Несладкий сахар. Гл. 3
«… У меня такое чувство, будто я оказался среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни».
Эрих Мария Ремарк
Кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог 1-й категории - Нина Борисовна Рощина, работала врачом-ординатором в эндокринологическом отделении городской больницы номер восемь, и в настоящее время находилась в отпуске.
Но неделю назад, ей позвонил на сотовый телефон, её бывший сокурсник по медицинскому университету, Игнат Григорьев, пять лет, назад открывший в городе частную медицинскую клинику под названием «Андромед» и предложил временно подменить, заболевшего врача-эндокринолога, ведущего приём больных в его клинике.
Когда Игнат открыл свою клинику, он сразу стал приглашать к себе узких специалистов, необходимых клинике. Пригласил он и её, пообещав заработную плату, в два раза большую той, которую она получала в больнице, где стала работать сразу после окончания медицинского университета.
Но Нина тогда категорически отказалась, сказав Игнату:
- Предложение конечно лестное Игнат, но я, работая в больнице, когда лечу больных, и помогаю им излечиться, то вижу плоды своего труда. А у тебя в клинике что? Встретила больного, осмотрела, поговорила, посоветовала, направила, выписала необходимые препараты и всё. Больше я могу его и не увидеть. Да платят у нас меньше, но я привыкла, так что извини.
- Ты Нинка, как была «идеалисткой», когда училась в университете, так такой и осталась. Пойми ты, наконец, что сейчас будущее за частными клиниками, потому что они са-мо-сто-ятель-ны, и не зависят от каких-то порой неумных и даже вредных указаний нашего российского министра здравоохранения.
Вот в этом, ты Игнатик глубоко ошибаешься. Дело в том, что наша Россия страна не богатая, и большинство людей, особенно пенсионеров, с пенсией восемь-десять тысяч рублей, вряд ли пойдут на приём в частную клинику, где за одно посещение врача нужно платить в пределах пятисот рублей.
Значит, они пойдут в районную поликлинику, где их примут бесплатно, а потом и в больницу, пусть даже в ней не такие условия, как в частной больнице.
Но я всё равно за то,чтобы у нас в стране появлялись частные клиники,чтобы у людей с их финансовыми возможностями, был выбор, к кому обратиться за консультацией.
- Нин, я слышал, ты недавно защитилась, стала кандидатом медицинских наук, и твой профиль по-прежнему эндокринология. Так?
- Да, можешь меня поздравить. И профиль мой тот же. Ты же знаешь, почему я его выбрала.
- Помню, это случилось, когда от сахарного диабета умерла твоя тётя, кажется сестра твоей матери.
- Ну и память у тебя Игнат! Всё помнишь!
- Я всё, что тебя касается, помню. До сих пор, потому что был влюблён в тебя с самого первого курса. А ты этого не замечала.
- Да всё я замечала, всё видела. Но для себя решила, что пока не выучусь на врача, и не начну приносить пользу людям, то о любви не должна и думать.
- Стойкая ты, как оловянный солдатик. Наши ребята за твоей спиной, тебя так и называли «стойкая оловянная девочка». Ты знала об этом?
- Нет, не знала. И какая же я стойкая оловянная девушка, если дружила с тобой, и даже целовалась два раза?
- Три.
- Что три?
- Три раза целовалась: один раз на новогоднем вечере в университете, второй раз, когда мы летом ездили стройотрядом на строительство больницы под Кемерово, и в третий раз,когда я заболел,лежал дома с температурой,а ты пришла меня навестить…
- Пришла навестить – это я помню, а что поцеловала, убей, не помню! - рас-смеялась Нина в трубку, хотя прекрасно помнила этот момент.
- Ну не помнишь, и ладно. Сейчас это уже не важно. Важно, что я хочу, чтобы ты работала рядом со мной. Я уже перетащил к себе Ваньку Серова в качестве терапевта, Лизу Рюмину – как невропатолога и Катю Вихреву – как отоларинголога. Все из наших с тобой друзей, одной тебя не хватает, соглашайся!
Но Нина тогда не захотела бросать своих больных, и отказалась…
Потом, Игнат периодически, приглашал её на подработку в свою клинику, в качестве консультирующего эндокринолога, и она с удовольствием ездила туда, потому что эти консультации добавляли ей опыта и уверенности в себе.
Вот и сегодня, она приняла первого пациента, тридцативосьмилетнего мужчину, у которого, судя по результатам анализов, начался сахарный диабет, о наличии которого, он по его словам даже не предполагал, и был буквально ошарашен её словами о том, что от этой болезни, если её не лечить, можно умереть, причём в любом возрасте.
Из своего личного опыта работы в отделении больницы, Нина знала, что при стабильном сохранении показателей глюкозы в крови, не превышающих 7-9 ммоль на литр в период использования инсулиновых инъекций, госпитализация больного не является обязательным условием.
Исключением являются только периоды обострения, когда заместительная терапия не приносит должного эффекта, уровень сахара в крови выше 12 ммоль на литр, а у самого диабетика присутствуют признаки ухудшения состояния здоровья.
Результат анализа этого пациента показал 14 ммоль на литр, но состояние здоровья у него нормальное, значит пока можно обойтись без госпитализации.
Нина хорошо запомнила тот день, когда к ним в отделение поступил больной 50-ти лет с диабетической комой, точнее с признаками, указывающими на её скорое развитие, которое «увидела» опытная врач скорой помощи.
Тогда им пришлось проводить лечение этого больного Тарасова,Нина хорошо запомнила его фамилию, в условиях интенсивной терапии, и даже применять неотложные реанимационные меры.
Потом возникла необходимость проведения коррекции дозировки инъекционного инсулина, и выявление отрицательной реакции организма на искусственный инсулин, который, она ему назначила.
Евдокия Леонидовна - пятидесятипятилетняя заведующая отделением, тогда на словах и на конкретном пациенте, объяснила ей, молодому врачу, про появление признаков разрушения кровеносных сосудов нижних конечностей, вызванных высоким уровнем глюкозы (диабетическая стопа, некроз пальцев, прогрессирующая гангрена).
Делясь с молодым врачом своим опытом, она рассказала Нине, что методика лечения после госпитализации человека, больного сахарным диабетом, подбирается в индивидуальном порядке, исходя из клинической картины течения недуга. Это может быть как медикаментозная терапия, так и хирургическое вмешательство.
- Понимаешь Нина, - часто повторяла она ей,
- Специфика терапии сахарного диабета в условиях нашего отделения эндокринологии заключается в том, что вначале больной должен пройти комплексное обследование организма.
Мы должны вести постоянный контроль уровня глюкозы у него в крови, выполнять коррекцию и подбор той дозировки инъекционного инсулина, которая поможет вернуть концентра-цию сахара в пределы нормы и удерживать её на одном уровне.
Ещё используются внутримышечные, подкожные уколы, а также внутривенные капельницы для очищения организма от кристаллов сахара.
Ну а хирургическое вмешательство применяется только при осложнённых формах болезни, когда началось отмирание тканей нижних конечностей, развился некроз пальцев ног или тканей стопы. И это самое неприятное.
Лечение необходимо как плановая и обязательная процедура, чтобы не допустить ухудшения состояния здоровья больного.
Пациенты получают препараты в виде таблеток или инъекций, которые позволят держать глюкозу в пределах нормы и не допустят её резкого подъёма.
Больной должен ежедневно сдавать анализы крови из пальца, получать информацию и приобретать базовые знания жизни с сахарным диабетом. Средняя продолжительность первичной госпитализации составляет от 7 до 12 дней.
Другое дело, если человек является диабетиком со стажем, то ему может потребоваться периодическая госпитализация для прохождения планового лечения.
Она необходима при наличии следующих факторов: изменение цветового оттенка кожи пальцев ног, появление обширной водянки на пятке, зуд верхних и нижних конечностей, щек, шеи, груди, покраснение эпителиальной поверхности.
Нейропатия-выражающаяся в ослаблении моторики рук, снижении двигательной активности ног, спутанности сознания, учащённое мочеиспускание, ложные позывы в туалет, уровень глюкозы в крови выше 12 ммоль на литр, сохраняющийся на протяжении длительного периода времени, несмотря на введение инъекционного инсулина, нарушение эректильной функции у мужчин, если сопутствующие заболевания мочеполовой системы полностью отсутствуют.
И запомни девочка - первым признаком, указывающим на необходимость госпитализации при уже обнаруженном диабете, является неутолимая жажда.
Больной ежедневно выпивает не менее трёх-пяти литров воды, но всё равно хочет пить. Это говорит о высокой концентрации глюкозы в крови.
Тридцать пять лет тому назад, когда я училась в медицинском институте города Ленинграда, лекции по эндокринологии нам читал профессор Владимир Петрович Иноземцев.
Тогда я впервые узнала, что такое сахарный диабет. Профессор часто повторял нам, студентам, что у каждого человека в поджелудочной железе находятся участки клеток, названные по имени исследователя, который их описал впервые, островками Лангерганса.
В этих островках вырабатывается гормон инсулин, который способствует усвоению сахара в организме. Недостаток инсулина и является непосредственной причиной сахарного диабета.
Деятельность инсулярного аппарата тесно связана со всей нейроэндокринной системой, и нарушения в том, или ином звене её могут приводить к нарушению функции этого аппарата.
В большинстве случаев в развитии сахарного диабета большую роль играет наследственная предрасположенность. Считается, что она связана с «генетическими ошибками» в синтезе белков, в результате чего образуется вещество белковой породы, обладающие способностью инактивировать инсулин.
Однако по моему опыту, генетическая предрасположенность не всегда приводит к возникновению сахарного диабета, потому что для развития заболевания необходимы также провоцирующие факторы.
Это могут быть вирусные поражения островков поджелудочной железы, заболевания желудочно-кишечного тракта, панкреатит, воспалительные заболевания мочеполовой системы, нарушения функции печени и так далее.
Нина, словно губка,впитывала всё то, что говорила ей заведующая, всё больше и больше уверяясь в мысли, что правильно сделала свой выбор и стала врачом-эндокринологом.
А ещё через пять лет, она, заочно окончив аспирантуру, защитила кан-дидатскую диссертацию на тему. «Наследственная расположенность к сахарному диабету», и стала кандида-том медицинских наук.
Свидетельство о публикации №220081300443