Кассета. Глава 7. Время пришло

                Сколько бы мудрых слов ты ни прочёл,
                сколько бы ни произнёс,
                какой тебе от них толк,
                коль ты не применяешь их на деле?
                Будда.


Джозеф Иванович, наверное, был единственным другом Марка, с которым у него сохранились доверительные отношения, сложившиеся с самого детства. Джо тоже имел русские корни (его отец был из России, а мать – из Чехии), но он родился и рос в Европе. Когда Джо достиг семилетнего возраста, отцу Джозефа предложили высокопоставленную должность в Скотланд-Ярде. Это в значительной степени повлияло на дальнейшую судьбу их семьи.
Отныне, не могло идти и речи, чтобы их тихая и размеренная прошлая жизнь в Карловых Варах придавалась огласке. Им пришлось всей семьёй перейти внутренний рубеж – оставить прежнюю жизнь в прошлом. Родители прекрасно понимали на что идут, а мальчику этот переезд был не понятен, он потряс его!
– Почему я должен скрывать свою фамилию, свою настоящую жизнь и надевать маску клоуна! – возмущался Джозеф. – Я же не шут! Я – живой человек, у меня есть друзья… Как я их оставлю? – Джозеф лукавил на счёт друзей (у него их на тот момент не было), но он считал это веским аргументом, чтобы зацепиться за ниточку надежды, позволяющую остаться в своей «зоне комфорта».
– Сынок, в силу ряда причин мы вынуждены это сделать, тебя ждёт великое будущее, ты у меня самый лучший, скоро всё разрешится – успокаивала его мама непосредственно перед датой переезда. Джозеф, хотя и не охотно, но всё же верил её мелодично-убедительным словам. А как иначе, ведь она – Мама! Мамины глаза не врут, а её слова сбываются!


***

Знакомство Дзожефа и Марка было случайным. Прогуливаясь по Гайд Парку, Джозеф присел на скамейку прочитать новости в «The Daily Telegraph», ведь «читать газеты на ходу – дело не благородное» – считал он, – а расширять свой лексикон английского языка просто необходимо!
Марк, проходящий мимо, обратил внимание на читающего юношу и остановился от удивившей его картины – газета с серьёзными и ответственными мыслями не типична для столь раннего поколения – философски подумал он.
– Привет! Как тебя зовут? – спросил Марк, ожидая увлекательного диалога с интересным собеседником.
–  Джозеф – прочитал в газете имя и добавил отчество на русский манер, –  Иванович. Для друзей просто: «Джо»! – резко ответил сидящий мальчик, он только сегодня переехал с семьёй в Лондон и хотел сам придумать себе имя для новой жизни.
– Очень приятно, я – Марк. – ответил Изотов, протянув руку для рукопожатия.
Дети лучше взрослых могут понять человека, – это происходит из-за наивной, но искренней доверчивости, желания расширить круг интересов и найти новые знакомства. Ребята доверили друг-другу «Великую тайну» – они были русскими, а самое интересное – у них дата рождения была одинакова. Этот факт настолько их сплотил, что ощущалось некое родство и они со временем стали называть себя братьями.
Школьные годы сформировали их общие интересы – парни часто играли в шахматы, читали русские книги, катались верхом на лошадях и вместе увлеклись джазом.
Наступило время, когда их пути разошлись – отец Джозефа, окончивший службу по контракту, принял решение вернуться к себе на родину, забрав с собой всю семью. В этот раз Джо с удовольствием захотел познакомиться с русской культурой воочию, а не только по книгам, которые он просто «проглатывал». Ему исполнилось 20 лет и неотвратимость переезда уже не пугала, а наоборот – он хотел увидеть другой мир! Мир русских, мир своего рода! Поступив в Институт Международных Отношений сразу на 3 курс, благодаря связям отца и собственной проницательности, он посвятил свою будущую жизнь дипломатии.
Марк и Джозеф первое время созванивались, затем переписывались, после – перешли лишь на одиночные, редкие и формальные поздравления с праздниками – так бывает, когда лень возобладает в человеке даже над такими святыми понятиями такими как дружба, тогда мы придумываем позорно-красивое объяснение «у меня нет времени», «я занят» и другие похожие по смыслу отговорки.
«Синусовидная дружба» – довольно частое явление. Уровень качества отношений при ней колеблется то вверх, то вниз. Это волнообразное движение нам хочется заменить ровной и размеренной горизонтальной линией, но жизнь проверяет на прочность нашу порядочность, нашу человечность, нашу преданность. Такой проверке подверглась дружба и этих подростков.


***

Когда Марк потерял отца и ему пришлось в свои руки брать бразды правления Институтом, – нужно было продолжать поддерживать общение с правительством, чтобы финансирование проектной работы не прекращалось. Инвестиции, вложенные в Институт, заканчивались с окончанием ремонта.
Новым куратором, который должен был заниматься контролем финансирования научных разработок со стороны правительства был назначен Иосиф Александрович Петров. Правительство решило поменять куратора после смерти отца Марка, поставив на место старого и опытного предшественника – более молодого и амбициозного.
Ожидая в только что отремонтированный кабинет нового куратора, Марк даже не мог себе представить, что Иосиф Петров окажется его старым английским другом…
–  Джозеф Иванович, здравствуйте – протянул Марк –  наконец я узнал твою настоящую фамилию!
–   Марк?! Это ты?! Не могу поверить – искренне удивился Джо.
Парни пожали друг-другу руки и крепко обнялись по-братски, они не виделись несколько лет и вот снова встретились. Да, судьба иногда преподносит поистине удивительные подарки – подумал каждый из них.
Может ли работа разрушить дружбу? Может ли дружба разрушить работу – вот вопросы, которые им предстояло решать вместе в грядущие годы!
Они встретились в свой день рождения, когда каждому из них исполнилось по 25 лет. В течение десяти последующих лет друзья помогали друг-другу, чтобы устроить процесс взаимодействия наилучшим образом.
И вот наступило 22 сентября 2157 года, Джо пришёл рано утром тайно и сообщил Марку, что для его Института правительство раздумывает через месяц прекратить финансирование. Они договорились о том, что Джо придёт и объявит это официально тогда, когда эти планы в действительности воплотятся, – ведь Марк не любил решать проблемы, которые ещё не существовали, но о их решении он начинал задумываться заранее, чтобы быть во всеоружии в случае такой необходимости.


***

Когда правительство финансировало задачи Института, то Марк, видя излишки средств перенаправлял их на реализацию других сверхсекретных задач, поэтому разные технологии, в частности технологию перемещения во времени, Институт разрабатывал в тайне от правительства.
Марк понимал важность и практическую применимость секретных технологий и поэтому он прекрасно отдавал себе отчёт, что использование подобного вида разработок не должно попасть в «плохие руки».
Зависимость от правительства ему всё больше становилась в тягость. Ему ставились жёсткие временные рамки, «мешающие творить чудо» – ведь на воплощение гениальных творений требовалось ощутимо больше времени. Благодаря Джозефу Марк часть проектов секретно разворачивал ещё до официальных заказов, финансируя исследования из сэкономленных ранее резервов, а получив задачу он продолжал работать над её решением. Это в значительной мере позволяло выигрывать время, но, к сожалению, не в каждом проекте.


***

После визита Джозефа, Марк решил навести порядок и закрыть все проекты, в которых участвовал его Институт. Любой проект Марк завершал раньше времени, потому что дедлайном проекта он всегда называл сотрудникам дату, отстающую от планируемой в среднем на месяц, который был резервным для заключительного описания готового проекта, исправления мелких неточностей и разного рода корректировок.
Целый месяц Марк посвятил месяц завершению дел по проекту перемещения во времени, ведь после встречи с Джозефом, он почувствовал, что финансирование вскоре прекратится.

***

Марк поблагодарил друга, когда тот вышел и достал папку из своего сейфа. Он пересмотрел материалы, имеющие отношения к перемещению во времени… Следующую неделю Марк плодотворно работал над систематизацией и обобщением накопившихся у него материалов…Он составил список задач для того, чтобы этот материал был издан и это бы послужило окончанием «Эпохи Присутствия Государства в Институте». Марк раздал необходимые указания руководителям Отделов, встретившись с каждым из шести лично в своём кабинете. Оставалось три недели…
Марк начал вспоминать лондонские джазовые вечера, на которые они ходили с Джозефом, – они очень любили музыку… И неожиданно ему в голову пришла следующая мысль: «Живая музыка – это бесподобно, но её можно записать и многократно повторять в те моменты, когда хочется вновь услышать. Почему мы до сих пор это не сделали с нашими воспоминаниями и нашими возможностями?!»
– Мы сделаем это – громко произнёс он, улыбаясь. Его улыбка очаровывала, с её помощью он достигал успеха и покорял женские сердца.


***

Настроение Марка заметно поднялось, он ходил по кабинету и думал – в движении думается проще.
–  На что мы можем записать свои воспоминания?  – и посмотрел на свой стол.
Его вниманием завладела девизная лента фамильного герба, – она содержала алхимическое обозначение золота: круг с точкой внутри, их было два: по одному с каждого края ленты.  Марк почувствовал, что он близок к решению своего вопроса. Изотов где-то уже видел нечто похожее… Он вспомнил! Марк быстро подошёл к сейфу, достал рисунки Лизы и из-под них достал аудиокассету. Именно её подарил Марку бармен из лондонского джазового клуба, перед возвращением Марка в Россию. Бармен с большим трепетом хранил её у себя, когда он приобрёл у коллекционера раритетов, то ему было сказано: «Её судьба теперь в твоих руках, пока ты не найдёшь человека, достойнее».
Кассеты появились в двадцатом веке и пользовались большой популярностью. Марк внимательно рассмотрел её внешний вид, – она была как новая. Он поднял кассету вверх на уровень своей головы.
– Идеальный носитель – подумал он, – осталось разработать технологию и создать устройство, которое будет читать и записывать воспоминания…


***

Прошёл месяц с момента встречи с Джозефом. Интуитивные опасения на счёт прекращения финансирования подтвердились…
После судьбоносного визита Иосифа Александровича, 22 октября 2157, Марк задумался, оставшись наедине…Эта встреча навеяла на него небольшое разочарование, ведь поводов для общения с другом теперь будет меньше… В то же время чувствовался прилив сил.  У него загорелись глаза от возникшего ощущения эйфории свободы, и дальнейшей независимости Института от государства.

– Время пришло – сказал Марк вслух, и созвал последний Совет Шести.


Рецензии