Франция - Парижский портрет

В Париже обязательным пунктом туристической программы является замечательный музей Д’Орсе, в нём находится отличное собрание импрессионистов.
Мы всегда посещаем его с удовольствием, потому что, как известно, «нельзя объять необъятное» за один раз, поэтому каждый раз идёшь и что-то новое для себя открываешь.
В этот раз мы неожиданно для себя открыли прекрасный портрет Боабдила, последнего владетеля Альгамбры. В испанской прошлогодней поездке его история очень растрогала нас, и сейчас мы с интересом разглядывали страстного, даже какого-то «огненного» молодого человека.
Посмотрели выставку художника, чьими воспалёнными фантазиями украшает свои книги Борис Акунин.
Посмотрели любимых импрессионистов.
Немного уставшие, но довольные мы вышли из музея и сели в автобус.
И тут экскурсовод Ирэн, бывшая соотечественница, некогда вышедшая замуж за француза, в ответ на все ахи-охи сказала:
— А я прихожу в этот музей, чтобы ещё раз полюбоваться на портрет красавицы Вареньки Римской-Корсаковой!
Автобус дружно выдохнул:
— Вы нам раньше не могли этого сказать? Мы бы тоже полюбовались! А теперь всё — поезд ушёл!
Все туристы несколько расстроились, а я особенно, потому что очень люблю и ценю красавиц!
Большинство экскурсий в Париже начинается и заканчивается у нарядного здания Гранд Опера, вот и нас с утра там забрали, а сейчас туда же подвезли.
Нашего экскурсовода уже поджидала очаровательная девочка лет пятнадцати-шестнадцати, видимо, её дочь. Она сразу бросилась к матери и начала что-то быстро ей говорить. Было видно, что той приятно, что все оглядываются на её ребёнка, и что мать тайно и явно гордится красотой дочери. Мы мысленно пожелали им счастья.
Через пару лет в Москве в Пушкинском музее (ГМИИ им. Пушкина) состоялась выставка, посвященная юбилею Кристиана Диора и его Дома мод. Конечно, я пошла. Выставка была оформлена с большим вкусом. К элегантным нарядам были подобраны предметы искусства, картины, портреты.
Внимательно изучаю коллекцию, перехожу от экспоната к экспонату. И вдруг в главном «Белом зале» я натыкаюсь на портрет замечательной красавицы в белом платье с голубыми лентами. Читаю подпись:
Франц Ксавье Винтерхальтер
Портрет Вареньки Римской-Корсаковой
1864 год
Париж, музей Д’Орсе
Вот это да! «Слава тебе, Господи! Слава тебе!» Что за чудо?! Тогда в Париже я не смогла посмотреть на красавицу Вареньку — и вот спустя два года она сама приехала ко мне в Москву!
Я присмотрелась к красавице и всё поняла: это был портрет дочки нашего экскурсовода, только в другом платье и немного старше. Мать сразу увидела сходство и гордилась этим, поэтому и ходила любоваться портретом.
P.S. Варенька и её муж Николай выведены у Льва Толстого в «Анне Карениной» под именем Корсунских, как главный распорядитель балов, лучший кавалер, «женатый красивый и статный мужчина и … до невозможности обнаженная его жена, красавица Лиди».
Позднее, когда между супругами пробежала кошка раздора, Варенька удалилась в Париж, где своей яркой красотой и провокационными нарядами заставляла зеленеть от злости тамошнюю законодательницу мод, ни много ни мало саму императрицу Евгению, жену Наполеона III.
А многочисленным искателям руки и сердца, красавица холодно замечала, что никто из них не может и близко сравниться с её мужем красотой, умом, талантом и храбростью.


Рецензии