О пирожках ухо, горло, нос

О пирожках "ухо, горло, нос".

Я не раз в своих "повествованиях" касался тем общепита. Это и не удивительно, так как для меня, по сей день прекрасно помнящего голодное детство во время Великой Отечественной войны, не имеет принципиального значения, что именно я ем, самое главное для меня - получение ощущения абсолютной сытости после завершения обеда, завтрака и ужина. Я родился в Ташкенте, поэтому самыми лучшими блюдами для меня, всегда дающими ощущение полного насыщения, являются блюда узбекской национальной кухни и, на удивление, пирожки с ливером, которые в народе называли либо пирожками "ухо, горло, нос", либо (гораздо реже) пирожками "собачья радость".

Старожилы Ташкента, наверняка, помнят  мясокомбинат, который располагался некогда на Бешагаче рядом с Комсомольским озером. На этом комбинате имелся цех, специально предназначенный для изготовления  вышеуказанных пирожков, в состав которых, коме ливера и муки, входила рисовая сечка. Данные пирожки производились в этом цехе непрерывно в течение всего рабочего дня и, так же непрерывно, они поступали в продажу.

На площади Бешагач, напротив центрального входа на территорию Комсомольского озера, постоянно находились две тележки на велосипедных колесах, на которых были установлены фанерные ящики, имевшие внутри неплохую теплоизоляцию для того, чтобы поступающие в продажу пирожки всегда были горячими. Продавцы, торгующие пирожками, никогда не сидели в бездействии в ожидании покупателей. Наоборот, покупатели всегда толпились в очереди, в надежде, что им удастся купить пирожки сразу же, не дожидаясь подвоза свежей партии. И никто не удивлялся такой бешеной популярности этих пирожков, так как они всегда были горячими, очень вкусными и чрезвычайно дешевыми: один пирожок стоил всего 4 копейки.

Продажа шла весьма бойко: продавцы, открыв крышку ящика, молниеносно накалывали на шашлычную палочку необходимое покупателю количество пирожков, и скидывали их в коричневый пакет из плотной бумаги, предназначенной для изготовления многослойных крафт-мешков. Многие мои коллеги по работе прекрасно знали о моем неравнодушном отношении к этим пирожкам, поэтому, когда им доводилось в рабочее время оказаться по служебной необходимости вблизи этого злачного места, они обязательно покупали для меня десять пирожков, так как точно знали, что именно такое количество пирожков я съем сразу же по их получении, независимо от того, сыт я или голоден. Причем я ел их, запивая горячим чаем вприкуску с кусковым прессованным сахаром-рафинадом.    

Когда мне приходилось выезжать в командировки в другие города Советского Союза, частенько возникали сложности с питанием. Если бы в этих городах можно было бы найти в продаже пирожки с ливером, такие проблемы успешно бы решались, как говорится, на корню. Но, увы, такие пирожки я без труда находил только в одном городе. Это был город Хмельницкий на Украине, в котором во многих местах стояли прекрасные живописные тележки на велосипедных колесах, в которых имелись многочисленные теплоизолированные отделения с различными пирожками - с мясом, повидлом, картошкой, капустой, тыквой и с ливером! Пирожки с ливером, как и в Ташкенте, всегда были горячими, невероятно вкусными и баснословно дешевыми, так что я часто заменял столовские обеды этими пирожками. В отличие от наших бесформенных пирожков "ухо, горло, нос", они были потрясающе красивыми внешне, имели строгую цилиндрическую форму, но по вкусу стопроцентно соответствовали нашим, так что я получал там большое удовольствие!

Один из моих знакомых, уехавший еще в советское время с семьей в Эстонию (проживающий ныне в США), в одном из своих писем с ностальгией вспоминал пирожки "ухо, горло, нос". Однажды в Таллине, в самом центре города, на ступеньках Дома Быта, он с удивлением и огромной радостью увидел человека, который в фирменном облачении продавал точно такие же, как в Ташкенте, пирожки с ливером, которые находились внутри  бидона с теплоизоляцией, чтобы пирожки были постоянно горячими. Мой знакомый стал постоянным покупателем этих пирожков, и наслаждался ими регулярно с понедельника по пятницу.

В Ташкенте сейчас в очень многих ларьках готовят и продают такие пирожки, которые теперь называются "гумма" и стоят 1500 сумов за штуку. Я нередко их покупаю, но, по-моему, мясокомбинатские были вкуснее (как говорится, в годы нашей молодости и снег был белее!).

Борис Пономарев


Рецензии