Советское посольство России - истории

Расскажу теперь несколько коротких историй, свидетелем которых я не был (договорились же не придумывать!), но не верить в достоверность которых у меня оснований нет. Все они произошли незадолго до моего прибытия в посольство.

Я сказал, что в посольстве меня сразу возненавидели. На самом деле, не все. Некоторые старшие товарищи, не видевшие во мне никакой опасности для себя, из жалости взяли надо мной что-то вроде шефства. Я ведь был такой птенчик, да ещё (точнее, уже) с семьей на плечах. К тому же не прилетел наш багаж, я был вообще без одежды и пришлось в первый день идти на работу в том же, в чем летел двадцать с лишним часов по маршруту Москва-Ташкент-Карачи-Бомбей-Рангун-Вьентьян (коробки прилетели следующим рейсом через неделю, но все были порезаны и многие выпотрошены).

Так что некоторые дипломаты решили помочь мне поучительными историями. Для пущей ясности я помещаю их в контекст.

История 1 - о протокольной работе

Задачи в посольстве мне определили двоякие. Я, как единственный сотрудник с экономическим образованием, был брошен на подготовку аналитических материалов по экономике Лаоса. Но, кроме того, я должен был помогать с протокольной функцией (официальным «шефом протокола» я стал гораздо позже). Кто не знает, протокол - это организация всех мероприятий посла и посольства в целом. Это даёт тебе в посольстве немалый вес, но в то же время работа - исключительно нервная, поскольку простор для ошибок - бесконечен и всё на виду.

Об одной такой ошибке, чуть не стоившей мидовской карьеры  одному из моих предшественников, мне и поведали. Он должен был организовать встречу нашего посла с каким-то другим. Это, по сравнению, например, с приемами в посольстве, простейшая задача. Но когда советский посол на своей большой машине, опять же, с развевающимся флажком поехал на встречу, на полпути он увидел движущуюся навстречу машину этого другого посла - тоже, конечно, под флагом. Посол несколько удивился, тот другой, надо думать, тоже. Потом они оба ждали в приемных друг друга около часа, наливаясь злостью и думая о политической подоплеке такой необязательности, пока всё, наконец, не выяснилось.

История 2 - о важности быстрой реакции на ситуацию

Другой молодой дипломат всю ночь гулял и с утра явился на работу не то, что с похмелья, а все ещё сильно нетрезвым. Он попытался прошмыгнуть в посольство и уткнуться в документы, но к несчастью прямо в дверях столкнулся с послом (не Грудовым, а предыдущим). Увидев состояние юного сотрудника, посол заорал: «Да я тебя в 24 часа в Москву отправлю».  Тот, однако, оценив серьезность ситуации, сумел собраться, выпрямился и гордо произнёс: «А меня, товарищ посол, Родиной пугать не надо!» Посол не нашёлся, что ответить, и это спасло молодое дарование, которое отделалось, кажется, мелким взысканием.

«В 24 часа», кстати, это, конечно, фигура речи, поскольку, как было отмечено, рейсы по вышеуказанному замысловатому маршруту летали раз в неделю (а потом, когда деньги на поддержку лаосского социализьма кончились и, соответственно, дружба охладела - раз в две недели). Но так почему-то говорили, а мой посол Грудов, не чуждый поэтических экзерсисов, вообще заявлял (не мне, к счастью): «Я те яйца оторву и отправлю в 24 часа в Москву» (размер немного хромал). Но об этой примечательной личности я, пожалуй, поговорю в следующий раз.

Истории 3 и 4 - о взаимодействии с дружественными ведомствами

Тут мне надо быть аккуратным, чтобы не обвинили в разглашении гостайны, и сейчас все наверняка по-другому, но в те годы в любом посольстве работали дипломаты, которых все называли «ближними и дальними соседями». Для тех, кто не в теме, «ближние», как совершенно безосновательно полагали люди, были представителями СВР (до этого - 1-го главка КГБ), а «дальние» - ГРУ. С последними, кстати, отношения у меня всегда были лучше.

Разумеется, никто этого официально не объявлял, но все, вплоть до жён «кв.рабочих» (был и такой термин), знали всё, включая иерархию и звания «соседей». Конечно, знали и про сотрудников других дипмиссий.

Отличались «соседи» тем, что занимались непонятно чем, а также, например, тем, что когда упомянутый в прошлой главе советник-посланник Херувимов ездил на «Жигулях», атташе (низшая должность) «ближних» - на «Ниссане» - видимо, для конспирации.

Однажды, возвращаясь ночью с выполнения важного задания, один такой сотрудник протаранил своим авто плетёный из ротанга забор китайского посольства, заглох и заснул прямо за рулём. Не иначе, на задании он очень устал. Проснувшись с утра, он просто дал задний ход и поехал в посольство, где ничего никому не сказал о происшествии. Деликатные китайцы пришли только через неделю: заборчик-то все-таки хорошо бы починить, мы ждали-ждали, но...

А вот последняя на сегодня история: незадолго до моего прибытия предполагаемый сотрудник «ближних» Редутов и обычный младший дипломат Парисов подрались из-за сотрудницы канцелярии. Надо сказать, что такие сотрудницы (зав.канцелярией - если проходили по возрасту - и машинистки) были единственными незамужними дамами в посольствах, а потому часто являлись объектом интереса и соперничества мужчин, в том числе, женатых.

Дуэль проходила так: Парисов был каратистом и сильно стукнул Редутова, а тот в ответ метнул ему в голову кирпич. Тем не менее, именно Парисов с замотанной головой был посажён фактически под домашний арест, причём основным опасением было почему-то то, что он может сбежать через реку Меконг в соседний капиталистический Таиланд. «Выхожу, - рассказывал он потом, - ночью покурить, смотрю: вход на виллу перегорожен длинной завхозовской «Волгой», а в окошке (даже сперва подумал - галлюцинация от удара) торчит усатая рожа ещё одного «ближнего» атташе». То есть, дежурство было посменным и круглосуточным. Парисову вскоре пришлось уехать и уйти из МИДа.

И - как бонус в развитие последней истории. Это было уже при мне: ещё один дипломат от «ближних» (почтенный отец семейства, кстати) пошёл вечером на свидание к машинистке, которая проживала непосредственно в здании посольства. Но в полночь дежурный референтуры (секретной части) закрыл дверь в жилой отсек посольства железной решеткой и ушёл. Знал ли он о ситуации и специально ли это сделал - то мне неведомо. Бойцу невидимого фронта, однако, пришлось просидеть у своей зазнобы за решеткой до утра. Впрочем, думаю, ему не составило труда потом рассказать жене историю опять же о важном ночном задании.

#советскоепосольствороссии


Рецензии