый закон о культуре.

****

  В тексте о «поезде современности» я использую глубочайшие мысли и огромную эрудицию исключительно сильного философа-богослова, молодого Руслана Игнашкина. Р. Игнашкина на «Проза.ру» я обнаружила совершенно случайно, набрав месяца-полтора назад в «Яндексе» слова: «Тайна человека».
  И я увидел, в его текстах, нового, изумительного, религиозного философа, поэта и богослова, который стал писать на «Прозе.ру» свои тексты с 2018 года.
  P.S. У меня есть большая просьба к Никонову В. А.. Если письмо дойдет до Вас, то может быть Вы поможете сделать так, чтобы это письмо дошло до министра просвещения Кравцова С. С.? Иначе оно «канет», где-то на уровне замдиректора соответствующего департамента. Я это знаю. О. Ю. Васильева – предыдущий министр, мои письма к ней знает. И она сделала так, (а возможно, делает и сейчас, в новой должности), что был серьезно поставлен вопрос о создании новой школы, с новой идеологией.
  Я не уверен, что это мое письмо дойдёт до О. Ю. Васильевой. Мне хотелось бы, чтобы Голикова Т. А. помогла бы Васильевой О. Ю. в работе с этой школой-лабораторией. Мне, кажется, почему-то, что Голикова способна понять проблему.
10.08.20 г                Микертумянц А. Р. 30 лет педстажа Москва.
                8-903-200-28-93.



О поезде современности

  Или о том, как мы жили раньше и живём сейчас. И так же о том, как некоторые из нас хотели бы жить дальше в своих устремлениях, мыслях и потребностях.
 
Из статьи в МК:
«Меня беспокоит другое. Откладывание на потом (а по факту – навсегда) реформ с каждым днём отдаляет нас от возможности вскочить в поезд современности, которая с большим трудом, но неумолимо прорисовывается в развитых странах. Это и другая экономика, и другое общество, и другая власть, построенные на старых добрых принципах демократии, социальной рыночной экономики и правового государства. От них те страны, жизнь в которых привлекательна для большинства из нас (и особенно тех, кто помоложе), отказываться не собираются. Идёт естественный период избавления от старого и отжившего, взамен которого рождается новое, устраивающее людей.
Опоздав на этот поезд, мы рискуем отстать навсегда, превратившись в мировое захолустье, где неинтересно ни жить, ни работать, ни рожать детей. Давайте считать такой вариант развития событий предостережением для всех нас.»
 Из статьи в «МК», опубликованной до середины марта 2020 г.


  Итак, России, народу России, по мысли автора статьи в «МК», нужно не опоздать, а срочно сесть в «поезд современности» и жить дальше, шагая в ногу, вместе с Европой, Америкой и другими развитыми странами. Иначе будет нам плохо – мы опоздаем на поезд цивилизации.


  Следующий текст принадлежит Р. Игнашкину.

«Нет ничего враждебнее культуре,
чем цивилизация. Цивилизация
есть изнанка культуры…
Цивилизация есть овеществленный
рационализм».
В. Эрн.
  «Цивилизация – это духовно опустошенная культура, потерявшая связь с духовными истоками. Современность являет мрачную картину антропологической катастрофы – из человека вырывается сердце – духовный орган любви и центр личности, культивируется бессердечие, печать которого ложится на общественную жизнь, науку и образование. Мышление без сердца обращает человека в бездушное подобие машины, делает его ум расчетливым, холодным и циничным, чувства без сердца вырождаются в самый низменный гедонизм и культ похоти, воля без сердца оборачивается импульсивностью, произволом.  Цивилизация с каждым днём всё больше умерщвляет в душе человека искание смысла и вечности, тоску  и Бога и духовного мира. Христианскому философу на ум приходит крылатое выражение Лескова: «сердце моё не терпит этой цивилизации». Христианство учит, что человек – образ и подобие Божие, у него есть тело из плоти и крови, бессмертная душа, хранящая тайну индивидуальности и богоподобный дух, озаренный свободой и творческой силой. Человек не только хрупкое явление материального космоса, но и творение с высшей миссией – уподобление Богу и одухотворение вселенной, а его истинная самость и таинственная духовная сущность выше категорий пространства и времени.
  Но для технократической цивилизации человек – это бездушная машина с рассудком, а мышление – психический механизм или сверхсложная, компьютерная программа. Современный человек активно использует достижения цивилизации: высокие технологии и научные изобретения, но в сердце его зияет чёрная дыра, оно опустошено, ибо им утеряно сокровенное духовное сокровище – Бог и душа. Он потерял веру в Бога и не верит в премудрость Промысла. Цивилизация – это смерть культуры, угашение религиозной веры и упадок искусства, господство глобализма, прогресс машин, а не морали. Цивилизация с её плоским эвдемонизмом, не знающим измерения духовной глубины и небесной высоты, с ориентацией на собирание сокровищ на земле – это воплощение программы просветителей, отвергших Бога Вседержителя и Промыслителя, сменивших сакральное теоцентричное мировоззрение на вульгарное антропоцентричие».


Из статьи в «МК».
  Ведущей проблемой отечественного образования на сегодняшний день директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает потерю учащимися мотивации к обучению. Действительно, «забить» на учебу сейчас не прочь не только школьники, но и студенты со своим «кризисом профессионального самоопределения» на 2-3 курсе. А вот механизмов удержания в детях мотивации к учебе, по её словам, у нас нет.
 - Внешнего давления на учащихся в России хоть отбавляй, а внутренней мотивации к обучению у ребят нет. Отсюда и чисто российский Феномен, не имеющий аналогов в мире: ребенок учится не для себя, а для мамы с папой. А раз так, то и списывать не зазорно, и выкладывать задания в соцсетях, и сдавать вместо кого-то экзамены. Можно все!
 - Российское образование перестало быть творческой, креативной отраслью. Педагогам остается лишь талдычить годами все те же тексты уроков. А это прямой путь и к их собственному эмоциональному выгоранию, и к демотивации к образованию их учеников. Мы профукали некогда мощнейший ресурс культа хорошего образования в нашем обществе. Отсюда и всплеск нынешней моды на семейное обучение.»
 
  Итак, по словам эксперта И. Абанкиной, «профукали». Но когда же он был, культ истинного хорошего образования в нашем обществе? Я вспоминаю… После смерти И. Сталина и разоблачения его культа личности – тирана «верным ленинцем» Хрущевым, наступила (временно) пора оттепели. Вузовские начальники, преподаватели, члены Приемных комиссий, довольно быстро сориентировались, смекнули: «жить хорошо, а хорошо жить еще лучше». Сложность экзаменационных материалов для поступления в ВУЗы, особенно и, в первую очередь, в престижные (напр. МГУ и многие другие), стала расти после 1965 года быстро, и по экспоненте (экзамена ЕГЭ тогда еще не было). И к 1970 году корыстное «творчество» вузовских преподавателей достигло такой жадности к деньгам, что стало ясно: поступить в престижный ВУЗ без прямой взятки или завуалированной, практически невозможно. Например, экзаменационный материал по математике в МГУ, ВШЭ, ГАУ и другие, в разные года престижные ВУЗы, был составлен так, что получить «3» абитуриентам, посещающим подготовительные курсы при ВУЗе, можно, а выше – нет. Это означало непрохождение по конкурсу. Тогда родители абитуриентов поняли, что надо идти с подготовительных курсов ВУЗа к преподавателям этого ВУЗа, потому что никакой репетитор со стороны, помочь получить высшую оценку на экзамене не может (так специально был составлен экзаменационный материал).
  Преподаватели ВУЗов, близкие к Приемной комиссии, стали сажать «поступантов» в частные группы по 8-10 человек и делать вид, что разъясняют содержание лекций, прочитанных на подготовительных курсах. А «поступанты» при этом, платя немалые деньги, надеялись, что содержание экзамена будет «высвечено», а сама экзаменационная работа будет проверена, кем нужно и как нужно. Впрочем, на моей памяти, часто бывало, что вузовские преподаватели «блефовали» и после экзамена «исчезали», были недоступными.

****

Притча о блудном сыне
  «У некоторого отца было два сына. И сказал младший из них отцу: Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, наступил великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней . И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему  и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобой, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число  наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: Отче! Я согрешил, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк.15:11:24).
   
  Притча о блудном сыне сакральна, боговдохновенна, как и Евангелие, как всё Священное Писание. Мой комментарий на эту притчу ничего нового и оригинального не сообщит, но я хочу связать тему текста «О поезде современности» с темой притчи.
  Кто такой блудный сын? Он разнолик и множественен среди нас. Его основная характеристика – самочинность, своеволие и нежелание жить и трудиться в Доме Отца. Который ему подарил жизнь и который ему сказал: «ты, как твой брат, являетесь Моими наследниками. Мой Дом и все, что у Меня есть Я готовлю тебе отдать, также, как и брату твоему. Но вам с братом надо быть со Мной. Верить Мне, и умом, и сердцем. И надо напряженно работать в Моем Доме».
  Но блудный сын сказал себе: «Я хочу жить сейчас, а не потом. Хочу жить весело, легко и приятно. Я не хочу горбатиться на Отца, как это делает мой брат. Я хочу быть свободным.
  И он ушел от Отца. Он разменял заботу и любовь Отца на свою судьбу. Ушел из Дома, и стер в себе память об Отце. Прошло несколько лет. Лишившись опеки и заботы своего Отца, блудный сын в чужом краю, оказался без куска хлеба. Он «профукал» все, что имел. От голода он стал жрать, вместе со свиньями, их еду из одного корыта. Но и это ему стали не давать. Тогда, несчастный, он вспомнил об Отце и решил к Нему вернуться. Упасть перед Ним на колени, попросить прощения и еды.
  Как только он это решил, Отец вышел ему навстречу с великой радостью.
 
                Из статьи в «МК»
  Впрочем, не все так просто, дал понять «МК» глава комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович:
 - Боюсь, что главную проблему российского образования министрам не решить! Основной рубец у нас идет не между школой и вузом, а между завершением обучения и дальнейшей жизнью. Будь в России система, при которой чем лучше ты учился, чем выше твои академические, организационные и прочие способности, тем выше твой пост и зарплата, решить все прочие проблемы образования было бы проще. Но у нас все по-другому. Дети крупных олигархов или госчиновников внезапно оказываются самыми одаренными и в 25 лет возглавляют крупные бизнес-структуры или организации и получают высокие награды. А люди это видят и понимают: главное для успеха в жизни не образование, а то, кто твои родители и друзья. Это и есть главная проблема нашего образования. А все остальное решаемо!
                Марина Лемуткина
 
  Итак, Е. Бунимович, в статье «МК», считает, что главная проблема российского образования не в его содержании, а в том, что дети богачей-бизнесменов и госчиновников, обладающих тоже, и деньгами, и ресурсами, подавляют мотивацию молодежи учиться и быть конкурентно- способными в устройстве их жизни.

****

  Что же такое «хорошее образование», культ которого, по словам И. Абанкиной, мы «профукали»? Я уже много повидал на свете, и все происходило на моих глазах… С грустью и любовью и, с сожалением, я вспоминаю сотни тысяч и миллионы советских людей - судеб, что незаметно уже ушли с Земли. Людей  с нелёгкой и, иногда, трагической судьбой. Теперь, сегодня, проживая оставшийся отрезок моей судьбы, я проживаю его вместе с их братьями, сестрами, с их сыновьями и дочерьми, с их потомками -  людьми похожими и непохожими на тех, кто ушёл. Им тоже нелегко и они «карабкаются» по жизни, и они тоже хотят жить.
  … Сначала был дефицит. Не хватало хороших товаров: кофточек, брюк и т. д. Потом стало престижным и желанным иметь в квартире другой дефицит: стенку с хрусталем и с полками, на которых стояли бы собрания сочинений известных писателей, и которые «совок» все-таки, читал иногда, а чаще всего, либо не раскрывал, либо просматривал, глазами, а не душой. Потом «человек-совок» понял, что «сторублевый инженер» и все те, кто живет на одну зарплату – это не то, что надо, если импортная аудиовидеотехника не доступна по цене. А иметь это и многое другое, и престижно, и хочется. И тогда все устремили своих детей за «хорошим образованием» в ВУЗы мясомолочной и похожей тематики. Это для того, чтобы можно было стать товароведом, директором магазина, шашлычной, ресторана и т. д. То есть, чтобы быть поближе и, вплотную, к дефициту и, по возможности, подворовывать. (А возможности такие были весьма неплохие). Люди в это время, стали думать, как купить по очереди на несколько лет, автомашину «Жигули», или купить её, «по дешевке», у спекулянтов за 2-3 цены. Особенно престижна и вожделенна была «Волга», за которую подпольные цеховики готовы были отдать 20-25 тыс. брежневских рублей.  (А это стоимость 2-х – 3-х совковых дач на участке в 6 соток).
  Наконец, когда вместо социализма пришел рынок и капитализм, все устремились за «хорошим образованием» в ВУЗы, чтобы получить права, посредством которых можно было стать экономистом, финансистом, юристом, нотариусом, банковским управляющим и т. д. То есть, чтобы опять быть ближе к деньгам, к финансовым потокам.
  Вот, собственно, и всё. Никакого культа хорошего образования никогда раньше и теперь, не было и нет. А был и есть сегодня культ права подойти ближе к корыту, из которого вместе со свиньями, ел блудный сын.

****

  Р. Игнашкин: «Мы живем в унылое время – время развращения душ и нравов, когда художники, музыканты и поэты отрекаются от святых идеалов искусства ради низменных наслаждений, мимолётного успеха, приобретения материальных благ и позорного угождения толпе. Но ведь поэты в России – это душа нации, они хранители русского языка, без которого не может существовать культура, и гибель высокого искусства, остающегося в наш печальный век достоянием редких душ, и развращение поэтов – изобличает катастрофическое духовное состояние нашего общества. (А на Западе еще хуже. Разрядка моя. А. М.)
  Наше время отмечено научно-техническим прогрессом, но это ещё не предполагает прогресса культуры, нравственности и духовного роста, а напротив – может сопровождаться духовной и нравственной деградацией. Мышление современного человека рассудочно и механистично, оно крайне ограничено, не различает добра и зла, мало способно к пониманию эпичеких художественных произведений; это мышление нельзя назвать духовным, творческим и интуитивным. Человек превращается в машину. Вот она – картина вселенского апокалипсиса расчеловечения.
  Надо признать, что все мы – Россия и весь мир – переживаем глобальную духовную катастрофу – власть рынка, страсть к обогащению, идеология массового потребления истребляет религиозную веру в сердце человека и всю высокую  культуру. Время – это арена духовного испытания для человека и его свободного самоопределения по отношению к Богу. Во времени должно раскрыться сердце человека и осуществиться его духовный выбор, как свободной, разумной и нравственной личности – быть с Богом или отвергнуть Бога».

****

  Советский человек раньше и россиянин сегодня (также как и человек «развитых стран») тоже сделал выбор. В основной своей массе, он, как правило, Бога не отвергает. Это было бы слишком категорично сказано и неверно. Он Бога не отвергает. Он Бога не знает. Он к Богу равнодушен, т. к. не дорос. Со всеми, вытекающими отсюда последствиями. Бог его знает, а он Бога – нет.
  Мы не умеем молиться, общаться с Богом умом и сердцем. А потому, когда мы ходим в Дом молитвы, мы ходим, чаще всего чего-нибудь попросить. (Так делали и делают язычники в своих обращения к их богам). Мы кольцами, в очередях, стоим к Матроне московской и не понимаем, что и при жизни она принимала не всех.
  Мы не понимаем своей жизни – судьбы. Мы хотим эту судьбу «пришпорить» и заставить её «скакать» туда, куда мы хотим. Туда, куда мы хотим, а не любящий Отец. Мы всё время находимся в роли ветхозаветных Адама и Евы: мы стоим перед деревом познания добра и зла и делаем свой выбор, но, как правило, не такой, какой хотел бы от нас Отец, а свой. Потому что мы в Боге невежественны пока и больны. Редко, очень редко бывает так, как было с той беременной молодой девушкой, которой был поставлен самый страшный диагноз по опухоли в голове. И тогда встал перед глазами судьбы страшный выбор: делать операцию срочно по удалению опухоли в голове прекратив беременность. Или подождать до родов, а потом делать операцию? Девушка спросила мать. И эта святая женщина сказала: «роди ребенка». После рождения ребеночка, операция прошла успешно. Сейчас прелестная 4-х летняя девочка не знает во что её жизнь обошлась маме и бабушке. Но Бог знает. Я знаю и другие, подобные поразительные случаи. Как при этом люди делают свой светлый выбор, не понимаю.
  Мы все – «разносортица» героев Достоевского всех его книг, также и героев «Мертвых душ» Гоголя. В нас есть тоже что-то и от Грегора Замзы – персонажа Франца  Кафки. Грегор Замза превратился во что-то похожее на панцирно-хитинового мыслящего таракана. Такая метаморфоза гениального Кафки. (Напоминаю, что шедевр австрийского еврея Кафки был написан после 1-й мировой войны и перед 2-й, когда фашистские «мыслящие тараканы», превратили добрую половину немецкого народа в их подобие.)
  Мы противоречивы сами в себе. В нас живут, смешанные в разных пропорциях, кн. Мышкин – образ Божий на земле и любимый им Парфён Рогожин – это по ап. Павлу душевный человек, движимый обуревающей его страстью. И оба – высвечены для нас гением Достоевского, судьбою связанного с Творцом.
  Живут в нас, и Бетховен и  его 9-я симфония, и Толстой, и Игорь Моисеев, ансамбль танца которого, в самое крутое время холодной войны, оттаивал холодное сердце обывателя и его душу во многих странах мира. И многие, многие другие таланты и гении, творчество которых и побуждение к творчеству, были и есть с Неба. Эти люди – Поэты, о которых сказано в Ветхом Завете: «Они будут являть славу Мою».
  Тогда, когда мы слышали этих Поэтов, когда их голос доходит до нас, мы вместе с Авраамом, которому Бог дал другое имя и, вместе с именем, другую Тайну Божию. Тогда и мы живем истинной жизнью. И также, можем уходить с Земли с другим именем, с другой Тайной Божьей. Но уходить не в небытие, как считает внутри себя, современный  в России и в мире, человек, а в Тайну Божию. И тогда, наше дальнейшее не «молчание», как говорил Гамлет, прадед кн. Андрея, а жизнь в Доме Отца.
  В заключение, приведу снова несколько выдержек из текста Р. Игнашкина: «О смысле и целях образования. Философский очерк».

****

  «Человек соединяет в себе дух, душу и тело, и существует на грани двух миров – духовного и материального. Древние философы называли человека микрокосмосом, но его душа больше вселенной!»
  «Человек создатель и носитель культуры, но самое глубокое и сокровенное – это его сердце, где как в свернутом свитке хранятся все тайны внутреннего духовного мира. В духовном смысле сердце – это сокровенная самость человека, ибо оно глубочайшая основа личности и живой орган любви и свободы».
  «В центре образования – загадка человека как духовного, культурного и социального существа. Священное Писание открыло нам великую тайну человека как существа возвышенного и низменного, великого и ничтожного, богоподобного и грешного».
  «Человек – это потерянная тайна современного образования. Человек призван найти себя – духовный лик своей души, и образование должно исходить не из абстрактной идеи «человек», как обобщенной схемы, а из антропологической тайны личности и индивидуальности».
  «Тайна образования – это тайна духовной жизни, а в её центре – дух, личность и свобода».
  «Образование – это духовный пульс личности и науки, без него нет, и не может быть культуры, исторической памяти, духовной традиции и творчества».


****

  Это было на концерте, играли прекрасную старинную музыку, и между двумя тактами пиано деревянных духовых ему вдруг снова открылась дверь в потусторонний мир, он увидел Бога за работой, он испытал блаженную боль и больше уже ни от чего на свете не защищался, больше уже ничего не боялся на свете, всему сказал «да», отдал своё сердце всему. Продолжалось это недолго, каких-нибудь четверть часа, но в ту ночь вернулось во сне и с тех пор нет-нет да поблёскивало украдкой и в самые унылые дни; иногда он по нескольку минут отчетливо это видел – как золотой божественный след, проходящий через его жизнь; он почти всегда засыпан грязью и пылью, но вдруг опять вспыхнет золотыми искрами, и тогда кажется, что его уже нельзя потерять, а он вскоре опять пропадает…
Гессе «Степной волк».

****

  Цивилизация человеческая еще молодая. Время до Христа и после Него и Мохамеда… (Это время хорошо знает Р. Игнашкин.) Это время роста и антироста человека в его судьбе. Борьбы человека. Человек всегда боялся себя больше, чем зверей. Потому как, человек может быть страшнее зверя. Так человек, защищаясь от самого себя, строил древние крепости, замки, построил великую китайскую стену… Он боялся самого себя.
  В это же время человек, желая жить, изобрел сначала колесо и, далее, заводы, порох, доменную печь, машины, автоматы… Пришло время, человек изобрел радио, полетел на самолёте (всего 120 лет назад!), но не в духе, а на ракете на Луну…
  Хотя отрицать полет человека внутри себя, к Небу, конечно, глупо. Об этом пишет Г. Гессе: «золотой божественный след, проходящий через его жизнь: он почти всегда засыпан грязью и пылью, но вдруг опять вспыхнет…» Гиганты Шекспир, Бетховен, Толстой, Леонардо…, сотни и тысячи других…
  Но, иногда, вспоминая, последние 50-100 лет, становится страшно. Но, особенно, последние 10 лет… На канале «Культура», лет 8-7 назад, в рамках проекта «Академия» (образовательный проект) читались для ребят 16-18 лет, лекции докторов и академиков разных наук – «физиков» и «лириков». О Тайне человека и его судьбы не говорилось и не предусматривалось. Ребята «образовывались».
  Но я не об этом. Я о лицах. Лица тех детей, 10-тилетней давности  и сегодняшних. И те, и сегодняшние – это внуки и правнуки наших «совков», драгоценных «совков» нашего народа, столько настрадавшегося… Лица и глаза изменились. Те, дети не были так «наколоты» в губах и щеках, у них почти не были татуировки на ногах, руках, спинах, задницах… Но это, ладно. Главное то, что они, хотя и хорошо знали, что такое компьютер, ноутбук, не были в такой степени «продолжением» смартфонов, как сегодняшние.

****

  Эти сегодняшние дети, становятся всё больше «машинными». Их лица и глаза – «очи души» изменились. И это уже страшновато. Сказано: «все простится человеку, кроме хулы на Духа Святого». Дух Святой не боится хулы. Он боится, вернее, беспокоится, за человека. Он не хочет, чтобы человек измазал себя дерьмом.
Что сейчас, особенно в последние 10 лет, видно. (См. моё звуковое письмо на Прозе.ru «Почему к нам пришла эпидемия Covid-19?»

11.12.20г.


Рецензии
Здравствуйте, Анушаван!
Надо сказать, что я совершенно не ощущая себя «изумительным религиозным философом», как Вы выразились, и не думаю, что высказанные мной мысли – «глубочайшие», а моя эрудиция – «огромна», но я с радостью откликнусь на Ваши раздумья.
В своих философских размышлениях Вы затронули животрепещущие проблемы современного образования в России, и я могу приветствовать Ваше убеждение, что нам необходима новая идеология образования (я бы сказал новая философия образования) в центре которой был бы человек в его глубочайшей связи с Богом, человек не только как социальное и биологическое существо – житель земного мира, но и как носитель духа и высшего творческого дара, как причастник духовного мира, подобно Иову, Лермонтову и Достоевскому, задающийся «проклятыми вопросами»: Что такое добро и зло? Кто я, зачем живу и почему смертен? Как возник мир и в чем смысл исторического процесса? Святитель Григорий Богослов определил человека как существо разумное и мыслящее, называя разум – светильником Господним, и утверждал, что призвание человека в здешнем мире быть созданием поэтически мыслящим и философски рассуждающим, ищущим мудрость и хранящим душу от пороков, молящимся Богу и живущим по Его заповедям. По великой премудрости Господь наделил ум человека способностью философствовать – искать Божественную Истину, и я могу лишь сожалеть, что в наш циничный и расчетливый век философские вопрошания и духовные искания сменились проблемами утилитарного характера и мещанскими интересами: как «потратить силы и таланты на то, чтобы иметь хорошую работу, дом с теплыми полами, красивую жену, вырастить детей, купить престижную спортивную машину…». В моем сердце отзывается тревогой и скорбью то, что наше общество пребывает в состоянии духовного упадка и апостасии, жажда материальных благ вытесняет духовную жажду, которой томились пророки, Евангелие становится забытой книгой, люди не хотят читать ни «Диалоги» Платона, ни сонеты Шекспира, ни классическую, ни святоотеческую литературу, и постепенно мир превращается в кладбище культуры – цивилизацию. Если человек культуры есть одухотворенная личность, молитвенник, творец и носитель идеалов и ценностей, то человек цивилизации – это «одномерный человек», лишенный высоких духовных запросов, безликий представитель массы, узко мыслящий специалист с механическими навыками и потребитель, которому чужды духовные порывы Данте и Мильтона, Баха и Бетховена, Рафаэля и Тициана. И нет ничего удивительного в том, что наблюдая повсеместное измельчание душ, Вы совершено справедливо замечаете и с печалью и нравственным негодованием констатируете, что «мы все – «разносортица» героев Достоевского всех его книг, также и героев «Мертвых душ» Гоголя. В нас есть тоже что-то и от Грегора Замзы – персонажа Франца Кафки. Грегор Замза превратился во что-то похожее на панцирно-хитинового мыслящего таракана».
Сбываются историософские пророчества К. Леонтьева, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева и Ортеги-и-Гассета, предрекавших, что на смену культуре, напряженной духовной жизни и монументальным формам искусства – на смену Данте и Джотто, Микеланджело и Бетховену, готическим соборам и трагедиям Шекспира – придет технократическая цивилизация, сопровождающаяся декадансом духовности, измельчанием душ человеческих, равнодушием к вековечным вопросам философии и к Богу. Вы очень точно сказали, что в наше время люди в России и в так называемых «развитых странах» не отвергают Бога – все гораздо трагичнее и страшнее – они не знают Бога, не умеют молиться – общаться с Ним умом и сердцем, равнодушны к Творцу, Промыслителю и Спасителю. Современный человек напоминает мне Ангела Лаодикийской Церкви из Апокалипсиса, о котором сказано: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:15-17). Если каждый человек есть образ Божий – уникальная личность, сотворенная для духовной жизни, то и целью нашего образования должно быть не одно получение знаний, умений и навыков, нужных для того, чтобы человек стал узко мыслящим специалистом, но духовно-нравственно воспитание и становление личности, раскрытие перед учащимися духовных миров Сократа и Шостаковича, Гете и Новалиса, Байрона и Ломоносова, Толстого, Достоевского и Чехова, дабы великие поэты, музыканты, ученые, живописцы и философы стали их вечными спутниками, и их сердца воспламенились любовью к шедеврам мировой культуры, ибо без любви образование – это обреченный процесс. Мне нравится Ваша идея включить «науку о человеке» в систему нашего образования: «в один блок, центральный, под условным названием «Человековедение» можно было бы включить литературу, этику, эстетику, психологию, музыку, рисунок, религиозную культуру народов мира и т.д. Этот блок, «Человековедение», должен быть построен на духовных шедеврах, сотворенных человечеством за все время своего существования. На шедеврах, которые рассказывают о человеке, очищают его, измеряют его, открывают его. Шедевры искусства через образы емкие, яркие, многоаспектные и сложные активируют в человеке внутренний диалог с присутствующей в нем Иной Природой подвигают человека отвечать самому себе на какие-то важные мировозренческие и духовные вопросы бытия. Так человек идет к пониманию самого себя, к самоиндификации, к мудрости».
Высшую цель образования необходимо мыслить не утилитарно и прагматично – достижения видимого успеха в жизни, престижная работа, высокий социальный статус и финансовое благополучие, а возвышенно и духовно – становление личности, культурно утонченной и совестливой, имеющей святыни и идеалы, отдающейся духовной жизни и служащей Богу, умеющей любить Бога и природу, искусство и науку, Отчизну и окружающих людей жертвенной и самоотверженной любовью (как описанная Вами молодая девушка, которая, несмотря на страшный диагноз – опухоль в голове, не прекратила беременность – не пошла на казнь нерожденного ребенка, но в совете со своей матерью явила подвиг любви, и Господь не оставил ее), живущей не одними гедонистическими запросами плоти, но и метафизическими запросами духа, в противном случае мы рискуем уподобиться безумному богачу из евангельской притчи: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:16-21). Назначение всех притч Христовых – нравственное назидание людей на их пути в Царство Небесное, а притча о безумном богаче – учит нас искать сокровищ небесных и духовных, а не земных, оберегает от стяжательства – пристрастия к суетным и бренным сокровищам материального мира, изобличает самодовольство сильных мира сего, напоминает о неумолимой смерти, развенчивающей все мирское величие и обращающей в прах богатства земные, учит не обольщаться житейским изобилием и не забывать о нуждах ближних, завещает жить, дорожа бесценным и невозвратимым временем, посвятить жизнь Богу, а не суете. Все жизненные интересы богача из притчи Иисусовой сводились к земному благополучию, он не помнил о Боге и своей душе, о смерти и Страшном Суде, кичился мирским успехом и утратил духовную свободу – стал рабом накопления, был жестокосерден по отношению к нуждающимся и растратил всю жизнь на приобретение богатств. Можно сказать жил по циничной и популярной ныне формуле: «время – деньги», и за все это Господь называет его безумцем. Как христианский мыслитель я думаю, что у образования есть сотериологическая функция и эсхатологическая перспектива: образование – это процесс длинной в жизнь, оно должно приуготовлять человека не к достижению внешнего успеха и мирских благ, а к нравственно достойной жизни, и не только к взрослой земной жизни, но и к самой вечности – к встрече с Богом, к Страшному Суду.

Руслан Игнашкин   21.08.2020 20:02     Заявить о нарушении