Старый капитан и шахматы

В истории Калачевских шахмат нет, пожалуй, человека с большей насыщенной шахматной судьбой, чем у мастера спорта по шахматам Бориса Ивановича Никифорова. Родился он в 1940 году на Кубани, с шести лет познакомился с шахматами. Так получилось, что начинал играть в шашки. На картонных кружочках были нарисованы замысловатые шахматные фигурки, они – то и стали его путеводной звездой на всю жизнь.

 И вот он уже в школе ведет среди старшеклассников секцию шахмат. Даже руководство школы платило ему за занятия пять рублей. В 1956 году поступил в Ростовское речное училище по зову романтического сердца, где постоянно играл за сборную курсантов на первенство города среди учащихся школ. Быстро приметили начинающего мастера в городском клубе, и по – особому разрешению начальника училища, его постоянно отпускали на различные соревнования. После блестящего окончания РРУ, пытались оставить в Ростове на пригородных теплоходах, чтобы он смог выступать в шахматных турнирах.

 Но не о такой жизни мечтал молодой юноша полный сил и романтики. Его манил речной простор, дальние города, неизведанные края. Еще на практике на теплоходе он неоднократно бывал в Калаче под разгрузкой, так ему понравился этот маленький городишко: рыбалка, охота, тишина провинции против Ростова, что при распределении в 1960 году попросился в Калач.

 И уже через три навигации, молодой штурман с молодой женой, на удивление всем, становиться капитаном на п/х «Тамань». Которому ученые из Ленинграда и Горького первому стали поднимать рубку, одновременно устанавливая автосцеп под толкание барж. С появлением канала пришлось впоследствии переоборудовать все пароходы в КССЗ. Затем были в его судьбе и современные теплоходы типа «ОТ» и ОТА». В 1989 году Бориса Ивановича пригласили в судоходную инспекцию Калача, где он и проработал до пенсии, большой любитель рыбалки и охоты.

 А что же шахматы? Он с ними никогда не расставался. На теплоходе изучал шахматную литературу, а зимой участвовал в различных турнирах. На флоте многие в шахматы играли, было из кого выбирать. Плавсоставская команда тогда была очень сильная. Команда Калача на соревнованиях плавсостава в Ростове с Борис Ивановичем никогда ниже второго места не опускалась и в Волгоград ездили не мальчиками для битья.

 В Калачевском районе были очень сильно  развиты шахматы. Один совхоз «Волго – Дон» из Береславки чего стоил – победитель всесоюзного первенства по шахматам среди сельских районов. Даже репортеры из столичных спортивных изданий приезжали брать интервью у капитана команды. Все удивлялись, как это люди работая на полях от рассвета до заката, находили время для шахмат добиваясь больших высот. «Советская Россия» тоже не подарок была - так кусались, что мало не покажется.

 Даже из дурдома Ложков медсестра  команду «тихо помешанных» привозила, с доброжелательной улыбочкой эти «Капабланки» да «Алехины» разделывали здоровых игроков в пух и прах. Возможно это были переодетые санитары? Хотя вряд ли. Санитары больно бьют, но в шахматы так не играют. С «Донского» привозили свою команду бывало, что и по льду Карповского водахранилища на игру добирались. Голубинка, Крепь и еще многие команды тоже наведывались на турниры в Калач, которым с успехом противостояла заводская команда и из плавсостава отдельно.

Да  и администрации города была боевой единицей. А вот милиция была всегда на своем почетном последнем месте. Капитанша играла хорошо, но пригоняла своих «орлов» в приказном порядке, как старший по званию, да разве из под палки хорошо сыграешь. Каждое небольшое предприятие Калача, такие как  ПМК – 73, считало своим долгом выставить команду шахматистов из пяти человек с обязательным присутствием женщины в команде.К сожалению, нет уже всех этих предприятий в Калаче, все благополучно развалились. Нет уже того бывшего завода КССЗ с 1800 работниками и плавсостава нет в помине.

 Иногда в ходе турнира доходило и до трагикомических курьезов местного значения.
Однажды  заводской команде не хватало игрока, вот меня туда для усиления и забросили. В последнем туре встречались заводская команда и плавсостава, и так получилось, что все партии были уже сыграны, остались только мы с Борис Ивановичем в очной борьбе. И именно от ее исхода зависит, займет плавсостав первое место или нет, заводчанам ничего этот выигрыш не давал в турнирном отношении. Умом это понимал, что своим речникам ставлю «подножку», а уступить в схватке не могу. В драматичной борьбе все – таки вырвал я у Борис Ивановича победу, лишив команду первого места.

 Обычно из скороговорок С, Могилатова я мало что понимал, но скандал с ним был небольшой  и крепкий, про всех своих родственников до третьего колена я все подробно от него узнал. Но не мог я вот так без борьбы партию уступить. Каисса – этого не любит( богиня шахмат). С моим бывшим первым капитаном по пароходу «Крым», Борисом Ивановичем, а первый капитан он все равно, что первый учитель, на всю жизнь.  Начиная со споров в рубке на вахте и после вахты мы сражаемся вот уже 49 лет, являясь ярыми противниками за доской. И ни разу никто из нас добровольно не сдал друг другу ни одной партии на протяжении многих соревнований, за что ему огромное спасибо. Только один раз, то ли в шутку то ли всерьез он меня предупредил.

- Помешаешь занять мне первое место. Можешь на проверку знаний комсостава не приходить - завалю тебя первый. Как можно было играть в полную силу после такого предупреждения. Ладно. Мы не гордые. Мне и третьего призового места хватило. Сколько в жизни у меня было этих экзаменов не счесть. И всегда Борис Иванович стоял за моей спиной на подстраховке. Шахматное братство в аптеке не купишь.

Мы не были дружны. Как мне не курящему можно дружить с человеком выкуривающего две пачки в день, да еще за партией во время турниров. Голова кругом от дыма того шла.

По Цимле "Тамань" гудит,
 Боря в рубке без трубы чадит.
С удивленьем народ глядит,
За спиной топор висит.

А вот уважение - это да! За его юморной веселый характер,острый неординарный ум, за готовность всегда поделиться своими секретами мастерства не считаясь со временем, за то что порой на экзаменах говорил ему только номер билета, разворачивался и уходил с отличной оценкой. Да он всегда и говорил - зачем ветеранов без толку гонять! Они своей жизнью экзамен сдали. Был у него друг - Юра, тоже наш шахматист, кто кого перекурит за бриджем у него дома - это еще вопрос, в прошлом ведущий инженер - электрик на Байконуре по запуску Бурана в космос, да три месяца назад мы его и похоронили.


Не только на турнирах мы встречались, еще в пятидесятых годах был организован клуб «Этюд» и был до прошлого года. Играли везде: в школах, тех. училище, смешторге, порту, ПМК – 73, везде нам было место, даже на месте нынешнего здания МФЦ, в прошлом принадлежащей школе №1, кипели такие шахматные баталии, что порой шахматная доска с фигурами до потолка летела, заигравшимися разгневанными игроками. опускаясь на наши головы фигурным «дождем». С вводом ДК стало намного легче. На месте нынешнего ЗАГСА был малый концертный зал, в нем всем играющим места не хватало, на сцену забирались. И склонившись над досками сидело до 50
шахматистов разного возраста.

 Многих из них уже нет в живых, но они были  рядом с нами, играли и жили как умели, дрались до последнего вздоха за шахматной доской за что им огромное спасибо и Царствие небесное. На смену умершего руководителя избирался другой, и так до последнего, при котором клуб постепенно и распался. Один за другим стали в мир другой уходить ветераны шахмат, унося с собой свою любовь к этой игре. Сейчас осталось всего пять шахматистов и самому молодому к сожалению уже за 70. И только двое еще в онлайн сражаются, не сдаются. А обновленная "Белая ладья" не утонула и продолжает на стадионе свое плаванье, но для детей от шести лет и старше, уже без нас, без стариков.

- Борис Иванович, спасибо вам большое, за то, что помогли вспомнить о былом и  бывших игроках,  а что дали вам в жизни шахматы? – задал я ему каверзный вопрос. Задумался на минуту.


- В шахматах я с детских лет, вот уже они со мной 74 года по жизни идут. За эти года у меня столько призов и грамот накопилось, что и не счесть, что перед тобой хвастаться, ты же у нас еще и бегун, у тебя не меньше наград собралось. Я семь лет подряд был чемпионом города и плавсостава в  Ростове, но не в чемпионстве дело. Сразу ответить на этот вопрос однозначно сложно, боюсь выразиться высокопарно.

 Но главное, думаю, в том, что они меня на протяжении всей моей жизни учили думать логически, и помогали находить верные «ходы» в трудных жизненных ситуациях. И к тому же, я столько друзей – соперников  встречал на своем жизненном пути, и, увы, терял. От которых у меня остались теплые воспоминания в душе, с признаком ностальгии по тем временам, но это уже издержки нашего возраста. А главное, что они не дают сегодня преждевременно стареть моей памяти, которая их почти всех помнит...

В заключение нашей беседы Борис  Иванович подарил мне свое стихотворение с правом публикации, что я с удовольствием и делаю.

    Я не тот, совершенно не тот,
За кого вы меня принимаете.
Только старость меня не возьмет,
Мне всего восемь – ноль, понимаете!

Гляну в зеркало, вижу – не врет!
В отражении мужик, хоть куда!
Водка шахматы и анекдот
У меня наготове всегда.

Я чуть пью, пароходом курю,
И по - флотски порой объясняюсь.
То как Пушкин вдруг говорю,
То Есениным вдруг выражаюсь…

Если палку беру я с собой,
Вы не думайте – «дедушка сдался»,
Намедни этой самой клюкой
От назойливых баб отбивался.

Я знакомому прямо сказал,
Что от этих старух нету толку.
Сто процентов – я вижу их хищный оскал…
И жалею, что продал винтовку…

Шлюз 13 – ый – рукою подать.
Я сегодня пройду, хоть глаза завяжи.
Баржа режет водную гладь,
Шум винтов – как бальзам для усталой души.

Вдаль смотрю, словно волк я морской.
Мели знаю, где течет круто Дон.
Тельник стал моей кожей второй
И такой же, как жизнь, весь в полосочку он…

Я скажу: ты итог подводить не спеши.
Годы мчатся – считать успевай.
БУДЕМ ЖИТЬ!
Всегда рады от всей широкой души
Бабка, дочка и внук мой Митяй!

Рассказ опубликован в большом сокращении, рссказывающего биографии почти  тридцати бывших калачевских шахматистов.
       


Рецензии
Понравился Ваш рассказ о старом капитане. Хотя я сам шахматами никогда не увлекался, но прочитал с большим интересом.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.08.2020 10:40     Заявить о нарушении
Шахматы -это жизнь. Жизнь - это шахматы.

Александр Харченко 2   14.08.2020 20:11   Заявить о нарушении