Точное предсказание

Точное предсказание

События, описанные ниже, произошли в 1968 году. Тогда я работал руководителем группы в институте "Средазгипроводхлопок". Работы было чрезвычайно много, группа была небольшая, а численность ее никак не удавалось увеличить, люди почему-то не приходили наниматься.

Вдруг из отдела кадров присылают человека. Он называет себя: Юрий Филиппович Имаев и, с места в карьер, говорит, что два года провел в ЛТП (лечебно-трудовом профилактории для алкоголиков) в Кибрае, но полностью вылечился и готов отдать все силы на благое дело. Первая мысль, которая пришла мне в голову - отказать, на кой черт мне нужен в группе алкоголик, этого еще мне не хватало для полного счастья. Но... работу группа должна выполнять, а людей почти нет. Вторая мысль: попробовать, если ничего из этого не выйдет - уволить.

Принял Имаева на работу и не мог нарадоваться: интеллигент высшего разряда, по сути дела, энциклопедист, работает за четверых, проекты изумительного качества, чертежи такой красоты, что можно смело вешать на стены залов в Третьяковке, на работу приходит на час раньше и весь этот час читает художественную литературу. Я к нему буквально прикипел всей душой. Так продолжалось полгода.

Однажды, буквально за несколько минут до звонка будильника, вижу сон: он сидит на берегу какого-то арыка с двумя забулдыгами и распечатывает бутылку водки. Я подхожу к нему и говорю: "Юрий Филиппович, вам нельзя пить спиртное!". Он криво ухмыляется и отвечает: "Врачи говорят, что иногда даже нужно это делать". Просыпаюсь в холодном поту и понимаю, что сон, как говорится, в руку. Прихожу на работу и вижу, что Имаева нет. Рассказываю ребятам об увиденном сне.

Проходит время и где-то часа в четыре открывается дверь, входит пьяный вдрызг Имаев с подбитым глазом, рвет на себе рубашку и кричит: "Простите меня, я сорвался!". Он мне был так нужен, что я пошел к директору (у меня с ним были великолепные отношения) и договорился о том, чтобы пока не принимать никаких мер, вдруг окажется, что он запойный пьяница, запой кончится и он еще полгода будет работать без выпивки. Дни шли, он почти ежедневно приходил ко мне на небольшом подпитии, просил меня его покормить, я шел с ним в столовую и покупал ему еду. Бывали случаи, когда я шел с ним в магазин и выкупал у продавцов его паспорт и военный билет, заложенные им в обмен на водку. Так продолжалось 26 дней.

Терпение лопнуло, и я предложил ему написать заявление с просьбой об увольнении. Получив в отделе кадров трудовую книжку, он поднялся ко мне, чтобы попрощаться. Должен сказать, что Имаев очень сильно меня уважал и был благодарен за человеческое отношение. Он приставил к моей груди указательный палец и сказал: "В течение двух недель ты станешь начальником отдела". Потом поднялся и ушел.

Я прекрасно понимал, что это своего рода благие пожелания, потому что для того, чтобы мне стать начальником отдела, должны были произойти какие-то события, например, действующий начальник отдела должен был стать директором или главным инженером, уйти на пенсию, перейти на работу в другую организацию и т.п. Ничего такого не ожидалось вовсе.

И вдруг, примерно через 10 дней, из московского Министерства водного хозяйства приходит приказ о разделении "Средазгипроводхлопка" на два института, меня переводят в новый институт (вначале он был назван отделением института "Средазгипроводхлопок", а затем стал отдельным институтом) и делают начальником отдела. В институте до момента получения приказа из Москвы никто ничего не знал, а Имаев, тем более, не мог об этом что-либо знать. Однако, все описанное происходило на самом деле, и против этого никак не попрешь.

С того времени прошло более полувека, но я с большой благодарностью вспоминаю этого талантливого профессионала и, вместе с тем, чрезвычайно несчастного человека, за его прекрасную работу, а также за совершенно удивительное и очень точное предсказание.

Борис Пономарев


Рецензии