Разговоры. Часть 5

Владимир Сергеевич, позвонил вечером народный целитель Семененко, я хочу сходить к Ворошиловским водопадам. Посетить свое Место Силы. Давно там не был. Это не хорошо. Пойдешь со мной? Сейчас там красота! Все в красных кленах.
-Конечно, пойду. Меня не надо уговаривать. Когда собираешься идти?
-Послезавтра. На электричке до 151. Мимо моей дачи. Через хребет к Ворошиловке. Ну, а дальше Ты знаешь.
-На сколько дней пойдем?
-Минимум на три. Ночевать будем около большого водоема. На второй день хочу сходить к своему балагану и там посидеть. Подумать. Место для медитации там идеальное.
-Хорошо. Завтра вечером еще созвонимся. Беру консервы рыбные, кашу гречку и мед.
-Овощи не покупай. Я на даче наберу помидор, огурцов, зелени. До завтра.
Поднявшись с долины 151 км. на хребет, разделяющий долины рек Сучана и Ворошиловки, предложил идти не по старой дороге через деревню Ворошиловку, а по только что сделанной строителями ЛЭП дороге, которая короче. Мне уже приходилось однажды идти по ней к Ворошиловским водопадам, а Семененко еще по ней не ходил.
-Эта дорога обходит Ворошиловку. Мы ее не увидим.
-Ну, и к лучшему. Не хочу ворошить воспоминания. Как оковы. Нужно жить будущим. Той деревни, какая была в 40-50 годы, уже давно нет. Даже фундаментов домов не сохранилось. Все заросло. С дороги, проделанной строителями, вышли на лесную дорогу, а по ней и на тропу.
-Ты Владимир Сергеевич, даже представить не можешь сколько раз я ходил по этой тропе.
-Конечно, чему тут удивляться, если ты тут провел детство и юность. И я бы, кажется, бегал ежедневно.
-Приехав с Украины, я уже сходил к водопадам больше сотни раз. Там за водопадами я нашел Место Силы. Именно там происходила связь с моим Учителем. Построил балаган. Принес железную печку, дверь, рамы со стеклами. Обтянул его пленкой и тентом.
-Что, и зимой ходил?
-Конечно. Даже жарко было. Зимовье настоящее. Позже печку кто-то унес. Скорее всего, охотники. Дикие туристы сожгли дверь и рамы. Но от дождя еще можно там спрятаться. Увидишь.
Солнечный, осенний, теплый день. У речки огонь кленовых листьев.
-Здесь больше всего клена, чем где-бы то ни было.- с гордостью произнес Семененко.
-Есть еще один район, где много клена.
-Где?
-За Ново-Литовском. Как идти по Литовке мимо Крещеновки к Пидану. Там сейчас такая же сказка, как здесь.
-Не ходил там.
-Как-нибудь сходим. Там есть водопад метров пятнадцать шириной.
-Да ты что! -удивился Семененко.- Высокий.
-Нет. Около метра высотой. Но красивый.
-Надо сходить.
-Сходим. Без меня не найдешь. Там речка раздваивается. Надо знать, где идти.
Пришли к водоему после обеда. Будничный день. Ни одного туриста не встретили. С одной стороны это и хорошо. Можно будет спокойно посидеть у реки. Послушать крики ночных птиц, шорохи зверей, шум листвы на вершинах хребтов. С другой стороны у костра бывают интересные встречи и разговоры. Сейчас многие путешествуют по всему миру. Порой можно услышать такое, что никогда и нигде не узнаешь. Но что есть, то есть, как говорит легендарный Партизанский турист Геннадий Козлов, который всю свою жизнь посвятил походам и путешествиям по нашей планете. Только благодаря ему мне удалось увидеть самую красивую реку в России -Синею, горный район Восточного Кодара, водопады и озера Восточных Саян, Камчатские вулканы, подняться в Монголии на вершину горы Мунку Сардык и совершить сплав по озеру Субсугул. Гена три раза побывал на плато Путарано, когда туда еще не ходил ни один турист, поднимался на Ключевскую сопку, более десятка раз был в Горном Кодаре, на Камчатке и в Саянах, сплавлялся по всем рекам Якутии, прошел через несколько пустынь, поднимался на самые высокие вершины Советского Союза, лазил в самые глубокие пещеры, а еще Сахалин, Курильские острова. Каждые воскресные дни водит туристов по самым красивым местам Приморского края.
Поставили на поляне у водоема палатку. Натаскали огромную кучу дров, словно собирались жить тут неделю. Семененко, как обычно принес несколько пеньков. Затем сварили обед. После обеда он решил прогуляться.
-Проверю одно место.- сказал он.
Я остался у костра читать газеты. Вернулся он часа через два.
-Сожгли зимовье.
-Какое зимовье?
-Стояло тут в верховье ключа, впадающего в реку.
-Так я в нем ночевал в этом зимовье осенью и зимой. Да, его сожгли. Я хотел там остановиться на ночевку. Пришел, а там одни головешки. Красивое было место. Вокруг зимовья клены и кедры.
-Кто и зачем сжигают зимовье?- сокрушенно произнес Семененко.
-Конкуренты-охотники. Туристы зимовье никогда сжигать не будут. Мстят. Видел, какое зимовье стояло у реки Алексеевки, откуда начинается тропа на Ольховую? 
-Видел.
-Настоящий дом был. Егерь его построил. Ему отомстили охотники, которых он задерживал. Здесь и зверя нет. Зачем тут зимовье?
-Есть зверь. Выше. Здесь его туристы пугают. Дальше этих водопадов туристы не ходят. Пьем чай?
-Давай.
После чаепития Семененко, как обычно достал свои тетради.
-Продолжим тему о Льве Толстом?
-Конечно.
-Я говорил тебе у Самурайки, что и половину не прочитал. Остановились мы на Изображение Исуса Христа. Сейчас  прочитаю что пишет Лев Толстой о Боге, о Вере, о Любви, о Заповедях, о Учении. Я не стал разграничивать, так как у него все связано и разграничить эти темы невозможно. Пенек надо положить в костер. Пусть горит. Огонь отгоняет все темное.
«Спрашивать: есть ли Бог?- все равно, что спрашивать: есть ли я?
Я сознаю тело, сознаю душу, но не сознаю того, что сознает и то, и другое. Это-то и есть Он, Бог, Любовь.
Доказывать существование Бога! Может ли быть что-нибудь глупей мысли? доказывать существование Бога. Доказывать Бога- все равно, что доказывать свое существование. Доказывать свое существование? Для кого? Кому? Чем? Кроме Бога, ничего не существует.
Мир не Бог, но мир есть проявление Бога.
Бог есть благо всем. Если я хочу жить по воле Бога, то должен желать блага всем, т.е. любить. Желание блага есть голос Бога, желающего блага всему.
Бога мы не можем понять;  но можем вступить в общение с Ним любовью. Если мы любим, то мы с Ним и Он в нас.
Нет такого Бога, который мог бы исполнить наши требования, есть только такой, требования которого мы должны исполнить.
Если есть какой-нибудь Бог, то только тот, которого я знаю в себе, как самого себя, а также и во всем живом. Говорят: нет материи, вещества. Нет, она есть, но она только то, посредством чего Бог не есть ничто, но есть не живой, но живой Бог, посредством чего Он во мне и во всем. Зачем, это я не знаю, но знаю, что это есть.
Какое страшное кощунство для всякого человека, понимающего Бога, как можно и должно- признавание одного еврея Исуса- Богом!
Истинно существует только Бог. Человек есть проявление Его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявления Бога в человеке/жизнь/ соединяется в проявлениях/жизнях/ других существ, тем  больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью.
Христос- только человек, приведший людей к сознанию, что они сыны Бога.
Суть жизни-Бог. Бог проявляется в душе любовью. Так Он и во мне, и в другом человеке так проявляется,- мы соединены.
Знать Бога и жить- одно и то же. Бог есть жизнь. Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога.
Всякий человек произошел на этот свет по воле Бога. И Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти ее. Задача человека в жизни- спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым.
Церковные учителя учили меня тому, что учение Христа Божественно, но исполнение его невозможно по слабости людской, и только благодать Христа может содействовать и его исполнению.
Вижу, что слова Христа: не судите и не осуждайте были поняты его первыми учениками так же, как я их понял теперь, в их прямом смысле: не судите в судах- не участвуйте в них.
Главное содержание учения Христа есть учение о жизни людей: как надо жить людям между собою.
Исполнение учения Христа, выраженного в пяти заповедях, установляло это Царство Божие. Царство Бога на земле есть мир всех людей между собою. Мир между людьми есть высшее доступное на земле благо людей. Все учение Христа состоит в том, чтобы дать Царство Бога- мир людям. Заповеди мира, данные Христом, простые, ясные, предвидящие все случаи раздора и предотвращающие его, открывают это Царство Бога на земле.
Учение Христа очень хорошо, и правда, что при исполнении его установилось бы Царство Бога на земле, но оно трудно и потому неисполнимо. Человеческой природе свойственно делать то, что лучше. И всякое учение о жизни людей есть только учение о том, что лучше для людей. Учение Христа прекрасно, но мы не можем жить так, чтобы было лучше, потому что это «трудно».  Трудно же потому, что следуя ему, мы должны лишаться того, чего мы прежде не лишались.
Церковное учение дало основной смысл жизни людей в том, что человек имеет право на блаженную жизнь и что блаженство это достигается не усилиями человека, а чем-то внешним, и это миросозерцание и стало основой всей нашей науки и философии. Учение это не исполнимо потому, что жизнь человеческая совершается по известным, не зависимым от воли человека законам, говорит наша философия. В учении искупления два основные положения, на которые все опирается: 1.законная жизнь человеческая есть жизнь блаженная, жизнь же мирская здесь есть жизнь дурная, не поправимая усилиями человека, и 2. спасение от этой жизни- в вере. Эти два положения стали основой миросозерцания и верующих и неверующих нашего псевдо-христианского общества. Из второго положения вытекла церковь с ее учреждениями. Из первого вытекает наше общественное мнение и наши философские и политические теории. Церковь говорит: учение Христа неисполнимо потому, что жизнь здешняя есть образчик жизни настоящей; она хороша быть не может, она вся есть зло. Наилучшее средство прожить эту жизнь состоит в том, чтобы презирать ее и жить верою/то есть воображением/ в жизнь будущую, блаженную, вечную, а здесь жить- как живется, и молиться.
Царство Божие- оно есть последствие. Внешними средствами, пропагандой не добыть его. Из всех суеверий самое зловредное- вера в возможность существования Царства Божия внешними средствами, по приказанию.
Любить дурного человека кажется невозможным. Оно и точно невозможно. Но любить надо и можно не человека, а задавленного, заглушенного Бога в человеке, и любить этого Бога, и стараться помочь ему высвободиться. И это не только можно, но радостно.
Любовь только тогда дает радость, когда она полная, божеская, т.е. любишь всех, т.е. любишь Бога, и когда не ждешь за нее никакой награды, ни от Бога, ни от людей, когда никто не знает про нее. Как только есть хоть один человек, которого не любишь, или есть забота о том, чтобы тебя похвалили, чтоб тебе полезна была твоя любовь, так нет блага от любви.
Работник с тупым топором, пилой, заступом не может делать хозяйское дело, и человек, делающий дело Божье, без любви не может делать Его дело.
Есть один вечный, человеческий закон любви, а суеверы науки, исследуя зверей, нашли закон борьбы и приложили его к человеческой жизни. Какое безумие! Мы не признаем закон любви, свойственный человеку, открытый нам всеми величайшими мудрецами мира и сознаваемый нами  в нашей душе, потому что мы не видим его на вещественных явлениях мира, а видим, видим в вещественном мире закон борьбы, свойственный животным, и потому признаем закон борьбы, приписывая его человеку. Какое ужасное и грубое заблуждение!
Любовь- закон выше всякого другого, он ни при каких условиях не может быть нарушен. Любовь без непротивления немыслима. Непротивление- неизбежное условие любви, а любовь- основной закон нашей жизни». Это спорный вопрос. Есть предание, что Апостол Иоанн в глубокой старости говорил только слова: дети, любите друг друга.
Когда нет никакого другого Бога, кроме любви, то хочешь- не хочешь, будешь служить любви, если почувствовал недостаточность жизни для себя и потребность общения с высшим, со всем миром. Вот эта-то вера нужна; потому, что все лишнее отброшено, а держится на том, что знает всякий человек и разумом, и сердцем. Молитва при такой вере не такая, в которой к кому-то обращаешься, просишь кого-то, помоги, помилуй, а только такая: Знаю, что Ты- любовь. Хочу жить Тобою.
Вера? Что такое вера? Вера, это- то духовное здание, на котором стоит вся жизнь человека, это то, что дает ему точку опоры и потому возможность двигаться.
Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил.
Вера то, чему верят, есть ничто иное, как суеверие. Люди предпочитают веру сознанию…но сама вера всегда нетверда, шатка и не вызывает движения духовной жизни. Вера есть дело мирское, удобное условие для телесной жизни. Для верующих движение жизни совершается в области телесной, для сознающих- в области духовной.
Никакие министры, цари не могут создать то общественное благоустройство, которое дает соединяющая воедино вера. Теперь  ее у нас нет в русском народе. Неурядицы, анархия, возможность все делать, преступления- не перестанут, пока не настанет объединение в вере». А дальше у него будет прозрение и пророчество о гражданской войне в России.
«Вера, по учению Христа, зиждется на свете истины. Христос нигде не призывает к вере в себя; он призывает только к вере в истину.
Он говорит, что все его учение, что он сам есть истина. Учение Христа есть учение об истине. Вера, по учению Христа, зиждется на разумном сознании смысла своей жизни. Основа веры, по учению Христа, есть свет. Нас учат, что Христос спас людей тем, что он- второе лицо Троицы, что он- Бог и вочеловечился и, приняв на себя грех Адама и всех людей, искупил грех людей пред первым лицом Троицы и установил для нашего спасения церковь и таинства. Веруя в это, мы спасаемся и получаем вечную личную жизнь за гробом. Но  нельзя же отрицать и того, что, указав им на их неизбежную погибель, он, по словам своим: Я есмь путь, жизнь и истина, дал нам истинный путь жизни, взамен того ложного пути жизни личной, по которому мы шли прежде.
Основа веры есть смысл жизни, из которого вытекает оценка того, что важно и хорошо в жизни, и того, что неважно и дурно. Оценка всех явлений жизни есть вера.
Учение Христа, по церковным толкованиям, представляется как для мирских людей, так и для монашествующих не учением о жизни- как сделать ее лучше для себя и для других, а учением о том, во что надо верить светским людям, чтобы, живя дурно, все-таки спастись на том свете, а для монашествующих- тем, как для себя сделать эту жизнь еще хуже, чем она есть. Но Христос учит не этому. Христос учит истине, и если истина отвлеченная есть истина, то она будет истиною и в действительности. Если жизнь в Боге есть единая жизнь истинная, блаженная сама в себе, то она истинна, блаженна здесь, на земле, при всех возможных случайностях в жизни. Если бы жизнь здесь не подтверждала учения Христа о жизни, то это учение было бы не истинно. Христос не призывает к худшему от лучшего, а напротив- к лучшему от худшего. Не мучеником надо быть во имя Христа, не этому учит Христос. Он учит тому, чтобы перестать мучить себя во имя ложного учения мира. Учение Христа имеет глубокий метафизический смысл; учение Христа имеет общечеловеческий смысл; учение Христа имеет и самый простой, ясный, практический смысл для жизни каждого отдельного человека. Этот смысл можно выразить так: Христос учит людей не делать глупостей. В этом состоит самый простой, всем доступный смысл учения Христа. Христос говорит: не сердись, не считай себя никогда ниже себя- это глупо. Будешь сердиться, обижать людей-тебе же будет хуже. Христос говорит еще: не бегай за всеми женщинами, а сойдись с одной и живи- тебе будет лучше. Еще он говорит: не обещайся никому ни в чем, а то тебя заставят делать глупости и злодейства. Еще говорит: за зло не плати злом, а то зло вернется на тебя еще злее, чем прежде, как подвешенная колода над медом, которая убивает медведя. И еще говорит: не считай людей чужими только потому, что они живут в другой земле, чем ты, и говорят другим языком. По учению Христа: работа- труд, есть необходимое условие жизни человека, а пропитание есть неизбежное последствие его. Работа производит пищу, пища производит работу- это вечный круг: одно- следствие и причина другого. Христос показывает, что человек обеспечивает свое пропитание не тем, что он будет его отбирать от других, а тем, что он сделается полезен, нужен для других. Чем он нужнее для других, тем обеспеченнее будет его существование.
И я убедился, что церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма, против которой боролся Христос и велел бороться своим ученикам. Учение Христа, как и всякое религиозное учение, заключает в себе две стороны:1. учение о жизни людей- о том, как надо жить каждому отдельно и всем вместе,- этическое и 2. объяснение, почему людям надо жить именно так, а не иначе- метафизическое учение. Учение Христа есть самое высшее учение; а самое высшее оно потому, что метафизика и этика учения Христа до такой степени неразрывно связаны и определяются одна другою, что отделить одну от  другой нельзя. Сила учения Христа – в приложении этого метафизического учения к жизни. Метафизическая основа древнего учения евреев и Христа- одна и та же: любовь к Богу и ближнему. Но приложение этого учения к жизни по Моисею и по закону Христа- весьма различно. По закону Моисея, как его понимали евреи, для приложения его к жизни  требовалось исполнение шестисот тринадцати заповедей, часто бессмысленных, жестоких и таких, которые все основывались на авторитете Писания. По закону Христа, учение о жизни, вытекающее из той же метафизической основы, выражено в пяти заповедях, разумных, благих и носящих в самих себе свой смысл и свое оправдание и обнимающих всю жизнь людей. Это: не сердитесь, не блудите, не клянитесь, не защищайтесь насилием, не воюйте.
Я верю в учение Христа и вот в чем моя вера. Я верю, что благо мое возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять учение Христа. Я верю, что исполнение этого учения возможно, легко и радостно. Я верю, что и до тех пор, пока учение это не исполнится, что если бы я был даже один среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это учение, как ничего другого нельзя делать тому, кто в горящем  доме нашел дверь спасения. Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь по учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец жизни. Я верю, что учение это даст благо всему человечеству, спасает меня от неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо. А потому я не могу не исполнять его. Закон дан через Моисея, а благо и истина- через Христа. Учение Христа есть благо и истина».
О счастье. «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при  которой не нарушена связь  человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при  свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными. Всегда все люди считали лишение этого большим несчастьем». Полностью с Толстым согласен. «Другое несомненное условие счастья есть труд, во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон». И с этим полностью согласен. «Третье несомненное условие счастья- есть семья. И опять, чем дальше ушли люди в мирском успехе, тем меньше им доступно это счастье». Он абсолютно прав, как это я сейчас понимаю. Семья- это счастье. Я утратил это счастье по своей вине. «Четвертое условие счастья есть свободное, любовное общение со всеми разнообразными людьми мира». Не понял, о каком свободном и любовном общении и имеет в виду Толстой. «Наконец пятое условие счастья есть здоровье и безболезненная смерть». Об этом и спорить не стоит». И последнее. «Царство Бога на земле есть мир всех людей между собою. Мир между людьми есть высшее доступное на земле благо людей».
Вот и все! Что скажешь?
-Где-то Толстой приближается к Учению Света. Особенно в его вере в учение Христа. Он гениальный писатель. Очень печально, что не прочитал произведения Блаватской «Разоблаченную Изиду» и «Тайную Доктрину». Даже трудно представить, как бы он поднялся в своем мышлении. Думаю, что он бы также стал и гениальным философом. Стал бы мудрецом. Но, увы… Что значит знание! Какие же сейчас счастливые люди, которые имеют возможность читать книги Блаватской и Рерихов и подняться выше всех философов и мудрецов не только тех, кто жил тысячелетия назад, но и сто лет назад.
-Время подошло, Владимир Сергеевич. Мы в тупике. Или вверх, или вниз. Третьего не дано. Или к Свету, или во тьму. Потому Учителя и дали спешно эти знания человечеству. Сейчас знание- это главное. Миллиарды людей до этого не получали этих знаний.
-Ты думаешь, что сейчас многие прочитали эти книги?
-Главное, есть возможность каждому получить эти знания. И сделать выбор. Ну, что? По кружке чая?
-Давай чай. Кашу не хочу. У меня печенье есть овсяное.
-Это хорошо. Самое лучшее печенье в походах.
После чая, Семененко вновь открыл свою тетрадь и произнес: Что нам Живая Этика говорит о этих доктринах?
«Без Бога нет пути. Можно назвать Его как хотите, но Высший Иерархический Принцип должен быть соблюдаем, иначе не к чему прикрепиться.
Люди спрашивают, в чем гнев Божий. Он в таких бедствиях, когда люди отвратились от Бога, когда они стали предателями то в действиях, то в мыслях, то в молчании страха. Он не наказывает, но может отвратиться, и тогда золото обратится в огонь пожирающий!
Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество- оно будет хуже зверей! Нет большей радости и красоты, как утверждение существования Высшего Мира.
Каждый, отрицающий духовное начало, уже лишает смысла все свои действия.
Связь с Высшим Миром щедро обогащает сознание.
Если человек устремляется к Миру Высшему, он не будет совершать худых дел. Да не подумает кто, что зовя к Миру Высшему, Мы отрываем от Земли. Каждое сопоставление с Миром Высшим делает и земные мысли доброкачественными.
При космических наблюдениях нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых. Всем людям открыт путь для самых неограниченных познаний. Даже познание своих ошибок принесет новое прозрение.
Знания превыше всего.
Пренебрежение к науке есть погружение во тьму.
Вера есть следствие знания.
Мир земной, как тупик пути- или восхождение, или разрушение.
Краткосрочно земное пребывание.
Земная жизнь короче самой мимолетной остановки поезда.
Сфера, окружающая Землю, уплотнена людскими страданиями. Никакие силы не развеют этот туман, сотканный самим человечеством.
Мир покрыт язвами человеческих пороков и порождений. Неисчислимы человеческие болезни духа, которые заражают планету. Одна из больших язв есть неправдивость. Явление неправдивости входит в привычку.
Не может быть веселья, когда Земля вопиет от бедствий. Где голод, там не может быть пресыщения. Истинно говорю- неприлично веселье в дни бедствий.
Мы знаем, насколько трудна земная жизнь. Заблуждается, кто по неведению считает жизнь легкой. Несчастья происходят, когда люди забывают о своих возможностях.
Никогда еще на Земле не было условий, столь благоприятных для нахождения духа. Как бы открыты врата ко всему, к чему так длительно и так безнадежно в прошлом устремлялся человек
«Сущим во гробе живот даровал»- это наиболее ясное признание перевоплощения и непрерывности жизни.
Если бы люди могли скорее вместить неделимость жизни, они усвоили бы целесообразность и ответственность.
Люди уходят от земли, не думая, что им придется вернуться сюда же. Не страх перед Адом, но желание совершенствования поведет людей к улучшению жизни.
Воплощающиеся приходят на Землю с добрыми намерениями- это великий закон. Доброе намерение распыляется под влиянием различных воздействий. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, которые можно назвать вратами зла. Так исчезает просветление, коснувшееся в Тонком Мире.
«Все от Отца Небесного»,то, именно, закон кармы был назван.
Причинность является тем фактором, который движет Вселенную. Можно понять следствие каждого действия, как прямое отражение начала.
Когда в древности говорили о чистилище и аде огненном, то, конечно, подразумевали трансмутацию и карму. Ведь когда закладывались законы, знали их сущность! Знание кармы устанавливалось Светилами. Огненный ад последовал закону, явленному кармою. Нераздельны карма и трансмутация! Карма и трансмутация, истинно, намечают эволюцию духа.
Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое-отказ от Учителя, второе- подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье- уклонение от ответственного поручения. Лишь сердце может подсказать, где начинается отказ, и подозрение, и уклонение.
Как величественен закон причинности! В нем заключен ответ на каждый вопрос. Человеческий ум смущается вопросом о бедствиях, но закон причинности приводит к закону кармы. Человек негодует на бедствия, но закон причинности указывает ему на порождения. Человек изумляется странным нарушением равновесия, но космический закон взывает о Высшей Справедливости.
Лишь самые невежественные люди пытаются избегать Нравственное Учение. Можно жалеть лентяев, но оправдывать их нельзя.
Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех!
Агни-Йога и Учение Сердца ничего сверхъестественного содержать не могут. Не отрицай, не ужасайся, не удивляйся!
Духом удержите учение духовное, только дух может привести Царствие Божие на землю.
Два признака подлинности Учения: первый- устремление к Общему Благу, второй- принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Надо заметить, что первоначальная форма Учения не содержит отрицательных положений. Но суеверные последователи вместо блага начинают ограждать Заветы отрицаниями. Получается губительная формула- «наша вера лучшая» или «мы верные, они же все неверные». Отсюда один шаг до крестовых походов, до инквизиции и до кровавых морей во Имя тех, кто осуждал убийства. Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры. Привлекаются люди красотою и светлым знанием.
Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому.
Узы Учения подобны веревке спасательной в горах. Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учеником.
Главное предательство- знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн.
Учение есть указ жизни, приложенный к каждой потребности. Учение дает решение задач каждого дня.
Часто Мы слышим жалобы на недействительность Нашего Учения. Обычно жалуются те, кто Учение не применяет. Разве поможет лекарство запечатанное? Кроме того, не многие могут похвалиться знанием Учения. Или они соображают его с ветхим своим мышлением, или читают урывками, не сочетая смысла. Нужно применять Учение прежде, нежели судить. Легкомыслие международно.
И еще один враг угрожает Учению- недоверие.
Учение, прежде всего, не продается- это древнейший закон. Учение дает цель совершенствования, иначе оно лишено будущего. Учение почитает знание, иначе оно есть тьма. Учение минует личные удобства, иначе оно будет себялюбием.
Учение и Служение, прежде всего, предполагают расширение сознания на основании следования Учения и почитания Учителя.
Мы должны искоренить безбожие. Дело в том, что лучше сохранить хотя бы обломки познания Иерархии, даже в условных формах, нежели вернуться в бездну хаоса. Когда люди услышали о недосягаемости Высшего, они начали вообще свергать все невидимое. Потому по Приказу Моему будет преследоваться безбожие, которое приняло вид самого явного сатанизма.
Каждое отступничество от великих законов дает тяжкие последствия. Потому искупление неизбежно, ибо очищение огненное дает новое направление течению кармы. Истинно, человечество должно готовиться к огненному очищению. На пути к Миру Огненному запомним о стихийных событиях, которое очистит пространство.
Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев. Грамотность еще не есть просвещение.
Не будем зазывать к Учению, ибо сердце не раскрытое не сможет осознать, в чем польза и где красота. Яркое понимание Учения нуждается в сердечном открытии.
Утверждаю спасение всем, кто за Нами следует.
Иерархия не есть принуждение, она Закон Мироздания. Не угроза, но сердечный зов и предупреждение, и наставление ко благу.
«Шамбала» -необходимое место, где Духовный Мир сочетается с материальным.
Мы решительно против монастырей как антитезы жизни. Нужны факты сознательного общения с Обителью Света.
Простота, красота и бесстрашие- Христос и Будда ничто иное не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами. Бесстрашие-Наш водитель. Красота- Наш луч понимания. Простота- Наш ключ от тайных дверей счастья.
Каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. Также можно заметить, как именно это указание из каждого учение истреблено, ибо материализм должен защищаться.
Матерь, общая Владыкам, -не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.
Христос учил состраданию,- и попран закон любви. Гаутама, нареченный Буддою, молил о мужестве и энергии,- и предались лени последователи Его. Конфуций учил о стройной государственности,- и предались подкупности последователи Его.
Можно Нас достичь лишь в согласии.
Лучу легче искать поднятые головы.
Зовем сотрудников, знающих трудности. Зовет тех, кто не обернется назад. Зовем тех, кто знает, что радость есть особая мудрость.
У Нас спора не существует, он выражается в обоюдном обогащении. Когда противоречия истекают из невежества, то и спор обращается в яму отбросов.
Мы хотим видеть волю и самостоятельность. У Нас собраны значительные знания, и Мы можем ими пользоваться, ибо Мы пользуемся не для себя, но для Истины. И грубое «я» уже сменилось творящим «Мы».
Неужели человечество не может понять, что знание идет из одного Источника? Мы легко Тору заменяем гимнами Вед и заветы Будды соединяем со словами Христа.
Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней.
Ваша опора-Учитель, ваш щит- преданность Учителю, ваша гибель- безразличие и двоемыслие. Кто одинаково улыбается друзьям и врагам Учителя, тот недостоин.
Мы можем указывать направление. Мы можем звать летать. Мы может утвердить труд. Мы можем указывать свет, но пути и способы не должны быть рабством.
Но где же те, кто защищаемы Нашими Щитами? Из Наших Башен протянуты нити. Из Башен протянуты руки и струятся лучи. Но люди предпочитают одиноко проходить жизненный путь. Эти оголенные ветром ветви так колышутся бесцельно, и вместо зари Беспредельности они предпочитают мрак самонаказания.
Наши самые близкие сотрудники творят огненно. Когда Мы говорим «огненно»- значит напряженно, высшим путем, чистым духом, явлением красоты, пониманием Общего Блага, без своекорыстия, без самости, применяя Учение.
Мы сотрудничаем с Высшими Силами.
Сущность Шамбалы есть тот Источник, который творит лучшую ступень человечеству.
Мы движимы в Нашей творческой работе одним чувством закона.
Наш закон основан на Сердце Матери Мира!
Скажем тому, кто знает путь к Нам: «Иди путем любви, иди путем труда, иди путем щита веры. Иди сердцем и чаша путь утвердит».
Выполнением Воли Моей даешь Мне возможность исполнить волю твою. Только когда применен Завет Наш в жизнь, можно утвердить высшую ступень.
Непризнание Учителя оставляет ученика без руководства и каждое действие таких блуждающих духов не имеет строительного значения.
Стать на стороне Света- значит идти с Нами под Знаменем Иерархии. Ручаюсь за успех, если наполнитесь Владыкою!
Кто отвергает Руку Водящую, тот останется в вечном заблуждении. Кто боится потерять свою индивидуальность, тот  не имеет ее.
Ущемление Иерархии есть предательство. Отношение безразличия к Иерархии есть предательство. Неревностное усмотрение явления, касающегося Иерархии, есть предательство. Мы утверждаем, что ответственность должна быть за каждое произнесенное слово, за каждый поступок, за каждое действие.
Как можно утвердиться в цепи Иерархии? Только сердцем и нескончаемым стремлением к Служению.
Тот, кто своим удобством не поступается, тот не знает, как служить Иерархии. Тот, кто не принимает Указания Иерархии, не понимает Служения.
Какой же путь самый утверждающий на пути к Нам? Самый верный путь есть самоотверженность подвига. Самый чудесный огонь есть пламя сердца, насыщенное любовью к Иерархии.
Каждое безразличие, каждое промедление, каждое явление самости есть явление гибели, но хуже всего есть умаление Иерархии.
Кто с Нами, тот спасен. Но быть с Нами, значит знать Учение, знать- значит прилагать.
Мы должны искоренить безбожие. Дело в том, что лучше сохранить хотя бы обломки познания Иерархии, даже в условных формах, нежели ввергнуться в бездну хаоса. Когда люди услышали о недосягаемости Высшего, они начали вообще свергать все Невидимое. Потому по приказу Моему будет преследоваться безбожие, которое приняло вид самого явного сатанизма. Но нельзя больше терпеть эту инволюцию.
Мы, прежде всего, отмечаем людей по признаку признательности.
Именно Иерархия не может быть насильственно приказана. Иерархия может быть сопровождена радостью, но всякое насилие и ложь сопровождается горем.
Путь к Братству- в мышлении и труде.
Мы спасаем достойных людей в минуту опасности. Мы легким касанием обращаем внимание искателей. Мы предупреждаем неполезное решение. Мы помогаем творить и содействовать добру. Мы помогаем каждому полезному труженику.
Каждая просьба к Нам не будет отринута. Ведь в минуту прошения человек уже выражает свое признание, и такая реальность уже живет в пространстве.
Никто из Учителей не завещал человечеству самость и корысть. Не от Света родились эти ехидны. Существуют черные братства, где распространяются учения всех позорных свойств разрушения, и разложения, и разъединения. Нужно вдуматься, какую постоянную Битву ведем Мы против темных сил. Люди не думают, что они окружены опытными разрушителями.
Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу.
Мы говорим людям- не просите. Мы знаем, что нужно, ибо люди не умеют сосредоточиться на самом главном, и такие просьбы лишь мешают.
Мы живем в будущем, Мы знаем прошлое, Мы не боимся Беспредельности и ожидаем каждого продвижения.
Мы посылаем людям мысли о добре, им порученном, но такие посылки часто не только не воспринимаются, но и отвергаются с возмущением. Ведь каждому, готовому к воплощению, дается по силам его поручение добра.
Мы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живет в будущем. Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему.
Но не опасностью и не страхом, а радостью держится Братство.
Пока люди мечтают о магии, о колдовстве, о чародействе,- они не Наши. Для Обители нужно лишь сердце. Если оно будет сердцем страдающим, оно станет сердцем надежным. Сердце прекрасное должно страдать на Земле.
Мы указываем на возможности, но не вторгаясь в карму. Мы указываем путь. Наши мыслительные посылки летят по всему миру. Мы не скупимся и сеем в пространстве. Пространство полно разных идей.
Мы далеки от устрашений. Мы готовы ради человеколюбия предупредить, но Мы не можем остановить течение событий, если Наши советы отвергаются.
Мы настаиваем на полезности нравственной жизни, Мы, прежде всего, оберегаем основные законы Вселенной. Мы говорим- имейте чистые мысли, и тем самым Мы заботимся о гармонии.
Каждый желающий приблизиться к Нам должен быть готов и порадоваться, и пострадать.
Помощь Высоких Существ обычно бывает духовной, но иногда она может быть и материальной. Лишь в исключительных случаях дозволено вторгаться в карму и действовать земными мерами. Никто из земных жителей не представляет, насколько трудно прийти к ним с материальной помощью.
Главная основа Нашей внутренней жизни есть упражнение мышления.
Спросят о Внутренней Жизни Нашей,- она не только в трудах, но и в радости.
Нам не нужны факиры, стоящие на голове. Нам не нужны колдуны с ореолом ясновидения, продающие крохи ясновидения за деньги. Мы желаем, чтобы истинный Йог был добрым сеятелем, служителем Общего Блага!
Думают, что жизнь планеты идет самотеком, сама собою. Это неверно. Иерархия Стоит у руля и Регулирует процессы, происходящие на планете. Духи стихий помогают в этой работе .
Ведь цель всех трудов ваших под Солнцем не эти труды и не эта работа, но дойти до Меня и знания и опыт приобрести как средство достижения цели этой единой. Дойти до Владыки- цель ваша. Ее и поставьте в основании дел, которые свершаете вы под Солнцем. Все творится ради этой цели единой. Ради нее и на Землю пришли, ради нее и живете, ради нее и несете на своих плечах непомерную ношу. И друзья и враги, и близкие и далекие- все служат средством накопить опыт и восходить, поучаясь на них и на всех».
ХРИСТОС.
«Он собрал в себе весь Свет. Он наполнился отречением от самости и земной собственности. Он знал Дворец Духа и Храм Огненный.
Поистине Христос сказал: «Не знаете ни часа, ни дня». Он же открыл и другую формулу, сказав: «Зачем покинул Меня, Владыко?», имея в виду знание духа.
Великий говорил: «Не трогай Меня!» Так просто сказана сущность соотношения Мира Огненного к земному. Тело земное сгорает от прикосновения к Существу Огненному.
Христос советовал раздать духовное богатство. Но так как далеки ключи от него, то люди перенесли этот совет на раздачу награбленных денег. Раньше награбить, а потом со слезою отдать и восхититься добротою своею. Точно, говоря о раздаче, Учитель мог иметь в виду стулья и старые шубы! Невесомое богатство указал Учитель. Отдача духовная лишь может двинуть чашу весов. Ветхая жертва ненужных вещей будет качаться на одной ветке с себялюбием.
Кто же Мои люди? Те, кто не чует места дома своего. Те, кто не помнят драгоценности вещей. Кто любит идти в гору. Кто любит пение птиц. Кто ценит воздух часа утреннего. Кто действие почитает более, нежели время. Кто цветы понимает. Кто являет бесстрашие, не замечая его. Кто толков не любит. Кто ценит явление радости красоты. Кто понимает жизнь за пределами видимости. Те Мои люди могут ту Мощь Мою расходовать.
Когда Христос сказал о духе, нуждающемся в перерождении, то Он имел в виду огненное очищение.
Когда Владыка сказал, что несет Земле не мир, но меч, то никто не понял великую истину. Очищение духа огнем есть этот меч! Только меч, разящий самость, приобщает дух к Высшему Миру.
Главное Учение было дано Им/Исусом Христом/ в тонком теле. Лишь малому числу можно было доверить поучения Тонкого Мира, ибо по обычаю Учение давалось устно. И в апокрифах не отразились последние наставления, они касались силы мысли и не могли быть поняты народом.
Именно Матерь знала о тайне хождений.  Урусвати /Елена Рерих/помнит Великого Путника. Великий Путник мог успешно и ходить по воде, и подниматься на воздух. Главное условие было в том, что в Нем не было никакого сомнения. Именно ценность Его подвига была в простоте. Высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно- сильнейшее средство для вибраций гармонии. А улыбка Его была прекрасна. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено, именно, женщинами. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его утерял бы свое значение. Урусвати слышала Голос Великого Путника. Невозможно представить, какая карма ложилась на множество безумцев! Это не наказание, но следствие безумия свободной воли. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем! Он мог позвать птицу себе на руку и послать ее в определенном направлении. Он мог утишить любое животное не окриком, но внешним спокойствием. Он Говорил: «Умейте явить чистоту и полощите рот после каждой пищи. Не опьяняйтесь, ибо в безумии человек хуже последнего животного». «Не вкушайте мяса, если есть возможность к тому».
Еще говорил Учитель: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный». Еще говорил: «Мы расстаемся здесь, но можем встретиться в облачениях света. Не будем заботиться о базарах, ибо в царстве Света одежды выдаются по желанию. Не будем печаловаться, когда нас ждут с радостью лучшие друзья». Еще говорил: «Не будем жалеть о том, что изнашивается быстро, ибо нам уже готовы одежды прочные». Еще говорил: «Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в Мир лучший».
Он говорил: «Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком. Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о Невидимых Мирах». Учитель указывал отказ от богатства там, где Он видел ложное отношение к земным сокровищам. Он говорил человеку о необходимости освободиться от богатства, когда видел, что сокровища являлись тяжким жерновом на шее слабого духом. Учитель вовсе не желал видеть всех в одинаковой нищете. Учитель, наоборот, посылал советы, что даже при малом достатке можно иметь чистую радость без зависти к соседу. Учитель мог побыть с бедными и богатыми, и везде Он был одинаково добр и полон желания помочь. Ведь богатые иногда больше нуждаются в помощи. Самые великие Откровения были даны Учителем уже в тонком теле. Много было извращено Его Учение. Даже самые простые слова не уберегли Учения, и люди сумели обернуть Истину для своих торговых дел. Слова Его соответствовали сознанию слушателей. Нужно помнить, что по завету Братства необходимо говорить по сознанию.
Явление Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Исторические слова о битье в левую и правую щеку породили много заблуждений. Действительно, если сказанное принять телесно, то получится бессмыслие. Но завет был дан в духовном смысле. Именно, при равновесии внутреннем не могут вредить попытки зла.
«Много домов, и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюбили Беспредельность. «Откройте глаза и уши». Это Он говорил о расширении сознания. Великий Путник часто учил, что дается по вере. Христос не мог творить чудес по причине неверия.
Спросили ученики: «Где мы будем после смерти?» Ответил им: «Мы будем недалеко, и каждый при жизни успел побывать в месте нашего будущего пребывания. Во снах каждый не раз посещал сферы сужденные».
Знание есть неотъемлемое право человека. Свобода познания есть участие в эволюции. Каждый препятствующий свободе познания есть враг эволюции.
Говорю: «Оставьте время для того, что действительно важно. Спешно запасайтесь знанием. Спешите его углубить. Лишь знание спасет.
Когда мы касаемся правильного пути, мы ощущаем силу радости. Наше сердце радуется, чуя, что стремление правильно. Но когда сознание представляет себе Истину, оно наполняется радостью.
Радость незабываема и служит притоком мощи. Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Она приходит путем прекрасным.
Сердце живет психической энергией. Как без воздуха человек не может прожить долго, так и сердце отходит от жизни без психической энергии.
К Мирам Высшим поведет любовь торжественная, прочие виды любви не найдут пути в Огненном Мире.
Ничто не зажжет огонь сердца, как любовь.
Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Каждая мысль добра есть уже стрела Света.
Прекрасная истина- в Красоте. Космос утверждает на этой формуле  эволюцию. Космос направляет мир к овладению красотою.
Ближе всего подходит к завершению путь красоты.
Именно любовь привлекает огонь пространства.
Любовь есть истинная реальность и ценность.
Любовь, подвиг, труд, творчество- это вершины восхождения.
Вера без дел мертва.
Тот, кто думает только молитвою вознестись, тот далек от служения.
И завещано на Щите Света- честь, преданность и самоотверженность.
Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так труд есть молитва.
Молитва должна быть радостна. Она будет целебной при полном доверии. Бессердечию недоступен Аум!
Летит время, спешите заручиться знанием.
Предел знания-могила!
Как пчелы собирают мед, так собирайте знание.
Каждое познание способствует расширению сознания.
Знание есть врата к Братству. Пусть каждый владеет одним предметом, но он сумеет отнестись с уважением к бесчисленным ветвям познания.
Жажда познания утоляется путем приближения к Высшему Миру.
Утверждаю, что радость работы есть лучшее пламя духа.
Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите от него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Стареют не от старости, но от погашения Огня. Это тление жизни противно закону Бытия.
Труд может быть четырех родов: труд с отвращением, который ведет к разложению, труд несознательный, который не укрепляет дух, труд преданный и любовный, который дает жатву благую, и, наконец, труд не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии. Постоянное общение с Иерархией дает высшее качество труду. Только источник вечный углубляет значение совершенствования. Можно среди труда приобщиться к Иерархии.  Пусть Владыка живет в сердце. Пусть каждый ритм работы звучит с Именем Владыки.
Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Уже назвал труд молитвой. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного.  В труде- эволюция!
Чем вырабатывается лучший ритм? Чем побеждается червь уныния?- Трудом. Лишь в труде образуется очарование совершенствования. В труде придет и огненное крещение.
Каждый труд должен сопровождаться воодушевлением, ведущим к совершенствованию. Качество работы может быть непрерывно повышаемо.
Кто любит с детства трудиться, тот и останется тружеником. Природа труда или праздность заложены в прошлых жизнях. Утверждаю, что качество труда складывает и дальнейшее восхождение. Качество труда может быть достигаемо в любом состоянии. Знание есть следствие великого труда.
Труд сознательный создает целительную эманацию.
Качество труда порождается знанием. Без знания невозможно высокое качество.
Каждому суждено приблизиться к Высшим Мирам. Каждый труд есть путь надежный. Только возлюбив высокое качество, можно преуспеть на пути восхождения. Энергия, порожденная трудом, представляет ценность космическую. Только бы труд был добрым по существу, тогда не отчаяние, но радость будет уделом деятеля.
Нужно запомнить, что все земные труды совершаются для возвращения в Надземную Твердыню. Только в качестве каждый труд благословен.
Мы называем труд источником целебного ритма. Мы твердим, что труд дает истинную радость труженику. Каждый труд, несомненно, дает кому-то радость. Самое чистое чувство сопровождает труженика как на земле, так и в Надземном Мире. Мыслитель завещал труд как Радость Надземную.
Надо научиться трудиться радостно, какую бы работу ни приходилось исполнять. Ведь дело не в самой работе, видимые плоды которой сметет рука времени, но в самом процессе напряжения, усиления и накопления внутренних огней.
В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Знание есть искусство, наука есть методика.
Дума о Прекрасном приводит к Учителю. Именно как целебное лекарство, можно советовать уметь направить мышление на что-то прекрасное. Среди самых тяжких столкновений помните о Прекрасном.
Среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать к красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных.
Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное- значит улучшаться.
Человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путями Прекрасного.
Живите в мечте о Прекрасном, получите радость и любовь.
Вера должна равняться точному знанию. Каждая условность веры дает условность последствий.
 Вера есть предчувствие знания.
Без воли нет и веры.
Вера есть осознание Истины, испытанное Огнем сердца.
Каждое доброе действие преображает частицу хаоса, потому каждое творение доброе называем сожжением хаоса. Каждое добро сотворенное привлекает злобу темных. Кто боится добра, тот потонет в хаосе. Великий Путник учил любить добро.
Укажу качества взыскивающих Общее Благо. Первое- постоянное устремление. Второе- способность вмещения. Третье- уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое- желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое- отказ от собственности. Шестое- изгнание страха. Седьмое- бодрствование явить среди тьмы.
Только умейте мыслить об Общем Благе- и Мы всегда с вами». Все! Закончил.
-Еще раз убеждаешься, как необходимы эти знания в настоящее время. Насколько они своевременны.
-Потому и хочу дать эти знания своим ученикам. Как там Сита говорит своим детям, когда прощается с ними? Кажется, насколько я запомнил, примерно так. Если вы хоть одной женщине поможете стать свободной, то уже будет не зря прожита жизнь. Скажу тебе. Ни один живущий на земле человек, кроме Елены Блаватской и Рерихов  не знал и тысячной доли того, что дали человечеству Учителя в Тайной Доктрине и в Агни Йоге. Когда читаешь книги философов и сравниваешь их мысли с мыслями, рассыпанные в книгах Живой Этики, то напрашивается сравнение мышления первоклассника с мышлением с профессором. Настолько очевидно, как эти философы бродят во тьме своих заблуждений. Какое счастье, что Учителя дали людям Земли эти Знания!
-Полезу я в палатку. Спать хочется.
-Давай. Я посижу еще у костра. Люблю ночью сидеть в тайге у костра. Что-то в этом есть таинственное. Мысли иные приходят.
Уснул быстро. Даже не слышал, как Семененко залез в палатку. Проснулся от треска костра. Семененко сидел у костра и как-будто бы и не спал.
-Ты хоть спал?
-Конечно, поспал.
-Не слышал когда ты лег.
-Еще бы! Ты храпел изрядно.
-Если бы ты полежал с Сашей Колдуном, то ты бы узнал, что такое настоящий храп. Приходилось даже ночью вылазить из палатки.
-Слышал я разный храп. Что готовить будем?
-Давай кашу рисовую с сайрой.
-Пойдет.
Позавтракав, собрали палатку. Уложили  все вещи в рюкзаки и спрятали их в густых зарослях актинидии и чертового дерева.
-Сюда никто не полезет.- объяснил я Семененко.
-Подальше спрячешь, поближе возьмешь.- ответил он.
За последним водоскатом тропа оборвалась. Словно там никогда никто и не проходил.
-Не ищи. Дальше тропы не будет. Не ходят туристы дальше водопадов. Только я с учениками или без них хожу дальше.
-Мы как-то с Олегом Дмитриевым по этой реке поднялись к вершине горы Смольной. Да…Я же рассказывал тебе об этом у озера Ольхового. Поднялись на вершину. Хорошо, что поставили палатку под самой вершиной. На полянке у трех толстых елей. Закат был неудачный. Солнце село в тучу. Ночью пошел дождь, а к утру превратился в ливень. Утром мы думали, встретив рассвет, уйти к Чантинзе по хребту. Но дождь изломал весь план похода. Сидели два дня и две ночи в палатке. Только на третью ночь пошел снег. Вылезли. Дрова у нас были заготовлены. Разожгли костер. Сварили кашу и чай. Олег попытался сфотографировать костер, меня, палатку и ели, но снег забивал объектив. Так не одного снимка и не сделал. Я даже и не пытался. Был бы зонт, можно было бы сделать уникальные снимки. Утром едва вылезли из палатки. Завалило ее снегом. Сильнейший холодный северный ветер. Тем не менее, поднялись на вершину. Оказались в облаках. Ничего не видно. Ловили просвет и фотографировали. Сделали несколько снимков. Окоченели так, что пальцы не держали фотоаппарата. Кое-как убрали палатку, собрали вещи и бегом вниз к Лозовому. Когда спустились, то увидели, что над вершиной горы нет никаких облаков. Красота была, но возвращаться уже не стали. А надо было бы вернуться.
-Я в это время, пока вы лежали в тепле, погибал на вершине хребта Ольхового. Даже до озера не успел дойти. Шел от Крутой. Где-то на середине поймал меня сильнейший ливень. Быстро поставил палатку. Накрыл пленкой. Укрепил камнями. Забрался. Все это проделал за минуту, но все равно вымок до нитки. Хорошо было во что переодеться. Так бы погиб. Замерз. Два дня и три ночи сидел в палатке, даже не высовываясь. Почти не спал. Все ждал, что ее или  разорвет, или унесет вместе со мной и сбросит в пропасть. Ел хлеб и консервы. Воду черпал с пленки. На третье утро вылез из палатки и ахнул. Сплошной лед. Ступить нельзя. Тут же падаешь. Да и ветер ураганный. На ногах не устоять. Собрал кое-как вещи, палатку и пополз к озеру. Ни разу не вставал. Хорошо штанов было двое. Одни продрались совершенно.
-Даже невозможно этого представить.
-Впервые попал в такую ситуацию. Но дополз. В лесу у озера было потише. Разжег костер. Сварил кашу. Чаю выпил два котелка. Так хотелось пить. Потом также ползком спустился с вершины. Ниже уже можно было идти. Ночью пришел в Молчановку, где был мой Москвич. Через два часа сидел в своей квартире и не верил, что это все случилось со мной и, что я остался жив.
Подошли к большой поляне, где метрах в ста от речки стоял балаган.
-Вон мой шалаш.- махнул рукой Семененко.- Когда-то это было почти зимовье. Была дверь, окна. Обтянул его пленкой и тентом. Принес железную печку. Благоустроил.
-И зимой сюда приходил?
-Ночевал много раз. Жарко даже было.
-Ты иди, медитируй, а я поищу тут один небольшой водопад. Мне о нем рассказывал турист Юра Глушаков. Даже, кажется, показывал фотографию. Пойду, поищу.
Поднялся до истока реки Ворошиловки. Водопада не нашел. Он, видимо, был ниже. Время было только десять часов. Весь день еще впереди. Принял неожиданно для себя решение сходить на вершину горы Смольной. Посмотреть на ту поляну, где мы лежали с Олегом два дня и  три ночи. Потрогать три толстых ели. Подняться на вершину горы. Кажется, это называется ностальгией. Семененко сказал, что не хочет ворошить воспоминания, а мне органически захотелось побывать на этом месте. Идти по склону горы было легко. Ни подлеска, ни кустов не было. Росли только кедр, береза и ель. Еще выше и кедр с березой исчезли. Началась елово-пихтовая тайга. Все те же стоят муравейники. Некоторые из них  разрыты. Это медвежий край. Вот и наша полянка. Вот здесь у трех елей стояла наша палатка. И угли еще остались от нашего костра. Вспомнились те ночи и дни… Поднялся и на вершину горы. Тот же вид. То есть, наоборот, никакого вида. С вершины просматривается только западная сторона. Другие стороны света закрыты еловым лесом. Видимо, поэтому и не ходят сюда туристы. Смотреть не на что. Постояв, вернулся к трем елям. Еще постоял около бывшего костра. Вспомнилось все до самой мелочи. Но надо было возвращаться. Через час подошел к Семененко. Он сидел в позе лотоса.
-Нашел водопад?
-Нет. Сходил на вершину горы.
-Я так и знал. Ностальгия. Знакомое мне чувство. Пойдем к водоему?
-Пора. Есть хочу.
-Еще бы! Смотаться на такую вершину! Как путь к ней?
-Прекрасный путь. Здесь еще у речки кочкарник, кусты, а по склону идти одно удовольствие. Кедра там много.
- Я знаю. Сюда мы за шишками ходили. У речки шелушили. Несли домой чистый орех.
Приготовили ужин. Неспеша поели кашу. Выпили по две кружки чая. Я сел читать газеты. Семененко углубился перечитывать свои тетради. Так просидели до наступления темноты.
-Полезу я в палатку. Устал.
-Еще бы! Я еще посижу.
Когда он спит? Подумалось мне перед тем, как провалиться в сон. Но утром встал раньше его. Угли от пеньков еще тлели. Подобрал у костра небольшие сухие веточки и  положил на угли. Подул на костер. Они сразу же вспыхнули. Положил палки побольше. Костер разгорелся. Сходил с котелками на речку за водой. Повесил их на перекладину. Через минут десять вода в них забулькала. Что будем варить?- произнес я вслух.
-Гречку вари. –ответил из палатки Семененко.
-Ты не спишь?
-Давно не сплю.
-Мы еще успеем с тобой сходить к сквозной пещере на Чандалазе. Времени до электрички много.
-Да. Надо заглянуть на бывшее озеро. Там я был больше, чем  у Ворошиловских водопадов. Летом почти каждый день бегали на озеро кататься на плотах. Конечно, надо обязательно побывать там. Как я сам об этом не подумал? Там же любимое мое место у сквозной пещеры для медитаций. Завтракаем. Собираемся. И к Чандалазу. Он вылез из палатки, и направился к реке. Почти не останавливаясь, прыгнул в водоем. Поплавал. Вылез на берег и начал делать гимнастику йоги. Я уже видел у озера Ольхового эти упражнения. Они вызывали у меня удивление и зависть. Человеку более семидесяти лет, а он делает со своим телом то, что ни один гимнаст не сделает.
-Чего ты смотришь? Прыгай в воду и повторяй мои упражнения.
-Нет, Валентин. Может схватить поясницу. Тогда я не дойду до дома.
-Страх- наш первый враг. Ладно, вари кашу.
Позавтракав, собрали вещи по рюкзакам. Семененко подошел к крутому берегу над водоемом. Затем поднял руки вверх и произнес какие-то слова. После этого перекрестился. Поклонился реке, и произнес: Все! С этим местом я попрощался.
-Ты так говоришь, словно сюда никогда не вернешься.
Я не суеверен, но какие-то знаки были в эти два дня для меня у костра и во время медитаций. Пытаюсь их осмыслить, но знаки тревожные. Несколько дней назад я еще разговаривал со знакомым во дворе. Он был веселый, здоровый. Через два дня узнаю- умер. Это известие меня потрясло. Никто не знает ни дня, ни часа. Крест Бытия стоит над нами неотступно. Ничего-то мы не знаем, что произойдет с нами, с миром через год, через день, через час и даже через минуту. Мы предполагаем, а Бог располагает. Так в народе об этом говорят. Мне всегда казалось, что я вижу «Печать смерти» на лицах людей, которые вскоре уходили. А беседуя с ним даже не предполагал, что он умрет. Вот это и страшно. Ладно, пошли.  К озеру поднимались по тропе с западной стороны Чандалаза.
-По этой тропе я бегал сотни раз к озеру.
Остановившись на середине бывшего озера, Семеннко помолчав, произнес: Как миг пронеслась эта жизнь! Словно вчера плавал на плоту по этому озеру. Кажется, даже слышу крики пацанов, с которыми здесь катался на плотах. Все они  уже давно ушли в Тот Мир. Ни один не остался в живых. Странно, а голоса их слышу.  Один миг- и жизнь пронеслась.
-Я на вершине горы Смольной вчера отдался воспоминаниями. Ты здесь у озера. Тоже болен ностальгией?
-Это не ностальгия. Ностальгия- пустое слово. Это встреча с какой-то тайной. С какой-то истиной. Пока не могу понять. Но этот поход для меня был необычный. Я что-то почувствовал, чего ранее не чувствовал. Передать это чувство словами не могу. Как будто предстоит какая-то встреча. С кем или с чем – не знаю.
Прошли через сквозную пещеру.
-Вот мое место, где я медитировал сотни раз. Встречал здесь рассветы. Да…Жизнь пронеслась, как сон. Как один миг. Только в эти два дня и в две ночи я осознал, как жизнь скоротечна. Что нас там  ждет? Какая будет следующая жизнь? Ничего-то мы не знаем. Еще осознал, как никогда, что самое глубокое чувство у меня было к моей дочери. Я перед ней страшно виноват. Если я и кого-то любил самой искренней любовью, то это свою дочь. Слишком поздно пришло ко мне это прозрение. Конечно, и раньше у меня вспыхивала вина за то, что я оставил ее. Я страдал. Но в эти два дня и две ночи страдание мое было иное. Его словами не выразить. Только в следующей жизни я смогу отдать долг свой дочери. Не материальный. Душевный долг. Квартира- это ничто. Не накопил я никаких ценностей. Стыдно мне перед ней. Ладно. Пойдем к твоей даче. Там успеем еще чайку попить. До электрички больше трех часов.
-Через час уже сидели в моем домике, и пили чай. Последний пятикилометровый отрезок к платформе 152км.  прошли бодро. Поездка в электричке. И вот я в своей квартире. Поход к Ворошиловским водопадам завершен.
Ровно через год Семененко погибнет в своей квартире при загадочных обстоятельствах.

Фото-путешественник, член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов


Рецензии