Эски-Кермен у Бахчисарая

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
Эски-Кермен.
     Относится к категории Пещерных городов Крыма.
     Всё, что мы знаем об этом городе, это то, что раскопали археологи, а также косвенная информация из различных источников. Ни в каких письменах прямо об этом городе не рассказывалось. Неизвестно также, как он назывался до прихода сюда татар в 13-м веке, когда он получил именование Эске-Кермен.
     Со времён его основания в окрестностях крепости сохранилось только одно, известное археологам, поселение Черкес-Кермен, ныне село Крепкое.
     Город располагался на горном плато на краю 30-ти метрового обрыва территориально между Бахчисараем и Мангуп-Кале.
     Именование города особых споров у лингвистов не вызывает. Старая крепость. Лексика полностью крымско-татарская.
     В переписке Хазарского Царя иосифа с его иудейскими адресатами в Европе упоминается город под названием Кут. Исследователи полагают, что Иосиф здесь имел в виду город, который впоследствии стал называться Эски-Кермен.
     Город основан, как предполагают археологи, скифо-сарматами в 3-м веке до Рождества Христова, пришедшие со стороны Днепра.
     В конце 3-го века по Рождеству Христову сюда приходят готские племена, которые строят на плато первые искусственные укрепления. Готский социокультурный след присутствует в городе вплоть до 13-го века.
     К 4-му веку учёные относят начало строительства Базилики византийского типа, которая достраивалась вплоть до конца 8-го века, когда здесь вспыхнуло восстание против хазар.
     В 6-м веке в Крыму владычествуют византийцы. Вместе с готами они строят тут укреплённый пункт, с помощью которого контролировали дорогу к портам на побережье. Это был период строительства защитной византийской линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма.
     Некоторые историки пытаются ассоциировать Эски-Кермен с легендарным и летописным городом Дорос, который принято размещать на Дырявом мысе Мангуп-Кале. Они при этом ссылаются на название города «Старый Город».
     Действительно, в архитектуре города начала его основания археологи находят не так много византийского. К примеру глубокий осадный колодец с шести маршевой лестницей, имеющей восемьдесят ступеней, на дне которого до сих пор действует подземный источник, образовавший небольшое озеро. Этот колодец является результатом зодческого творчества сначала скифов, а потом готов, любителей обустраивать свои тайны лестницами.
     Пещеры города имеют в основном естественное происхождение. Есть небольшие вырубки в известняке. В гротах жили иноки, ушедшие от жизненных утех. Но их было не много и никаких попыток создать здесь монастырь учёные не обнаружили.
     Гроты горожанами использовались для хозяйственных нужд, для оборонных сооружений, мастерских, небольших молелен и гробниц.
     Город был большой по средневековым меркам. Площадь он занимал около 20-ти гектар. Город был сильно вытянут, словно корабль.
     Крепость для своего времени должна была считаться неприступной. Сама крепость расположена была на плато, вокруг которого стояли отвесные скалы.
     Подходы к плато были защищены стенами со скальным фундаментом. В стенах было встроено несколько ворот с башнями. На самом плато византийцы возвели дозорную башню, которые местные мифологи называют Кыз-Келе, то есть девичья башня, связывая это название с несколькими легендами о девушках, которых, как правило, местные правители тут держали, принуждая выйти замуж, а они ни в какую и выбрасывались с башни или возносились Икарами в облака.
     Пещерный комплекс имел главную улицу, от которой в разные стороны отходили коридоры с казематами. Отсюда можно было попасть в осадный колодец и пройти в церкви Успения Марии и Трёх всадников, последняя церковь была данью скифским сарматам, которые приложили немало усилий для обустройства пещер. По всей видимости, аланы, прибывшие сюда в 10-м веке вместе с русскими купцами, нашли здесь сармат, своих древних сородичей. Все вместе они и соорудили пещерную крепость Трёх Всадников, зодчество которой ассоциируется с посвящением Григорию Победоносцу.
     В пещерах было несколько десятков каменных мешков с вентиляцией для хранения зерна. В таких каменных выемках зерно можно было хранить по нескольку лет.
     По верху пещер на склоне плато сохранились ряды дикого виноградника, которые и сейчас, несмотря на многочисленные перерождения, сохраняют свою изначальную рядность тысячелетней давности, словно дожидаясь своего хозяина.
     Жители города и его предместий занимались в основном земледелием, торговлей, а также ремеслом, необходимым для обороны города, обеспечения его жизнедеятельности. При появлении врагов, люди прятались за стенами крепости города и в его пещерном комплексе.
     В середине 8-го века в Крым приходят хазары, которые пытаются вытеснить с полуострова инородные племена, в том числе готов, которые являли здесь весьма организованную силу, мешавшую владычеству Византии. Хазары пришли в Крым по сговору с византийцами. Пришли на одно лето, чтобы разрушить Готскую республику, но остались тут надолго. Хазария контролировала степи Крыма, а Византия держала под своим контролем всю прибрежную часть полуострова.
     В 787-м году вспыхивает восстание против хазар, и в Эске-Кермене был один из самых упорных его очагов. Возглавил восстание Епископ Иоанн Готский. Хазары подавили восставший город и разрушили всю систему его обороны. На горном плато, после хазарского разгрома, полтора столетия городская жизнь еле теплилась.
     В 9-м веке сюда поселяются несколько иудейских семей, владевших еврейской письменностью, но происходили они от тюрков. Судя по всему, эти иудеи представляли интересы хазарской знати, которая в середине 9-го века была почти полностью иудейская. Хазарские иудеи заняли торговую нишу. В качестве налогоплательщиков они обычно выступали одним юридическим лицом, своей общиной, способной быстро капитализировать свои средства и использовать свои возможности вести переписку с своими еврейскими общинами по всему тогдашнему миру.
      С середины 10-го века, после ослабления Хазарии, на полуостров возвращаются византийские греки, приведя с собой русских купцов. Здесь был поставлен сторожевой отряд, нанятый из местных жителей, появились небольшие склады. Город постепенно разрастается, также растёт и его военно-политическое и торговое значение.
     Наибольшего расцвета город достигает в 12-м веке. Здесь появились широкие, чётко спланированные улицы, кварталы были плотно застроены жилыми домами. В городе сидит епископ всей округи. В храме города вырублена его кафедра.
     В 13-м веке расширяется Базилика в центре плато. Здесь живёт не менее 700 семей.
     В 1297-м году город подвергся серьёзным разрушениям в результате землетрясения. Не успев опомниться, его навестили непрошеные гости, орды Ногая.
     В течение столетия город пытался восстановить сельскохозяйственные угодья, которые всегда были главной темой его существования.
     В 1399-м году сюда приходит очередная беда в лице Едигея, темника Золотой Орды. Были уничтожены все вновь отстроенные укрепления, церкви, Базилика, жилища.
++++++++++++++++++++


Рецензии