Илья Стамат, первый начальник УВД Гагаузии

Автор статьи - Л.Добров, ветеран создания АТО Гагауз Ери.

В 90-х годах у нас с Ильей Ивановичем было очень много "стычек", когда он пытался служить "и вашим", "и нашим". Особенно два случая обострили наши отношения.

Случай Первый - шпионы из Кишинева просочились в Комрат:

Октябрь 1990 года. По призыву тогдашнего премьер-министра МССР Мирчи Друка, молдавские волонтеры в количестве не менее 50 тысяч вооруженных молодых парней окружили все города и села Гагаузской республики. Мы же выставили по периметру своих сел и городов блок-посты из тяжелых бетонных плит, выставили "на боевое дежурство" тяжелые трактора, скрепера, пожарные машины, полные бензином, готовые в любую минуту поливать огнем противника, а также всё мужское население днем и ночью охраняли свои родные очаги.

Проходят дни, а война не начинается, так как в соседней Чимишлии ведутся усиленные переговоры между председателем Комратского райисполкома Константином Таушанжи и президентом Молдавии Мирчей Снегуром.

За эти два дня из Тирасполя на 100 автобусах в помощь Комрату приезжают приднестровские добровольцы во главе с В.Рыляковым, тогдашним заместителем И.Смирнова, а еще через два дня, по согласованию с руководством Кремля, Молдовы и Гагаузской республики в Комрат для разъединения противоборствующих Сторон въезжают войска МВД СССР во главе с генерал-лейтенантом Зайцевым.

И даже в это время я не прекращаю проводить ежедневные митинги перед зданием Райисполкома, призывая людей вооружаться любым видов оружия, чтобы быть готовыми дать достойный отпор противнику.

...И вдруг в это же время я узнаю, что в здании Комратской милиции, под прикрытием начальника милиции Ильи Стамата, из Кишинева приехали и уже несколько дней проживают очень высокопоставленные личности.

Я собираю огромное количество людей и двигаюсь к зданию милиции, чтобы проверить данную информацию. Окружив все здание милиции, и проведя там часовой митинг с требованиями к Стомату - показать "гостей" из Кишинева, мы, наконец, сами заходим внутр здания и на втором этаже в одном из кабинетов видим следующую картину:

- Около 20 человек, небритые, измученные, обессиленные сидят на стульях, другие лежат на полу, так как всем стулья не хватало, третьи курят, все одетые в шикарные, но уже помятые костюмы, кто с грязным галстуком, кто без галстука...

При виде такой картины, я кричу в мегафон: "Ну, ребятки, вы попались...!"
И тут ко мне неожиданно подходит один из "арестантов" и начинает мне весело что-то рассказывать:

- Леонид, здравствуйте, вы меня не помните, мы с вами в одной камере сидели в Кишиневском СИЗО, в 1985 году. Я тогда проходил по делу Вышку, вспомните пожалуйста, я тогда много рассказывал  интересных историй про мои путешествия по Миру.
- Ну... и что... - стал я припоминать этого "пассажира", - ну, допустим, помню... А что ты тут делаешь?
- Вы понимаете, тогда я год отсидел и меня выпустили, короче, нашлись хорошие друзья и там. А недавно меня назначили заместителем Дубаларя, председателя Молдкоопа, и вот.., понимаете, вот тут... всех заместителей министров... три дня назад нас откомандировали в Комрат. Сказали, что скоро лидеров Гагаузской республики всех арестуют, а нас, всех заместителей министров поставят временно на их место, чтобы мы руководили Югом. И вот три дня мы уже здесь, в этой комнате живем все вместе, очень устали, но не знаем, как нам быть дальше. И вот тут наконец вы появились...
- Не появился, а вычислил, - суровым голосом прокричал я. - А кто вас сюда пустил, начальник милиции Стамат?
- Ну да, а кто же еще нас мог сюда пустить!

С "арестантами" мы поступили очень ГУМАННО. Мы их всех, из здания милиции до здания Райисполкома, провели через огромную толпу людей как во времена войны проводили арестованного под Сталинградом фельдмаршала Паулиса. Спереди и сзади шли фото-кино-корреспонденты, а я с мегафоном шел за ними и рассказывал "арестантам", какое наказание им надлежит получить в Гагаузской республике "за шпионаж в пользу другого государства (Молдовы)"... Потом мы посади всех на автобус и отправили обратно в Кишинев.

После этого случая, когда Илья Стамат три дня держал в здании полиции свыше 20 высокопоставленных лиц из Кишинева, у нас с ним испортились все отношения.
 
Случай Второй - Поджог здания милиции Комрата.

Год 1993-й, я работаю башканом Комрата. Ко мне приходят жители Конгазчика и говорят, что в подвалах милиционеры насмерть забили молодого парня и что сегодня после похорон они намерены пешком прийти в Комрат и требовать отставки начальника милиции Ильи Стамата.

Никто тогда не ожидал, что во время митинга, кто-то начнет кидать в здание бутылки с зажигательной смесью, после чего здание запылало и сгорело.
После такого случая я убедил президента Гагаузской республики С.М.Топала подписать Распоряжение о смещении с должности И.Стамата. И началась у нас с ним новая "войнушка", которая кончилась тем, что я, как мэр города, вынужден был забрать у него государственную квартиру, так как у него уже был построен свой частный дом, и передать ее нуждающемуся очереднику.

ВОТ ТАКИЕ ДВА СЛУЧАЯ у нас произошли с Ильей Стамат во времена Гагаузской республики.

Однако послушав сегодняшнее, весьма патриотичное интервью Ильи Ивановича, я понял, что сейчас мы оба стали совершенно другими. Хотя в те революционные времена мы с ним по другому не могли строить наши отношения, так как он СИДЕЛ на Двух Стульях - и Кишиневу надо было что-то докладывать, и нашим "экстремистам" надо было хоть немного "услужить", чтобы и самому остаться живым и здоровым и наших "братков" не положить "в ящик".

КОРОЧЕ. в этой жизни все течет и все меняется...


+++

САМОЕ лучшее видео-интервью Ильи Стамата, первого Начальника УВД Гагаузии...

«ГОРЕЛ ОТДЕЛ МИЛИЦИИ, НО ЖЕРТВ НЕ БЫЛО». ИЛЬЯ СТАМАТ О ПРОВОЗГЛАШЕНИИ ГАГАУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ссылка: gagauzinfo.md

Провозглашение Гагаузской Республики 19 августа 1990 года было выражением позиции всего гагаузского народа, который хотел самостоятельности. Об этом в интервью телеканалу GRT рассказал бывший начальник милиции Комратского района, а впоследствии первый начальник УВД Гагаузии Илья Стамат.

Экс-руководитель районного отдела милиции поделился своими воспоминаниями о том, как в регионе удалось предотвратить кровопролитие и не допустить столкновений.

«Я был назначен начальником милиции в июне 1990 года. До августа была тишина. После работы в Кишиневе я думал, что здесь можно работать без заместителя. Но 19 августа перевернуло все. Я был на съезде [в котором была провозглашена Гагаузская Республика] и там было выражение мнения всего народа Гагаузии. Это было видно», - сказал он.

Стамат подчеркнул, что ему в качестве руководителя в те годы приходилось принимать самостоятельные решения, главной целью которых было сохранение общественного порядка.

«Когда горел отдел милиции, мы не поступили так, как хотели в Кишиневе, чтобы мы вышли с оружием и постреляли. Мы не применили оружие. Было много моментов, когда мы самостоятельно принимали решение. В конце концов оказалось, что это было правильно. Иначе были бы жертвы», - рассказал Илья Стамат.

Стоит отметить, что в этом году исполняется 30 лет со дня провозглашения Гагаузской Республики.


Рецензии