На заре находкинского туризма

                Памяти Евгения Богинского
Среди тех, кто активно занимался туризмом в городском клубе «Сихотэ-Алинь» - Евгений Богинский. Он, один из первых инструкторов пешеходного туризма, сделал немало для развития туризма в Находке.
               НА ЗАРЕ НАХОДКИНСКОГО ТУРИЗМА
Родился Евгений Багинский в Донбасе Украина. Там же служил в танковых войсках механиком-водителем. После Армии потянуло на Дальний Восток. Расположили с товарищем на столе карту Советского Союза и кинули в правой ее части шарик. Он закатился на территорию Приморского края. Значит, судьба! До Владивостока билеты не давали. Закрытый город. Купили до Находки. Это было в 1964 году. Работать устроился в Приморском судоремонтном заводе слесарем-дизелистом. Сразу же предоставили общежитие по адресу ул.Тимирязева,1.
С первых дней проживания, стал знакомится с окрестностями города. Поднимался на вершины сопок. Спускался в бухты к морю. Море и сопки очаровали. Этими первыми чувствами жил и живу до настоящего времени. На заводе образовалась группа туристов. Старшим был Александр Долгов. Влился в группу как-то естественно. Познакомился с парнями и девчатами. Стали по воскресным дням ходить в походы. Первый поход с ночевкой был к Чандалазу. Ночевали на пасеке Карновича в селе Новая Рудня. Сейчас от этого села не осталось даже и фундаментов. Впрочем, как и от села Крещеновка и многих других сел в Приморском крае. Интерес наш к походам рос. Хотелось сходить к другим местам. Так как в то время рабочая неделя была шестидневной, то в поход обычно уходили в субботу после работы. Любимыми маршрутами были: Чандалаз, Черный Куст и Пидан. На Чандалазе за сквозной пещерой с западной стороны заметили глубокую впадину и обнаружили, что в этом месте было горное озеро. Позже узнали, что действительно в пятидесятые годы 20 века на этом месте было озеро, но после сильного тайфуна вода ушла вглубь Чандалаза и слилась с подземным горным озером. /Считаю, что заделать эту дыру, в которую ушла вода, нет никакой проблемы. Для этого надо два квадратных метра сетки металлической, рулон толи и несколько ведер глины. И вновь на Чандалазе появиться горное озеро/. Кстати, в 50 и начало шестидесятых годов Чандалаз служил для военных летчиков мишенью. Первыми туристами на заводе были кроме меня: моя будущая жена Вера, Долгов, Валя Портнова, Валентин Соболев, Светлана Соболева, Люда Краснощекова. Походная жизнь нас с Верой сблизила, и мы в 1967 году поженились. Собирались мы, туристы, в подвале Дома культуры рыбников/Колизей/. Обсуждали будущие маршруты. Учились азам туризма и ориентирования.  Первым председателем туристического клуба «Сихотэ- Алинь» был Виктор Иванов, который стал писателем и позже уехал в Москву.
Первое большое путешествие было летом 1966 года на севере Приморского края. Группа наших туристов во главе с Виктором Ивановым со стороны села Малой Кемы поднялись на Главный Сихотэ- Алиньский хребет. Срубили плоты и сплавились по реке Арму до первого старообрядческого села, которое сейчас называется Дерсу. Мне не удалось поучаствовать в этом уникальном путешествии. Но оно дало толчок к другим путешествиям. Уже на следующий год я с  Станиславом Кабелевым и другими совершили на севере Приморского края пешеходный поход. Отправились мы из Находки до поселка Терней на пароходе. От Тернея до села Малая Кема добирались на катере. У этого села произошло небольшое происшествие. Катер сел на мель. Волной его накренило, и мой рюкзак смыло за борт. Ну вот, подумал я, и конец моему путешествию. Ведь в рюкзаке кроме продуктов и одежды было ружье, фотоаппарат, пленки. Я всегда в походах был как-бы штатным охотником и фотографом. Кормил туристов мясом рябчиков и после походов делал фотографии. Не успел я погоревать, как следующая волна забросила рюкзак прямо мне в руки. Это было похоже на чудо. С катера выходили почти вплавь, неся рюкзаки на головах. Маршрут наш был такой: пройти по тропе В.К.Арсеньева до хребта Сихотэ-Алинь, а затем без сплава пройти до поселка Тернистокого/Восток/. К вершине горы Высокой/Шайтан/ вела конная тропа. На вершине этой горы стояла метеостанция. Как и описывал Арсеньев в своей книге «Дерсу Узала» мы увидели настоящую Уссурийскую тайгу: и кедры в два-три охвата, и лиственницы до сорока метров высотой, и бешенные Кемские пороги и могучую реку Кему. Никаких лесорубов тогда еще и не было в помине. Значительно позже, побывав на Кеме, ни реку, ни тайгу я не узнал. Леса, как такового, не стало. На месте дремучих лесов- заросли березняков, исковерканные склоны сопок, огромные вырубки, заваленные сучьями и не вывезенными стволами деревьев. Река обмелела в несколько раз. Но самое страшное- это свалки мусора. Они у реки повсюду. Вот так платят отдыхающие Природе.
Со стороны притока Кемы Сицы, вдоль которой мы поднимались на хребет Сихотэ-Алинь, склон хребта настолько крут, что все время приходилось лезть на четвереньках и через каждые десять метров отдыхать. Но преодолели! Ночевали под горой Высокой. Очень сожалею, что не поднялись на эту вершину, где стояли Арсеньев и Дерсу Узала. Спустились с хребта вдоль рек Нанца и Арму к поселку геологов Тернистому. Посмотрели штольни, где добывали вольфрам. До поселка Рощино долетели на самолете «Анушке». В этом месячном путешествии в питании особой нужды не было. Я добывал рябчиков, которых было в то время, как воробьев, а рыбаки ловили гольца и хариуса. На следующий год вновь совершили этой же командой путешествие на севере Приморья. Только на этот раз начали его от поселка Иман. Поднялись вдоль западных рек на хребет Сихотэ-Алинь и спустились к морю по реке Билимбе. Никто до нас кроме Арсеньева этим маршрутом еще не ходил. Сейчас могу с гордостью сказать, что нам удалось увидеть ту тайгу, которую видели Арсеньев и Дерсу Узала.
В 1968 году участвовал в туристическом десятидневном семинаре. Проводил семинар Виктор Иванов. От села Николаевки мы поднялись по реке Шиненгоу/Водопадная/ на хребет Тачин Гуан. Спустились к реке Вангоу/Кривая/. Прошли до села Киевки. Побывали на острове Петрова. За это участие я получил удостоверение инструктора по туризму. Принимал участие в спортивных соревнованиях по ориентированию на первенство ДСО «Спартак»» в г.Петрозаводске/Карелия/. Наша Находкинская команда была самая сильная в крае. Кроме меня участвовали: Станислав Кабелев, Галина Артышко, Тамара Пестерева, Нина Мягкова. Мы заняли четвертое место. Это хороший результат. Я лично занял 11 место. Если бы не сломался компас, то возможно был бы призером этих соревнований. Но позже наш туристический клуб «Сихотэ-Алинь» неоднократно был победителем по спортивному туризму, по ориентированию, по водным видам спорта, по скалолазанию./ За активную деятельность в туризме и в спортивных соревнованиях я и Станислав Кабелев были награждены путевками на Всесоюзный слет туристов в г.Ленинград под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто». Помню, что после официальных мероприятий мы ходили в музеи и по городу, где каждая улица и каждый дом- также музеи.
Надо отметить, что в то время при Советской власти туризм всячески поощрялся, как партийными органами, так и руководителями предприятий и организаций. Наш начальник ПСРЗ Степан Гейц отпускал туристов и спортсменов на слеты и соревнования, и при этом за это мы получали еще и зарплату.
Конечно, не сказать о сопке Брат, на вершину которой мы часто поднимались, не могу. С вершины мы любовались Золотой Долиной. Обе эти сопки Сестра и Брат смотрелись, как со стороны долины, так и со стороны бухты просто сказочно красиво. Как могли люди уничтожить эту красоту, не могу понять.
В 1969 году я из ПСРЗ уволился и устроился работать в морской торговый порт докером-механизатором, где проработал 41 год. От спортивного туризма мало- по – малу отошел из-за невозможности в порту уйти с работы. Но в свободное время всегда с женой продолжал посещать красивые места Приморского края.
Фото-путешественник Владимир Маратканов   


Рецензии