Испания - Сны об Испании

Теперь уже можно писать о ней. А тогда, два года назад, эмоции переполняли и захлестывали. Загадочная и манящая Испания наяву оказалась ярче и интересней всех книг и описаний о ней. Вот уж воистину «лучше один раз увидеть», а лучше и не один.
Альгамбра — моя детская мечта. Моя мамочка рассказывала чудесные истории о волшебном дворце, где жил великий правитель. Он сидел на золотом троне, а по бокам его охраняли золотые львы. И как только иноземные послы приближались к правителю, львы поднимались, грозно рычали, пламя вырывалось из их пасти. Слава о богатстве и могуществе царства гремела по всему свету. Дворец назывался Альгамбра.
— Поедем, посмотрим на этих львов и чудесный дворец! Там, оказывается, есть целый львиный дворик! К тому же он находится рядом с Гранадой. Помните у Светлова: «Гренада, Гренада, Гренада моя!» И там жил и творил Лорка. Я хочу увидеть апельсиновые рощи и знойную Андалусию, о которых он писал. А Севилья, Кармен? А Дон Жуан, наконец? Фламенко — дробный перестук каблуков и еле сдерживаемая страсть. Мы всё это увидим! Попробуем настоящий херес. И в справочнике написано, что обязательно нужно попробовать хамон — сыровяленый окорок густого тёмного цвета. Послушайте: Севилья, Мадрид, Сарагоса, Валенсия… Это же звучит как песня… Об этом только мечтать! А мы увидим! Решено!
Мы поехали. И увидели много нового, и узнали тоже.
Фонтаны. Мы привыкли к ним радостным, торжествующим, извергающим каскады воды, мириады разноцветных брызг, белопенным.
А фонтан Бахчисарайского дворца, «фонтан любви, фонтан печали» совсем другой: на водной глади раковины-завитка бьётся крошечный родничок воды. И таких фонтанов много в арабском мире. Другой менталитет. Вода так ценна, что её расходование бережное, продуманное, выверенное.
Нет в жаркий день ничего приятнее для слуха, нежели журчание воды. И великолепные арабские математики рассчитывали перепад высоты так, чтобы слух ласкал определённый тон и звук. Вода течёт по желобам и уступам, разливается в водоёмах, создаёт зеркальную гладь, отражающую мавританскую архитектуру — изящные тонкие колонны и бесконечные арки — и померанцевые сады. Пышные розы клонят свои головки к воде, устав от собственного великолепия. И журчит, журчит вода под ослепительно-синим майоликовым небом. Таких фонтанов много в Кордобе.
Картинный Толедо на крутой горе в знойном струящемся мареве. Гулкие каменные мостовые, дома, плотно прижавшиеся друг к другу. Величественный собор с дивной деревянной тёмной резьбой — оплот инквизиции. И тут же чудесная скульптура наивной Мадонны со светлым девическим личиком. Росписи Эль Греко. Древнейшая синагога. А в многочисленных лавочках превосходная керамика, ослепительная, многоцветная и дивные зеркала в керамических же рамах. Толедо — родина марципанов. Это совсем не то, что продают у нас. Миндальный восторг, тающий во рту! Все разные. Глаза разбегаются, не знаешь, что выбрать. А язык просит: ещё, ещё!
В Кордобе, в районе Мескиты, знаменитого мавритано-католического храма, мы открыли одну из самых пленительных вещей Испании — внутренние дворики. Это и есть сказка Шахерезады наяву. С цветниками и фонтанами, многоцветными изразцами, скрытые от любопытных глаз эти дворики манят прохладой и отдохновением.
В одном из них мы видели шоу фламенко. Зрители сидели за столиками, потягивали херес. На столиках подрагивали за лампадным стеклом свечи, к ним стремились мотыльки. Ночная тьма благоухала пряностями, цитрусовыми, розами и жасмином. Рокот и плач гитары прерывался перестуком каблуков, вспыхивали и опадали юбки танцовщиц. И мы глаз не могли оторвать от этого зрелища, смотрели зачарованно, как те мотыльки.
Хамон — незнакомое слово, будто шарики перекатываются во рту — ха-, -мон — невесомые легкие, как выдох и вдох. И сами кусочки ветчины такие же, тончайшие, полупрозрачные — нарезать её целое искусство — тают во рту, оставляя приятное послевкусие. Деликатес — праздник, недаром хамон обязательный атрибут рождественского стола. Здесь есть свои тонкости. Этот сыровяленый окорок лучше покупать с левой ноги, тогда он нежнее, вкуснее и мягче. Поэтому хамон с левой ноги всегда стоит дороже. А есть его хорошо с дыней, так он вкуснее.
Да, во всем есть нюансы. Вот и суп из бычьих хвостов с корриды не могут подать в ноябре, потому что коррида заканчивается в начале октября.
В Севильском соборе находится самая поразительная гробница из тех, что я видела на своём веку. Гробница Колумба! Четыре величественных короля исполинского роста в роскошных одеждах несут на плечах гроб великого мореплавателя. Он не хотел быть погребенным в земле Испании, поэтому теперь парит над ней.
И пусть теперь Колумб — легенда: достоверно неизвестно даже кем он был: португальцем или итальянцем, и где сейчас находится его прах, возможно, что и здесь. Но одно очевидно — этот человек перекроил мир, немыслимо расширил границы Испании и испанского влияния. Вся Латинская Америка — это дружественные братские народы для Испании. Поэтому планета для испанцев выглядит иначе, чем для нас: огромный испаноговорящий мир и … остальная его часть.
Замечательны географические карты разных стран. Все они организованы по принципу: Я и Мир.
Например, в центре земного шара Испания и Латинская Америка, а потом всё остальное. И сразу видишь величие Испании и её ментальность.
«Рыба плывёт, рыбу едят, рыбу съели» — это три сооружения Валенсии, они поражают воображение своим футуристическим видом. А придумал «Город науки и искусства» гениальный современный архитектор Сантьяго Калатрава. Городок этот разбит в бывшем русле реки Турии. И вот что приходит на ум, когда видишь такие вещи: мы должны только восхищаться великими достижениями прошлого или и сами на что-то способны? Жить и творить. А история рассудит. Тварь я дрожащая или право имею?
Вот какую легенду нам поведали о происхождении флага Каталонии — четыре красные полосы по жёлтому полю. Это умирающий герцог провёл окровавленной пятернёй по щиту — и получился флаг Каталонии (центр Барселона).
Сколько копий ломалось вокруг Антонио Гауди! Его парк Гуэль, фантастические жилые дома (кстати, люди говорят, очень удобные для житья!) и храм Саграда Фамилия принесли всемирную славу Барселоне, являются местом туристического паломничества, но до сих пор у многих вызывают шок.
«Безумству храбрых поём мы песню»! Такие безумцы расширяют границы привычного нам мира, делают его ярче и краше! Как определяется грань дозволенного, можно и нельзя? Вы знаете?
А что же Альгамбра? Попали ли мы туда? О, да! На окраине Гранады расположен комплекс мавританского дворца и прекрасные сады Хенералифе. Сад создан по образу рая из Корана.
Стройные ряды кипарисов, хвойники, розы, деревья, гладь водоёмов, мощёные дорожки. После полудня, часа в четыре садовники начинали поливать сад, вода начинала испаряться, а сад благоухать. Дневная жара в это время спадает — это самое комфортное время, отрада души!
Когда Изабелла Кастильская отвоевала Альгамбру у мавров, католические правители построили рядом европейский дворец. Но оказалось, что в мавританских покоях и садах жить намного приятнее!
Мы заходим в львиный дворик и выясняем, что их забрали на реставрацию. Но это вовсе не волшебные мамины рычащие львы, а стилизованные фигурки вокруг фонтана. А маминых золотых рычащих львов мы позже нашли в Москве в Коломенском дворце царя Алексея Михайловича.
Мы ходим по Альгамбре и садам, раскрыв рот от восхищения. Везде золотое узорочье отделки и прекрасная арабская вязь, сама как украшение. Покои пустые, но можно представить насколько они были нарядны с убранством.
Наша подтянутая миловидная экскурсовод Изабелла рассказывает интересные истории о былом. И я говорю доченьке вполголоса:
— Как жаль, что мы у неё четвёртая группа, и она устала. Как она, наверно, первым интересно рассказывала!
— Рассказывала так же, как и вам! Не переживайте! — Изабелла поворачивается ко мне. Я смущена, что она услышала.
— Вы очень интересно рассказываете. И много знаете! У вас уровень кандидата исторических наук и искусствоведа! Вы могли бы преподавать на кафедре большого университета, а вместо этого водите экскурсии по музею! — мне жаль Изабеллу, я ей сочувствую.
— Я счастлива, что здесь работаю. Я живу поблизости и люблю эти сады больше всего на свете! И рада рассказывать о них и их показывать! Не хочу ничего больше! Я живу в прекрасном месте и работаю в прекрасном месте, и занимаюсь тем, чем нравится! Я — уже счастливый человек! — она смотрит на меня с вызовом. У нас получилась почти коррида. Я «получила по мозгам» и сдаюсь:
— Здорово! Я вам завидую! На свете мало кто так может про себя сказать!..
Подумала, что это что-то глубинное в менталитете испанцев, сродни знаменитой «маньяне».
Москвичи — сумасшедшие, мы всё время куда-то торопимся, бежим, а когда добегаем, то оказывается, что нужно было «вчера», и мы вновь бежим. Релакс, то есть расслабиться, для москвича самое трудное.
Испанцы — уже расслаблены. Любимое слово «маньяна» — потом, завтра, позднее, по типу «расслабься». Они уже получают удовольствие от настоящего: от общения, от еды, от работы, от сейчас!
Эта «маньяна» нас однажды подвела. Мы поехали в испанский диснейленд — Порт Авентура. Знали, что там есть очень интересные шоу, а разрушающийся ацтекский храм вообще потрясает воображение.
Мы посмотрели расписание и раза три подходили к павильону, но он всякий раз был закрыт. Мы удивлялись необязательности испанцев, ругали «маньяну». На четвёртый раз мы всё-таки попали внутрь. Это было захватывающе, великолепно! Но шоу начиналось точно по времени, минута в минуту, а мы, зная о «маньяне», три раза опаздывали на три-пять минут!
Бог наказывает за самонадеянность! Подъезжая к Салоу, мы увидели на фоне неба высоченный столб, заинтересовались:
— Что это?
— Это виден аттракцион парка Порт Авентура — Hurakan Condor, высота 115 метров, с этой высоты падаешь, — пояснили нам.
— Люди совсем с ума сошли! — безапелляционно заявила я. — За свои деньги — такой ужас! А если сердце разорвётся?
И вот мы в Парк Авентура. После первого же аттракциона мы потеряли детей, Макса с Любашей, и всё остальное время их разыскивали, попутно посещая аттракционы. Муж решил упасть с Кондора, как верная жена, я поднялась проводить его в последний путь. Как вдруг женщина наверху деловито начала одевать хомут не только на мужа, но и на меня:
— Что вы! Я не собираюсь прыгать, я сейчас спущусь!!! — пыталась я вырваться, но тщетно. Женщина не понимала по-русски, я не говорю на испанском, а сзади напирал народ.
— Читай молитвы, — посоветовал муж.
И мы рухнули вниз. Остались живы.
— Господи! Я же сама поражалась на чудаков, что падают, смотрела на них, как на ненормальных. И вот прыгнула! Прости, Господи, за невоздержанный язык! Но ощущения сильные!
В этот момент мы увидели своих детей и потащили их на аттракцион. Но наверху на нас с мужем опять стали одевать хомуты.
— Нет, нет! Мы уже прыгали! Только дети! — пытались мы отбиться, но тщетно.
И мы прыгнули ещё раз!
Половину девочек в Испании зовут Пилар, а вторую — Монтсеррат (Кабалье, например). По двум самым почитаемым в Испании Богородицам.
Богородица Пилар находится в Сарагосе. Пилар означает «колонна». Кусок колонны принесённый самой Богородицей, хранится в соборе. Тут же на прилавке лежат освящённые разноцветные ленточки, кладёшь жертву на храм и берёшь ленточку. Это — мощное лекарство и оружие от болезней и напастей. Когда врачи не в силах помочь, повязываешь с молитвой ленточку — и исцеляешься! «По вере вашей будет вам!»
А в горах Монсеррат на севере Испании находится знаменитый одноимённый монастырь. При монастыре существует детский хор мальчиков с ангельскими голосами.
Чёрная мадонна Монсеррат известна многочисленными чудесами. Здесь же музей Богородицы с говорящими экспонатами: чьи-то костыли — человек исцелился, множество детских чепчиков и распашонок — мадонна помогла бесплодным, и так далее. Видимо, и голосистую оперную диву Монсеррат Кабалье когда-то выпросили родители нам на радость!


Рецензии

Интересный, познавательный экскурс.
Спасибо, Любовь, творческой Вам
удачи. С уважением

Виктор Костылев   23.08.2023 17:19     Заявить о нарушении
Дорогой Виктор, Вам бы больше понравилась «итальянская мозаика» или «тайские сказки», или три вещи про Китай в сборнике «царь горы». С уважением, Любовь

Любовь Машкович   23.08.2023 18:02   Заявить о нарушении