Август пахнет дыней

Август пахнет дыней. Той, узбекской дыней, которую папа привозил в детстве с рынка в воскресенье рано утром. Он привозил целую сумку торпед и пока их ещё не успели разрезать мы устраивали целые баталища.

Праздник дынь, был известен на весь наш двор. К нам приходили гости, мама пекла фирменный пирог, мы пили чай и пели песни под танбур. Папа надевал очень старую тюбетейку и рассказывал многочисленные истории из своего детства, о неделях на пролет проведенных с отцом в степях и пустынях, в сборе данных для дедушкиной диссертации. Папа был 1932 года рождения и у него были 8 счастливых кочевых лет с отцом, до общесоюзной мобилизации.

Для папы, праздник дынь - был самый важный день в году. Праздник дынь – был день памяти дедушки. Этого не знал никто, и я сама узнала только когда разбирала вещи после папиных похорон и нашла старое письмо с фронта:

«Привет мои родные!
Лолочка, дорогая, как твои дела, как новая жизнь в эвакуации? Я надеюсь, что у вас всё хорошо и что ты не пропадаешь на работе сутки на пролет на благо армейских нужд. Бахти не пропускает школу? Знаю этого сорванца, с его вечным желанием смастерить самолет и улететь покорять неведомые земли.

Лолочка, я очень скучаю по твоим ладоням, здесь в холодных опоках, мне так не хватает твоих нежных прикосновений, твоих ярких глаз, что кружили меня с первых секунд, с той встречи в деканате института у списков о зачислении в магистратуру. Ты была в том желтом платье и с отцовским портфелем, который казался больше тебя. Твои глаза светились радостью, ты нашла свою фамилию на листе зачисленных, и сразу за ней была и моя. Я пошутил, что лето не прошло зря, и что недели подготовки оправданны тем моментом, что я удостоился чести стоять рядом с самой прекрасной девушкой института и ты смущенно заулыбалась. Я пригласил тебя съесть мороженное, а ты сказала, что очень хочется дыни. Найти дыню в Москве в августе 1928 было бы не самой легкой задачей для простого студента, если бы родители не прислали мне посылку из дома с как раз дозревшей дыней. Мы проговорили с тобой до самой полночи сидя на лавочке около общежития, за дыней я так и не поднялся. Тетя Дуся, наш комендант, напомнила, что еще 15 минут, а потом не пустит меня ночевать. Я пошел тебя провожать, и я понял, что хочу говорить с тобой до конца жизни.

На следующее утро, я был у твоего подъезда с ромашками и той самой дыней, ты улыбалась мне со второго этажа и твои глаза горели счастьем.

Ах, родная, я надеюсь, что я ещё их увижу, твои синие, как небо глаза.

Целую твои ладони, обнимаю тебя и нашего Бахти.
Твой Темир.
Октябрь 1942.»

Сразу за письмом лежала похоронка. Дедушка так и не вернулся домой.

Папа каждый август покупал дыни и обращался мыслями к своим самым дорогим людям.


Рецензии