Левши все, что я об этом знаю
Тема эта меня интересовала всегда. Прежде всего потому, что я сама – левша. Вернее, пишу я правой, и ложку держу в правой руке, и расческу, и много чего еще, чему меня учили с детства. А то, чему в детстве не учили, делаю, как левша. Например, играю в бильярд или пропалываю грядки. А еще я смотрю на мир преимущественно левым глазом, прислушиваюсь левым ухом, да и думаю совсем по-другому. В общем, полная путаница.
Я принадлежу к тому несчастному поколению левшей, которых принято было переучивать. Для нашего же блага. Одно из самых ранних воспоминаний детства – когда мама разговаривала с воспитательницей в яслях (мне тогда еще не было и двух лет) и спрашивала, надо ли её (меня) переучивать… Помню, как меня возмутил ответ воспитательницы: “Конечно надо, как же она потом будет работать? Ведь у нас все станки рассчитаны на правую руку!” Помню, как тогда во мне поднялась волна внутреннего протеста: а с чего она вообще решила, что я буду работать на каком-то станке?
И это было только начало, всю свою жизнь я испытывала трудности, связанные с проблемой левшества, и делала большие и маленькие открытия из этой области.
Например, в первом классе я искренне не понимала, чем так недовольна учительница, за что она меня ругает? Ведь все примеры в тетради были решены правильно! Потом, лет в двенадцать, я эту тетрадь нашла. Все в ней было написано справа налево, зеркально. Но я не чувствовала разницы!
Только лет в восемнадцать я поняла, что многие вещи вижу в своем воображении зеркально и даже не замечаю этого. Скажем, если представить календарь в виде круга, примерно как циферблат, а Новый год на двенадцати часах, где у вас будет январь, а потом и февраль, март? Или попробуйте расположить знаки зодиака на том же циферблате. Как вы их расположите? По часовой стрелке или против? У меня все всегда против часовой стрелки. Даже, собственно, сами часы идут для меня не в ту сторону (но к этому я уже более – менее привыкла).
Впечатлившись этим открытием, я провела опрос среди своих знакомых левшей и правшей. Оказалось, что даже среди тех, кто пишет левой рукой, далеко не все видят мир таким странным образом. При этом писала я правой, и мне часто не верили, что я левша. Но проблемы возникали везде – в метро (вечно меня захлопывало турникетами), в школе, и особенно на уроках физкультуры.
Все это заставляло меня искать информацию, которой тогда было не много. В конце концов, в руки мне попала брошюра Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной «Левши», которая стала моей настольной книгой. Читать ее широкому кругу читателей довольно сложно – эта книга рассчитана на врачей – неврологов, нейрохирургов, психиатров, нейрофизиологов, а также судебных экспертов и изготовителей лекарственных препаратов. И даже философов (!) и парапсихологов (!!!). В общем, довольно узких специалистов, понимающих сложную, специфическую лексику. Но мне пришлось эту лексику осилить – ведь ничего другого по этой теме тогда просто не было! В книге, которая стала результатом серьезных и длительных клинических научных исследований, я нашла множество интересных и нужных сведений, которые многое мне объяснили.
Постараюсь изложить некоторые важные положения этой книги своими словами, добавить собственный опыт и интересные примеры из реальной жизни.
Кого можно считать левшой?
Обычно пишут, что левши составляют от 8 до 15 % от общего населения. Видимо, под этим подразумеваются именно леворукие сограждане. Но все дело в том, что не все левши леворуки, и не все леворукие – левши. Некоторые используют левую руку вынужденно, например, из-за дисфункции правой руки или из-за травмы левого полушария головного мозга. Левши также бывают переученными и скрытыми.
Скрытыми левшами можно считать тех, кто в работе предпочитает правую руку и даже не догадывается о том, что, на самом деле, во многих случаях проявляет явные признаки левшества. Такого человека нельзя однозначно назвать правшой только потому, что он пишет правой рукой.
Конечно же, леворукость – это самый заметный признак левшества. Но не самый главный. Главной особенностью левшей являются отличия в работе мозга. У правшей доминирует левое полушарие, а в поведении преобладают логика и рационализм. У левшей, напротив, активность правого полушария стимулирует образное, объемно-пространственное мышление. Активное левое полушарие у правшей стимулирует работу всех парных органов по перекрестному принципу, то есть, органов правой части тела, а у левшей, соответственно, наоборот.
Исходя их этого, Тамара Доброхотова и Наталья Брагина предложили не циклиться только на руках, а проверять все парные органы. Оказалось, что истинных, абсолютных правшей вовсе не большинство – если не ошибаюсь, их оказалось около 38 %. Остальные испытуемые в той или иной степени проявили левизну – глаза, уши, ноги, даже вкусовые и обонятельные рецепторы – один, два, а то и все эти органы могут иметь как правостороннее, так и левостороннее предпочтение. И степень этого предпочтения тоже может быть различной.
Чем больше парных органов имеют левую ориентацию, тем выше степень левшества. А левша – это всегда нестандарт. Если у правшей все более – менее предсказуемо: поведение, реакция организма на лекарственные препараты, изменение поведения при раздражении или повреждении различных участков головного мозга (например, при травмах), то левши совершенно непредсказуемы и полны сюрпризов.
Получается, что некоторые люди могут прожить всю жизнь, даже не догадываясь о том, что они сами или их партнеры, дети, родители – левши, потому что левшество может быть более или менее выраженным, более или менее заметным.
Есть еще одна разновидность пространственной ориентации – амбидекстрия. Это когда между правыми и левыми органами нет явного предпочтения. Например, человек может писать одинаково и правой, и левой рукой. Известно, что Лев Толстой одинаково владел обеими руками, и по почерку невозможно было понять, какой рукой он писал. Амбидекстрия может проявляться также в работе ног, глаз или ушей.
Передается ли левшество по наследству?
Удивлению моему не было предела, когда я прочитала в одном из материалов, что некоторые ученые утверждают, что левшество по наследству не передается. В конце концов, другие ученые (как всегда, британские) нашли какой-то ген, который несет этот признак. Но из практики могу сказать, что все, абсолютно все, мои знакомые левши имели в роду предка – левшу. Как я уже говорила, я всегда с пристрастием расспрашивала знакомых левшей, да, собственно, обычно они сами с рассказа об этом и начинали. Да и в моем роду долго копаться не пришлось – папа, бабушкин брат, и еще несколько дальних родственников были левшами.
Хитрость в том, что иногда этот предок может оказаться не папой или мамой, и даже не дедушкой или бабушкой, а затеряться где-нибудь среди их сестер, братьев или даже теток с дядьками, а то и дальше. Некоторые предки могли и вовсе не знать, что они левши, если писали правой рукой. То есть, были скрытыми или переученными левшами.
Если ваш ребенок – левша, а вы сами – нет, ищите в роду, но копайте глубже. А если не найдете, пройдите нижеприведенные тесты. Вполне возможно, что их результаты станут для вас открытием.
Как определить степень левшества?
Существует множество тестов для определения предпочтения право – лево. Те, что я встречала в Интернете, были неполными: четырех – пяти пунктов для этого недостаточно. Нужно, чтобы участвовали все парные органы – руки, ноги, глаза, уши. И задания должны выполняться неосознанно, рефлекторно. Например, если вы хотите проверить кого-либо, не говорите ему об этом. Просто обращайте внимание на реакцию и запоминайте. Пунктов будет много.
А. Дайте испытуемому почистить мандарин. Левша будет сдирать кожуру левой рукой;
Б. попросите испытуемого заглянуть в глазок или в калейдоскоп. Левша, конечно же, заглянет туда левым глазом;
В. попросите испытуемого перепрыгнуть через что-нибудь. Левша будет отталкиваться правой ногой, а правша – левой. Помните у Высоцкого? «А у меня толчковая – правая!»;
Г. обратите внимание, как испытуемый говорит по телефону. К какому уху он его прикладывает?
Д. окликните испытуемого или попросите его посмотреть на пятку (или каблук). Левша в обоих случаях рефлекторно посмотрит налево;
Е. попросите достать что-нибудь с верхней полки. Естественно, левша будет тянуть вверх левую руку;
Ж. поговорите с испытуемым. Обратите внимание, какой рукой он жестикулирует;
З. попросите нарисовать год в виде циферблата, или расположить на нем знаки зодиака. Ярко выраженный левша сделает это против часовой стрелки (зеркальное видение);
И. посмотрите, какой рукой испытуемый откроет завинчивающуюся крышку у банки или бутылки;
Л. попросите испытуемого закрыть глаза и вытянуть руки вперед. А потом дотронуться пальцем до кончика носа. Левша, естественно, сделает это левой рукой.
М. бросьте предмет и посмотрите, какой рукой его поймает испытуемый. Для уверенного результата проделайте это несколько раз с разных позиций.
К этим испытаниям добавьте те тесты, которые есть в Интернете – скрещивание рук на груди (левая рука сверху), пальцы в замок (большой палец левой руки сверху), аплодирование (левая ладонь сверху), и вы получите более – менее ясную картину. Еще раз подчеркну – испытуемому лучше вообще не знать, что вы его проверяете. Просто смотрите внимательно на естественную реакцию.
Доброхотова и Брагина в своей книге делают осторожное предположение, что абсолютных левшей, у которых все парные органы имели бы сугубо левую ориентацию, не бывает. По их теории, у таких людей должна быть нарушена пространственно – временная ориентация. То есть, время для них должно идти в другую сторону. Из будущего в прошлое. С этим они связывают феномен предвидения событий, который у левшей они наблюдали клинически. Не знаю, бывает ли такое у правшей, но по собственному опыту могу сказать, что этот феномен имеет место быть.
Да, выглядит фантастично, но что поделать? Вот такие мы, левши, загадочные.
Предупрежден, значит, вооружен.
Не секрет, что в нашем праворуком мире левшам бывает очень неудобно. По статистике среди левшей выше риск травмы на производстве и в быту. Левшей всюду поджидает множество неожиданных опасностей. Хочу познакомить вас с важной информацией, которая поможет сохранить здоровье и даже жизнь.
1. Начнем с самой безобидной. Турникеты метро. Сама я в детстве панически их боялась. Дело в том, что они меня всегда захлопывали, хотя я честно опускала пятачок куда следует (как мне казалось). Но однажды одна добрая женщина – контролер сказала мне: “Девочка, ты, наверное, левша. Ты не в тот турникет опускаешь. Надо в правый”. Проблема была решена. Но сколько же мне приходилось видеть в метро недоумевающих взрослых, которые делали то же самое!
2. Нарушение ориентации право – лево. Это когда даже взрослый уже человек не знает, где право, где лево. Над такими людьми часто смеются (знаю на собственном опыте). Но выучить это до автоматического состояния никакими доступными способами не удается. Это никак не связано с уровнем интеллекта, образования и вообще с умственными способностями. Чаще всего этим «дефектом» страдают переученные и скрытые левши. Поэтому с такими людьми лучше не мудрить, а просто показывать направление пальцем, особенно в серьезных ситуациях. Например, на дороге. Не критикуйте таких людей и не пытайтесь научить их. Это бесполезно!
3. А вот эта информация касается уже вещей серьезных. Оказывается, были случаи, когда прыгавшие с парашютом левши разбивались. А все потому, что безуспешно искали кольцо левой рукой. Сейчас, когда так популярны экстремальные виды спорта и просто развлечения, нелишним будет это знать.
4. Даже если левша благополучно приспособился к правому миру и годами привычно делает какое-либо движение правой рукой, в экстремальной, нестандартной ситуации он может внезапно это движение забыть и пытаться делать то же самое левой. В этом я убедилась на личном опыте, когда после серьезной аварии не смогла вылезти из искореженной дымящейся машины. Как потом выяснилось, в стрессовой ситуации я пыталась отстегнуть водительский ремень безопасности слева, хотя уже десять лет, как водила машину и прекрасно знала, что отстегивается он справа.
5. Некоторые лекарственные препараты могут действовать на левшей иначе. Так, успокоительные средства могут вызывать возбуждение и наоборот. В любом случае следует помнить, что организм левши, особенно ярко выраженного левши, нестандартный, и может давать неожиданные реакции на любые медикаменты.
6. Когда женщина рожает, ребенок, выходя из родовых путей, в 90 % случаев вращается по часовой стрелке. В этот момент некоторые акушерки пытаются помочь роженице и поворачивают едва показавшуюся головку, ухватив ее пальцами. Если же ребенок вращается против часовой стрелки, что, опять же, связано с феноменом левшества, это может спровоцировать родовую травму.
Но, не все так плохо. Например, наша обычная леворульная машина с механической коробкой передач просто создана для левшей! Левше важно держать руль (контроль над дорогой) в левой руке. А правой переключать передачи. Соответственно, машины с правым рулем левшам не очень подходят. А правшей за рулем тоже видно сразу – их левый локоть летом всегда торчит из окна.
Физкультура и спорт.
В этих дисциплинах феномен левшества становится особенно заметным. Помню, каким мучением была для меня физкультура в школе! Сдавать всякие нормативы, типа метания мячика или гранаты, было просто невыносимо. Дело в том, что правой рукой я сделать этого не могла, а левой не умела. Из-за переучивания на правую руку нарушилась координация движений, и мячики с гранатами летели совсем не туда. К тому же, правая рука у левшей слабее левой. В итоге, я элементарно не могла бросить мячик с достаточным усилием, под нужным углом, и в нужном направлении.
А уж про волейбольную подачу даже и говорить нечего. Подавать нужно было сверху правой рукой из правого угла. А сделать это у меня категорически не получалось. Оказалось, что проблему можно решить, подавая снизу левой. Хорошо, что физрук оказался понимающим. Он же ради меня одной двигал коня, разрешал мне прыгать через планку с другой стороны (та самая толчковая правая), ну и вообще, искал компромиссы.
С другой стороны, среди выдающихся спортсменов всегда было очень много левшей. Особенно это заметно в боксе, фехтовании и теннисе. Процент левшей среди призеров в этих видах спорта много лет близок к 50%, а в фехтовании даже выше.
С другой стороны, в некоторых видах спорта левшество может и мешать. Например, при парных прыжках в воду левши и правши вращаются в разные стороны. За это им снижают баллы. Но прыгать, вращаясь по-другому, они не могут.
С вращением также связаны и другие виды спорта – гимнастика, фигурное катание, а так же танцы. Конечно, при помощи длительных тренировок можно добиться одинакового вращения в обе стороны, но от рождения одно из направлений (по часовой стрелке или против) является предпочтительным.
Нужно ли переучивать ребенка – левшу?
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Задавая его, обычно имеют в виду руку. Конечно, писать левой рукой при нашей обычной манере письма слева направо не так удобно. Но, например, в Израиле такой проблемы не существует вообще.
С другой стороны, даже если научить ребенка писать правой, то другие вещи он все равно будет делать левой. Если же упорно пытаться заставлять ребенка делать правой все, что возможно, может нарушиться координация движений (когда руки двигаются, как у правши, а ноги, как у левши) или возникнуть другая проблема (часто упоминают заикание).
Мне переучивание на правую руку далось довольно легко. Но когда я стала серьезно заниматься рисованием для поступления в художественный ВУЗ, оказалось, что моя правая рука впивается в карандаш мертвой хваткой и слишком напряжена. А для рисования на больших форматах руку необходимо расслабить. Пришлось переучиваться обратно, что, надо сказать, в таком возрасте было уже не так просто. Ах, если бы мне встретилась та воспитательница из яслей!
Наверное, последние лет сорок педагоги всего мира кричат в один голос: “левшей переучивать не надо!”. Но что делать, если ребенок видит зеркально и пишет так же? Даже если он продолжает писать левой рукой, вы должны научить его видеть наоборот. А вот это, как раз, сложно. Левши просто не понимают, что от них требуется! Они видят мир таким, каким вы его видите в зеркале, и им ваш мир кажется перевернутым наоборот. Именно об этом, как утверждают исследователи, написал свою книгу “Алиса в Зазеркалье” один из самых известных писателей – левшей Льюис Кэрролл.
Если ваш ребенок видит зеркально, переучивать его придется, как ни крути. Вот тут нужно правильно определить корень проблемы (зеркальное видение) пройдя соответствующие тесты (см. выше). А потом найти нужные слова и деликатно объяснить ребенку, что такое вращение по часовой стрелке, зеркальное отражение и письмо слева – направо. И почему нельзя продолжать писать так, как удобно вашему малышу.
Окружающий нас мир, в массе своей, праворук, и, несмотря на модную нынче толерантность, под левшей прогибаться не собирается. Поэтому левшам в любом случае приходится приспосабливаться к тому, что для них странно и неудобно. И задача родителей тактично примирить ребенка с этим, перевернутым миром, в котором все наоборот, все не так, как надо.
Я знала одного левшу, который лишь к сорока годам научился открывать консервные банки. Этот же человек, несмотря на несомненные достоинства и способности, был крайне закомплексован и болезненно мнителен. А все его проблемы были родом из детства, когда «добрые» родители привязывали левую руку к телу и заставляли все делать правой. В результате у ребенка сформировалось четкое представление о себе, как о каком-то ущербном и неправильном существе, которое нужно переделать, чтобы оно вообще на что-то сгодилось. Надо ли говорить, что этот человек, повзрослев, без всякого повода мстил и отравлял жизнь всем, кто его окружал.
Чтобы этого не случилось, будьте тактичны и внимательны со своим чадом.
Левшество – это не дефект. Это особенность. И эта особенность дает очень много возможностей, если правильно развить и направить данный от природы потенциал. А потенциал у левшей может быть очень и очень высоким. Вот тут и пригодятся все эти списки, которых в Интернете несметное количество. Просто наберите в поисковой строке «знаменитые левши» и вы получите список самых успешных, известных и талантливых людей в истории человечества.
С другой стороны, не стоит убеждать ребенка в том, что если он левша, то непременно станет гениальным художником или известным актером. Левшество – это не гарантия успеха, а лишь другой тип мышления, возможно, интуиция, возможно, тонкое восприятие мира, возможно, даже какие-то выдающиеся способности. Но для того, чтобы все это проявилось, нужно много работать, открыть свои сильные стороны, развивать их, найти им достойное применение и так далее.
Нестандарт.
В прочитанных в Интернете статьях мне приходилось видеть советы, как учить ребенка – левшу. Довольно странно, поскольку двух одинаковых левшей не существует! Соответственно, не существует и универсальных советов, а единых для всех левшей рецептов не может быть в принципе. Каждый левша имеет свой собственный набор странностей и проблем, связанных с левшеством.
Попытаюсь объяснить это на простом примере: одну и ту же логическую задачу левша и правша оба могут решить правильно, но разными способами. И если десять правшей решат эту задачу одним, простым и логичным образом, то десять левшей решат ее по-разному. И решения эти могут быть как оригинальными и гениально простыми, так и, как говорится, «через назад».
Но именно нестандартность мышления открывает перед левшами новые горизонты: самыми известными и успешными изобретателями в истории были именно левши (вспомним, хотя бы, Томаса Эдисона и Николу Тесла).
Надо понимать, что у левши мозг устроен совсем по-другому. Иногда ему очень трудно понять простые вещи, но, в то же время, вещи сложные даются ему без труда. И совсем не факт, что объяснение, подходящее для одного левши, подойдет и для другого.
Иногда может показаться, что ребенок – левша удивительно туп: объясняешь ему, объясняешь… Но, скорее всего, у такого ребенка просто совсем другой тип мышления. Чтобы он понял, нужно искать другие варианты объяснений. Кому-то больше подходит наглядная схема, кому-то – конкретные примеры.
Иногда левшам кажется, что все эти ваши объяснения слишком просты. И они не могут понять элементарные вещи, потому что не понимают, для чего вообще это нужно объяснять. Для того чтобы дотянуть объяснения до приемлемого уровня, их мозг старается усложнить картину, делая ее достойной объяснений вообще. Так, они могут делать странные ошибки при письме, усложняя грамматику.
Бывает, что сами левши, объясняя что-то, мыслят так быстро, что не считают нужным демонстрировать весь ход логики, прыгая в объяснениях “через ступеньку”. В этом случае, их объяснения и доказательства обычному человеку кажутся сумбурными и нелогичными. На самом деле достаточно просто вставить пропущенные этапы логической цепочки.
Некоторые левши могут видеть в голове правильный ответ, но не могут объяснить, как они его получили. Их мозг пропускает эту стадию, не считая ее важной. В этом случае учителя «старой закалки» могут обвинить ребенка в том, что он просто списал ответ, навешать ярлыков и даже наказать. А такие дети, обычно, очень болезненно переживают то, что им не верят. Но они, действительно, не могут объяснить, как получили ответ. Он просто возникает в голове. И все.
Иногда левшам сложно дается понимание отдельных элементов мозаики, пока она не складывается в единое целое. Так, в школе было принято заучивать алфавит группами по 4-5 букв. А мне было проще сразу выучить алфавит целиком. То же было и с таблицей умножения, и с временами английского языка. Пока не видишь целого, отдельные детали не дают ровным счетом ничего. Даже наоборот, запутывают и делают обучение невозможным. Поэтому попробуйте изучать с ребенком – левшой предмет от целого к частному. А если это невозможно (например, из-за большого объема информации), не требуйте больших успехов на промежуточных этапах.
В любом случае, взрослый должен изыскать весь свой творческий потенциал, чтобы найти тот способ объяснений, который подходит конкретному ребенку, научиться понимать его, учитывая особенности его необычного мышления, примириться с тем, что ребенок этот – не такой, как вы, с тем, что он видит и чувствует этот мир иначе. Ребенок – левша – замечательный тренер вашего собственного развития и творческого роста.
Импульсивность поведения.
Поскольку левши являются людьми нестандартными, то самым загадочным для них является… поведение обычного человека. То есть, им сложно спрогнозировать обычную, стандартную человеческую реакцию. Мозг левши придумает с десяток вариантов развития событий, кроме одного – обыденного, банального и самого простого варианта. Следовательно, левше невозможно спрогнозировать стандартную ситуацию и подготовиться к ней. Это вырабатывает у левшей импульсивность поведения. Жизнь заставляет их реагировать по ситуации – быстро, спонтанно. Иногда это даже на пользу. Например, левшам хорошо дается так называемый «мозговой штурм». Они могут быстро сконцентрироваться на проблеме и предложить кучу оригинальных вариантов, которые другим даже в голову не придут.
Но в обычной, повседневной жизни неспособность прогнозировать самые элементарные жизненные ситуации сильно мешает. Это очень осложняет общение, делает некоторых левшей замкнутыми и робкими. Они избегают общения, не понимают, почему все вокруг ведут себя вовсе не так, как они предполагали. Иногда они ждут от вас реакции, которая вам бы и в голову не пришла. И потом страшно разочаровываются и обижаются.
Чтобы избежать этой проблемы, достаточно озвучить левше эту его особенность. Конечно, делать это надо уже в подростковом возрасте. А маленького ребенка приучать не зацикливаться на собственных фантазиях по поводу чужого поведения: “Давай посмотрим, что скажет бабушка” или “давай спросим, что он сам об этом думает”. Поверьте, это очень упростит жизнь вашего ребенка.
Парапсихология.
Иногда левши могут удивить совсем уж невероятными вещами (не зря в аннотации книги Доброхотовой и Брагиной упоминались парапсихологи). У кого-то могут прилипать предметы к телу (обычно к рукам или ко лбу), кто-то может видеть вещие сны (как бы заглядывая в будущее). Кто-то может видеть через стены, находить спрятанные вещи, читать чужие мысли и проделывать другие чудеса, от которых мурашки бегут по коже. Самое интересное, что об этих феноменах пишут серьезные врачи, наблюдавшие все это в условиях клиники в восьмидесятые годы, задолго до массового увлечения всей этой «мистикой». Они связывают некоторые из этих явлений с искажением пространственно – временной ориентации у левшей.
Если вдруг вы услышите о чем-то подобном от своего ребенка – левши, есть повод насторожиться. Возможно, что он тоже обладает паранормальными способностями.
Постарайтесь тактично и осторожно разведать, что такого необычного видит, слышит или может ваш ребенок. Возможно, это всего лишь продукт его фантазии, буйностью которой правополушарные личности тоже отличаются от остальных людей. Но вполне может оказаться, что у ребенка действительно есть какие-то паранормальные способности, которые могут его самого пугать и даже быть опасными.
Если же вы такие способности обнаружите, не стоит с гордостью демонстрировать такого ребенка друзьям и знакомым. Наоборот, лучше держать это в секрете от окружающих, объяснить ребенку, что наше общество не очень благосклонно относится к необъяснимым наукой явлениям. А если уж эти паранормальные дела начнут вас всерьез беспокоить, обратитесь к специалистам. Например, в Центр Михаила Виноградова (Москва).
Ну вот, пожалуй, и все. По крайней мере, о самых важных вещах, о которых должен знать каждый левша или его родители, я упомянула. Конечно же, мир левшей все еще мало изучен и полон сюрпризов. Но исследования продолжаются, все время появляется новая информация. Да и вы сами, родители левшей, можете внести свою лепту в исследование этого феномена, наблюдая за своим ребенком и пытаясь его понять. Смотрите, запоминайте, записывайте и делитесь с другими.
Свидетельство о публикации №220081300660
По поводу ранней диагностики. Практикующие хироманты говорят, что по линиям на руке это видно с самого рождения. Я проверял на взрослых людях и убедился, что правило работает. На ладони ведущей руки заметно меньше тонких линий.
А у вас?
Астрология Для Писателей 14.08.2020 10:15 Заявить о нарушении